И снова «Да! Да! Нет! Да!»
http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster в категорию Политика
Примерно с такими мыслями я в очередной раз безуспешно пыталась преодолеть огромную лужу, затопившую не только всю пешеходную зону проспекта Гагарина (на самом подступе к площади Победы), но и часть проезжей части. Но чувство досады на городские власти, упорно не желающих замечать неисправный сток в самом центре города, уже давно осталось в прошлом. Я, как и сотни других смолян, спешащих этим маршрутом, к очередному потопу после дождя давно привыкла. Я воспринимаю его как суровую неизбежность, как тренажер для нервной системы.
Гораздо важнее для меня другое: появилась надежда, что я смогу выразить свою позицию на референдуме по ключевому вопросу: каким способом будет избираться Глава муниципального образования «город Смоленск»? Не все смоляне, правда, еще знают об открывающихся перед ними перспективах очередного волеизъявления на сей счет. Более того, в ходе опроса «Говорит Смоленск» выяснилось, что далеко не все региональные партийные лидеры в курсе, что основным вопросом сегодняшнего дня в Смоленске является форма избрания городского главы. Бывает. Ничего страшного, партийные лидеры уже знают, население узнает позже. И выразит свою позицию. Если федеральный закон позволит, если конкретное должностное лицо горадминистрации возьмет на себя ответственность подписать документ о выделении бюджетных средств на мероприятие, не предусмотренное в перечне полномочий муниципальной власти (согласно ФЗ №131).
В этой связи интересен даже не тот факт, что смоляне пока не догадываются, какая проблема больше всего их волнует. Интересно другое: а что важнее для инициаторов референдума - действительно его провести и возвратить смолянам прямые выборы мэра, или просто «пошуметь» на сей счет в надежде заработать симпатии электората в канун выборов депутатов горсовета?
Злые языки приписывают авторство идеи мэру Качановскому. Правда, есть расхождения в объяснениях, зачем ему это понадобилось. Версия первая: Качановскому на самом деле нужно изменить форму избрания главы, потому как прямые выборы – его единственный шанс, приоткрывающий двери на второй мэрский срок.
Версия вторая: мэр устроил шоу «Даешь всенародные выборы!» исключительно в интересах предстоящих выборов. Понятно, что Качановскому важно провести в будущий горсовет «своих» людей. Задача максимум - 17 депутатов (тогда у мэра с новым горсоветом вообще проблем не будет), задача минимум – обеспечить хотя бы блокирующий пакет (9 человек).
«Поскольку команде Качановского предъявить избирателю особо-то и нечего, он решил спекулировать на теме свободного волеизъявления граждан», - считают сторонники этой версии.
Имеет ли на самом деле Эдуард Качановский какое-либо отношение к внезапно разгоревшимся политическим баталиям, сказать не беремся. На самом деле это и не столь важно. Важно другое. Если Качановский на самом деле поведет своих кандидатов под условным лозунгом: «Смоляне! Я дам вам свободу выбора!» (а это далеко не факт), то он весьма рискует. Во-первых, многие могут сопоставить и «запах свободы», и незабвенный референдум (помните, «Да! Да! Нет! Да!»?) с началом эпохи ельцинской вседозволенности (и отнюдь не у всех о том времени светлые воспоминания остались). А во-вторых, Эдуард Качановский рискует застрять в сознании избирателя в нише «политического шоумена», но никак не «хозяйственника».
Итак, 12 ноября депутаты так и не смогли определиться по вопросу проведения референдума. Инициативная группа граждан, как следует из заявления ее представителя Евгения Гольцмана, будет оспаривать это решение в суде. Поэтому тема референдума не закрыта, вопрос еще только начал обсуждаться…
///
Дмитрий Медведев, президент РФ:
- Представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости - и отстранять от должности руководителей муниципалитетов.
Сергей Антуфьев, губернатор Смоленской области:
- Ни для кого не секрет, что россияне «выбирают сердцем», поэтому зачастую на всенародных выборах побеждает не тот, кто может эффективно работать, принимать ответственные, профессиональные управленческие решения, а тот, кто смог себя «красивее преподнести» избирателю. Не случайно у нас в целом ряде районов, где работают всенародно избранные главы, ситуация, мягко говоря, критическая. Некоторые главы просто не вписываются в заданный нами ритм работы. Но все свои провалы они тут же «прикрывают» тем, что подотчетны только избирателям, и никому больше.
Но считаю, что в нынешних условиях ссылаться на то, что «в следующий раз люди за плохо работающего главу еще раз не проголосуют», просто некорректно. Когда мы говорим о создании механизмов, повышающих эффективность власти, абсолютно неразумно закладывать в систему допущение в виде 4-5 лет «ожидания» до следующих выборов. Поэтому должна существовать определенная степень защиты от несостоятельных глав администраций. И не случайно Дмитрий Анатольевич Медведев отмечает важность действенного контроля руководителей муниципалитетов со стороны представительных органов местного самоуправления. Если же говорить о необходимости проведения референдума по форме избрания главы исполнительной власти города, то, прежде чем выносить на всенародное обсуждение этот вопрос, наверное, целесообразно было бы поинтересоваться, а что больше сегодня волнует население нашего города на самом деле: способ избрания главы или состояние городского хозяйства, жилого фонда, чистота на улицах, состояние дорог и так далее. Думаю, ответ очевиден.
Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:
- Форма избрания мэра Нижнего Новгорода из числа депутатов Городской думы и назначения сити-менеджера (главы администрации) по контракту более разумна, чем выборы мэра путем прямого всенародного голосования. Данная система избрания главы местного самоуправления применяется во всех регионах, где есть эффективная власть. Такая власть не боится системы назначения, выборность же остается там, где власть понимает свою неэффективность.
Эдуард Качановский, мэр Смоленска:
- На самом деле, идеального варианта среди существующих форм наделения полномочиями главы исполнительной власти муниципального образования нет (если бы таковой существовал, наверное, он был бы сразу закреплен в федеральном законодательстве). В реальности очевидны недостатки, как системы избрания главы администрации города депутатами, так и системы прямых выборов. «Минус» варианта, когда глава города избирается путем всенародного голосования, заключается в пассивности граждан, в том, что люди разуверились в ответственности власти. Кроме того, сегодняшние технологии, основанные на безответственных популистских заявлениях и несбыточных обещаниях, позволяют вводить в заблуждение часть избирателей. Поэтому абсолютно правильно было бы принять на федеральном уровне закон, предусматривающий ответственность тех кандидатов, которые избрались, но потом не реализовали свои обещания.
Но система назначения депутатами, на мой взгляд, еще менее эффективна и таит гораздо больше «подводных камней». В этом нетрудно убедиться, если проанализировать уже имеющийся опыт. Посмотрите, с какой частотой проходят кадровые рокировки на самых разных уровнях власти. Один назначенный чиновник сменяет другого, а система при этой кадровой чехарде находится в «замороженном» состоянии, она, если и функционирует, то крайне неэффективно. А почему? Потому что – и это уже ни для кого не секрет – часто при принятии таких решений срабатывает, прежде всего, фактор личной преданности, родства и т.д. (возможны варианты). Такие же качества, как компетентность и профпригодность становятся вторичными, а иногда и вовсе во внимание не принимаются.
Поэтому моя позиция по данному вопросу однозначна: несколько человек, принимая решение о назначении, в виду вышеназванных факторов, могут совершить кадровую ошибку, триста тысяч избирателей - жителей города - героя Смоленска - нет. Кроме того, не надо забывать, что все-таки мы заявляем о России как о демократическом государстве, что априори предполагает волеизъявление народа через прямые выборы. Понятно, что сейчас федеральный закон дает на выбор несколько способов наделения главы муниципального образования полномочиями, но прежде чем утверждать отмену прямых выборов, я думаю, что депутатам было бы полезно поинтересоваться позицией жителей нашего города. Поэтому я считаю, что проводить референдум, безусловно, стоит. К моему большому сожалению, в большинстве своем действующие депутаты городского Совета проигнорировали мнение большинства граждан, принявших активное участие в публичных слушаниях по данному вопросу. На этих слушаниях подавляющее большинство горожан проголосовало за всенародные выборы. И если голос смолян, присутствовавших на публичных слушаниях, депутаты не захотели услышать, голос всех жителей города проигнорировать не удастся. Поэтому, конечно же, я поддерживаю инициативу по проведению референдума.
Евгений Гольцман, представитель инициативной группы:
- Не позднее 16 ноября мы должны получить от городского Совета какой-то ответ. Если этот ответ будет отрицательным или его вообще не будет, то 17 ноября мы подаем заявление в суд.
Если городской Совет выносит положительное решение, то после этого он передает документы в горизбирком. Далее в течение пятнадцати дней горизбирком регистрирует инициативную группу, которая будет собирать подписи населения. Необходимо собрать пять процентов от числа смолян, имеющих право голоса. На сбор подписей по закону отводится двадцать дней. После проверки подписей (в случае, если все нормально), документы вновь передаются в городской Совет, который должен назначить дату проведения референдума. Мы хотим совместить референдум с мартовскими выборами депутатов городского Совета, чтобы минимизировать траты городского бюджета.
Александр Банденков, депутат Смоленского городского Совета:
- Теоретически, если референдум был бы проведен в день выборов депутатов городского Совета 4-го созыва, то вполне возможно, что он имел силу с даты проведения и распространял свое действие в пользу будущих всенародных выборов. По крайней мере, есть юристы, полагающие именно так. В таком случае по истечении пятилетнего срока полномочий действующего главы Смоленска вновь были бы назначены всенародные выборы градоначальника.
Однако практически городской Совет посчитал такой референдум незаконным. Что и следовало ожидать. Референдумы могут проводиться только по определенным вопросам местного самоуправления (статьи 14-16 131-го ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). Среди этих вопросов нет ни одного, связанного со способами избрания главы муниципалитета. Таким образом, органы местного самоуправления не обладают полномочиями проводить подобные референдумы. Это полномочия государственной власти (как минимум - уровня Смоленской областной Думы).
Вадим Зубов, депутат Смоленского городского совета:
- Я абсолютно убежден, что идея проведения референдума – не более, чем блажь администрации Смоленска. Не вижу никакой необходимости выставлять подобный вопрос жителям города на всеобщее голосование. Сегодня совершенно не тот момент, чтобы будоражить население по поводу того, кем должен быть выбран мэр – депутатами или избирателями.
Кстати, будет не лишним вспомнить, что в 2005-м году, когда Эдуард Алексеевич Качановский стал депутатом Смоленского городского Совета, он первый затребовал внесения изменений в Устав Смоленска, лишающих горожан права избирать мэра на всенародных выборах. В связи с этим обстоятельством хотелось бы задать вопрос нашему мэру: как же так, в течение нескольких лет, человек вдруг меняет свою позицию на противоположную?
Вообще, мое личное мнение состоит в том, что вопрос, который городская администрация хотела бы поднять на референдуме – это все-таки компетенция областного уровня. И это не зря сделано, хотя бы потому, что иерархия власти – та самая основа, на которой зиждется российское государство. Посему в данном случае я полагаю, что если Смоленская областная Дума посчитает, что нам необходимо поправить Устав, мы это сделаем.
Дмитрий Новиков, депутат Смоленского городского Совета:
- Нужен ли референдум по вопросу всенародных выборов главы города? Если такой вопрос возник, значит, он необходим. Он обязательно должен быть всенародным, чтобы принять в нем участие смогли все, кто в марте этого года пришел на выборы. Результаты референдума тоже должны определить смоляне. По вопросу «должны ли выборы мэра оставаться всенародными?», уже состоялись публичные слушания. Они показали, что большинство присутствующих смолян не хотят отказываться от всенародного голосования. Если в ходе референдума смоляне изменят свое мнение – значит, так правильно. Мы живем в демократическом государстве и то, какой должна быть власть и как ее избирать, решает народ.
Сергей Белоконев, депутат Государственной думы («Единая Россия»):
- Разве в городе есть лишние средства на проведение этого референдума? Я сомневаюсь. На мой взгляд, лучше их потратить на детские площадки и ремонт дворовых территорий. Дороги в Смоленске также требуют серьезных финансовых вложений.
Перед городом стоят серьезные задачи. Весной следующего года состоятся выборы в Смоленский городской Совет. Мы планируем создать народную программу, в которой будут конкретные предложения по решению проблем в самых разных сферах. В Смоленске уже прошли заседания нескольких политических клубов, постепенно обозначаются основные проблемы по каждому из направлений: социальная политика, здравоохранение, ЖКХ, культура, промышленность, малый и средний бизнес и другие. Это те сферы, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание.
Смоляне избрали мэра полгода назад. Совершенно очевидно, что сейчас нет смысла полемизировать вокруг этого вопроса. Работать всем надо, а не заниматься политикой.
Валерий Кузнецов, депутат Смоленской областной Думы (КПРФ):
- Насколько мне известно, Смоленский городской Совет принял решение, согласно которому после истечения срока полномочий нынешнего мэра в действие вступают новые правила утверждения Главы города. Он избирается депутатским корпусом из своего состава, являясь одновременно председателем Совета. Руководитель же исполнительной власти назначается представительным органом по контракту. Преимущество такого метода, на мой взгляд, состоит в том, что проштрафившегося главу администрации можно снять с работы в любой момент. По существующим сейчас правилам это практически невозможно. Нравится он вам, как избирателям, или нет, терпите. Этот факт почему-то не принимается во внимание как недемократичный сторонниками «всенародного» избрания. Хотя показатель всенародности в Смоленске не превышает 45% от числа избирателей.
Инициатива проведения референдума, естественно, исходила из администрации города. Предполагаю, в планах Эдуарда Качановского - не только сохраниться у руля в течение первого срока, но и пойти на второй. При старой схеме избрания шансов для осуществления этой мечты у него значительно больше.
В случае же провала затеи с референдумом в действие вступает решение горсовета. А здесь Эдуард Алексеевич в качестве фаворита не просматривается. Мартовские выборы в Смоленске вряд ли внесут кардинальные изменения в состав депутатов и взаимную любовь в отношения двух ветвей городской власти.
Посему в качестве основных вариантов развития событий можно выделить два: в лучшем случае Глава города руководит до конца срока полномочий. Или не без помощи обозначивших себя политических противников «его уходят» значительно раньше.
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках
Добавить комментарий