О творчестве Довженко

Добавил v.v. 2394 дня назад в категорию Культура

Натуре Довженко, его творчеству было противно всякое намерение замкнуть искусство в узкие местнические рамки, он был глубоко убежден, что истинный художник всегда стремится на своем национальном материале поставить общенациональные проблемы, волнующие всех трудящихся людей. Именно это прежде всего ценил он в творчестве своих коллег — и украинских и мастеров других братских кинематографий. Вот что, например, говорил он о знаменитом фильме Н. Шенгелая «Двадцать шесть бакинских комиссаров»: «Что в этой картине для меня является самым основным и замечательным? То, что это не проба, а подлинное осуществление колоссальной проблемы. Дать в синтезированном произведении целый узел исторических событий с необычайной портретной схожестью, с необычайным пониманием исторической обстановки найти в образной форме тончайшую характеристику, построить все это исторически правильно и вместе с тем выйти за пределы национальной межи, выйти из специфики Азербайджана, сделать фильму международного хождения — это исключительно трудная задача».

Примечательно, между прочим, что довженковская характеристика нашла спустя более четверти века еще одно своеобразное подтверждение: в книжке К. Церетели «Киноискусство Советской Грузии» о картине Н. Шенгелая говорится как о «лебединой песне немого кино Грузии», а Н. Гаджинская, автор брошюры «Киноискусство страны огней», называет фильм «событием не только для азербайджанского кино». Я лично убежден, что это тот случай, когда правы обе стороны...

И тут, думается мне, самое время напомнить еще об одном первостепенной важности моменте: основоположник украинского советского кино, зачинатель поэтического кинематографа подходил к проблемам национального с открыто классовых позиций, всем существом своим понимая, что национальный вопрос всегда и везде есть производное от вопроса классового.

Потому-то Довженко с равным трепетом: творил фильмы о рабочих украинских и русских, поднявших знамя Январского восстания против националистической Центральной Рады, об украинском хлеборобе и его земле, о строителях Днепрогэса — энергетического первенца пятилеток, о патриотах, охраняющих границу на Дальнем Востоке, о герое гражданской войны на Украине и о великом русском преобразователе природы... Да, он был глубоко национальный художник, воплотивший в поэтике своей все лучшие традиции неповторимой украинской культуры, его лира поразительно созвучна душе украинского народа, он как никто знал и страстно любил народ и свою украинскую землю и воплотил это знание и эту любовь в бессмертные художественные образы. И во всеоружии этой любви, этого знания и своего великого дара он всем своим творчеством проповедовал интернационализм, нес идеи солидарности, братства народов, щедро воспевал красоту советского человека.

Таким он творил — ощущая себя бойцом единого фронта советского многонационального искусства, таким вошел он в вечность, оставшись для нас, своих наследников, учителем и образцом...

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь