"Черные лесорубы" зарабатывают миллионы на смоленских лесах

http://www.province.ru - Добавил student в категорию Бизнес и экономика

Древесина крадется гектарами. Но остановить незаконные вырубки не могут ни милиционеры, ни лесники.



Кто в лес, кто по дрова



В январе этого года лесник одного из районов области решил нарубить дровишек. Причем не абы каких, а хвойных, которые традиционно считаются ценными. Участок выбрал с этой точки зрения безопасный - тот самый, который сам и должен был охранять. И спокойно приступил к "работе". Но в этот день как раз проходил рейд сотрудников лесхоза и местных милиционеров. Лесника застигли на месте преступления. К тому моменту он уже успел нарубить почти на 79 тысяч рублей. Было возбуждено уголовное дело. Пока длилось следствие, пойманный лесник усердно каялся: вину признал, ущерб возместил. И стал ходатайствовать о прекращении уголовного дела. Тем не менее собранные материалы все-таки были направлены в суд.



В Ярцевском районе несколько дней орудовал бензопилой житель одной из деревень, на тракторе вывез 12 деревьев. Следствие считало, что вина ярцевчанина доказана, сам он придерживался противоположного мнения. Тем не менее спустя почти два года мужчина был признан виновным по статье 260 Уголовного кодекса "Незаконная порубка".



Но далеко не все дела, связанные с деятельностью "черных лесорубов", так хорошо раскрываются. В Рославльском районе милицией были приостановлены пять "лесных" дел. Там ущерб составил более 6,5 миллиона рублей! В мае этого года прокуратура области своим постановлением возобновила следствие по этим делам. Ведь на тот момент, судя по материалам проверки, милицией было сделано всего ничего: в качестве потерпевших признали и допросили представителей лесхозов. Но кто на самом деле украл лес и неплохо на этом заработал, так и не выяснили.



Рубят на Смоленщине не все, что под топор попадется. Например, в Демидовском районе вырубили 17 гектаров лучших деревьев, а сухостой не тронули.



- На Новодугинский заказник - памятник природы - покушались два раза, в прошлом году и совсем недавно - в июне этого года, - рассказывает заместитель начальника Смоленского областного охотуправления Юрий НУРМУХАМЕДОВ. - Рубили столетние лиственницы! Ущерб составил около 750 тысяч рублей.



Украденные деньги



О том, что незаконная вырубка леса идет полным ходом, свидетельствуют такие факты. В 2005 году ущерб составил 112 миллионов рублей (это ровно половина от суммы, выделяемой нашей области на льготные лекарства). В 2006-м - 81,2 миллиона рублей, в первом квартале 2007 года - 8,5 миллиона рублей.



Но полностью эти суммы не возвращаются, несмотря на то что нарушители иногда возмещают ущерб добровольно, иногда по искам прокуроров. Один только селянин, решивший наколоть себе дров, за один раз обчистил казну примерно на 50 тысяч рублей. Что уж говорить о том, какие незаконные прибыли получают те, кто делает это с размахом. Хотя официально организованные группы к суду в последние полтора года за нарушения лесного законодательства не привлекались. Вроде таких нет, но возможно ли в одиночку украсть древесины на 6,5 миллиона рублей?!



- Как правило, единственным источником информации о совершенных преступлениях являются сообщения из лесных хозяйств, - говорит старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Смоленской области Марина КРАВЧЕНКО. - Сложности возникают в тех случаях, когда в преступной деятельности участвуют сами работники лесного хозяйства или лесозаготовительных организаций.



Довольно часто лесным нелегалам удается уйти от ответственности. Личности преступников в 2006 году не были установлены по 124 уголовным делам, в первом квартале 2007 года - по 41 уголовному делу.



Кто в лесу хозяин?



А между тем смоленские леса не бесхозные. Есть структуры, призванные контролировать их использование. Еще недавно смоленские леса находились в ведении федеральной инстанции. В апреле же для этого создан департамент Смоленской области по лесному хозяйству. О каких-либо результатах ведомства пока говорить рано, но некоторые изменения все-таки намечаются.



- Лесхозы в скором времени заменят новые территориальные единицы - лесничества, которые будут созданы во всех районах. Их основные функции - управление лесным хозяйством, профилактика и пресечение нарушений законодательства. Лесные инспекторы будут вправе привлекать к ответственности нарушителей, - рассказывает заместитель начальника департамента Смоленской области по лесному хозяйству Александр ЦАРЬКОВ.



На попечении инспекторов будет чуть более 2 миллионов гектаров леса - это 41 процент территории области. В основном в рубку идет мягколиственная древесина: осина, береза, ольха. Хвойной мало, в основном это ель. И хотя хвойная древесина традиционно считается ценной, конечный продукт из той же осины или березы иногда бывает ценнее елового.



- Ежегодно в области без ущерба можно заготавливать 3,5 миллиона кубометров древесины, но всеми видами рубок заготавливается лишь около миллиона кубометров. Лесосечный фонд полностью не осваивается, - продолжает Александр Иванович.



Из-за того что леса заготавливается мало, в области накапливается спелая и перестойная древесина - хуже по качеству, гнилая, поврежденная. Значит ли это, что в области переизбыток леса? Конечно, нет. Хорошего леса много не бывает.



Пока область не может свое зеленое богатство ни эффективно защищать, ни осваивать, нелегальные рубщики вовсю наживаются на древесине. Тем более что восстанавливается лесной фонд исправно, даже больше, чем требуется. И если в смоленских лесах не появится настоящий хозяин, деньги так и будут течь в карман лесных воров рекой.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь