Громкое дело смоленских бандитов (архив)

https://www.rabochy-put.ru - Добавил Varvara в категорию История


«На этой фотографии  они все еще вместе: боксеры, спортсмены…


Бригада. В небольшом городке Рославль на Смоленщине ее создал учитель физкультуры Юрий Мисуркин. Он в центре фото - как главарь.
Скоро он пропадет без вести.
Пропадет в тот самый момент, когда его ближайшим заместителям Николаю Емельянову и Игорю Галанцеву покажется, что пришло их время собирать дань с челноков и автосервиса, контролировать контрабандный алкоголь, расширять географию.
Они не останавливались ни перед чем. Убийство стало даже не решающим, а обычным аргументом. Они держали в страхе две области – Брянскую и Смоленскую. Среди прочих преступных группировок банда Емельянова, или Емели, отличалась особым размахом…».
Это – цитата из короткометражного документального фильма, рассказывающего о бандитской группировке Емельянова который в июле 2019 года вышел на официальном канале Следственного комитета России на Youtube.
Конец банде Емели, действовавшей в Брянской и Смоленской областях, положили следователи СУ СКР Калужской области.


Два года назад Московский окружной военный суд приговорил к срокам от 18 лет до пожизненного заключения семерых членов жестокой банды беспредельщиков из преступного сообщества Николая Емельянова, известного в криминальных кругах как Емеля. Он входит в десятку самых разыскиваемых особо опасных преступников России. За любую информацию о его местонахождении правоохранители обещали выплатить миллион рублей.


Банду Емели считают одной из самых кровавых в России: только в период с 2002-го по 2009 год «рославльские» и «дубровские» «емельянцы» совершили около 60 убийств на территории Брянской области, предположительно, десять - в Смоленской и четыре - в Калужской. Жертвами банды Емели становились все, кто вставал на пути у бандитов. Криминальные авторитеты, предприниматели, обычные, ни в чем не повинные люди.


Просто посмотрели косо, сказали что-то не то…


Группировка включала в себя до 70 членов, в том числе и несовершеннолетних.


               Крестные отцы


Все началось в 1991 – 92 годах, когда учитель физкультуры одной из школ Рославля Юрий Мисуркин создал в городе свою бригаду. Группировка занималась разбоем на дорогах и перегоном украденных машин, крышевала автосервис и вскоре начала собирать дань со всех местных предпринимателей, начиная с челноков и ларечников. В нее входили несколько приятелей-спортсменов. Ключевые фигуры - Игорь Галанцев (Гэлл) и Алексей Могилев (Могила).


Могилев – персонаж весьма интересный. Ветеран боевых действий в Чечне, «краповый берет». Судим.


Лидер «дубровской» группировки боксер Вася Петров так же, как и Мисуркин, сплотил вокруг себя спортсменов и бывших сотрудников правоохранительных органов.


Что характерно, Гэлл из бригады Мисуркина и «дубровский» Василий Петров были крестными отцами детей друг друга. Это укрепило родственные, дружеские и криминальные связи между бригадами. Воистину кровные всязи!


Когда Мисуркин «испарился», его место занял удачливый соперник, уроженец Брянска Николай Емельянов. Банда Емели окончательно пришла к власти не только в Брянской, но и в Смоленской области. Она объявила войну «ворам в законе», державшим под контролем весь теневой бизнес в стратегически выгодно расположенной пограничной Брянщине.


Так летом 2002 года после двух неудачных покушений убьют Бориса Петрушина (Барыгу). Его автомобиль прошьет автоматная очередь, которую выпустит из Калашникова проезжающий мимо мотоциклист. Мотоциклом управлял сподвижник Емели Гена Баронов, который будет причастен к уничтожению в 2008 году третьей «коронованной» особы Брянска – Олега Рогачева.


В 2003 году уберут Муху (Мераба Табагуа), Басиста (Василия Богданова) и знатного «пищевика» Виктора Шугарова.


Группировки, входившие в преступное сообщество, к 2006 году полностью контролировали рынки, торговые точки и все автосервисы в двух регионах, в том числе сбыт угнанных автомобилей.


Под Емелю (а он начал дерзко величать себя «ночным губернатором») легли сельское хозяйство и животноводство, лесозаготовка, строительство и рынок ритуальных услуг, торговля горюче-смазочными материалами оружием, контрабанда алкоголем и сигаретами, банки, сотовая связь, таксопарки, игорные заведения, наркотики и проституция. Сообщество полностью контролировало все денежные потоки в Брянской области и в значительной степени - в Смоленской.


У «ночного губернатора» была огромная поддержка со стороны власть имущих в Брянске. Емеля мог позвонить на сотовый руководителям силовых структур двух регионов, депутату или даже руководителю области. Так «емельянцы» стали реальными хозяевами региональных райцентров и усадили в депутатские кресла своих людей.


В ОПС выстроилась эффективная иерархия: киллеры-боевики, вымогатели, пособники и те, кто занимался финансами и юридическим обеспечением. Группировка отличалась железной дисциплиной. По версии оперативников, в период «расцвета» в сообщество входили 6–7 бригад по 40 человек каждая.


Криминальный спрут потянулся в Калугу. Цель очевидна – набраться сил и попытаться «загнуть» Москву.


Начался полный беспредел.


Число заказных убийств в Брянской области превысило аналогичные показатели в соседних регионах в семь – восемь раз. Свидетелей не было. Уголовные дела расследовались медленно, со скрипом. Подозреваемых кто – то постоянно оповещал о готовящихся ОРМ.


Бандиты выработали формулу идеального убийства. «Менялись» регионами – «спецназовцы» смоленских бригад убивали людей в Брянске, и – наоборот. Мотива нет, следствие заходит в тупик.


              Как убирали авторитетов


                     «Сладкая» смерть


9 августа 2003 года, в парке имени 1000-летия Брянска на пороге кафе «Не горюй» был убит матерый авторитет Виктор Шугаров (Шугар), который держал «кармане» весь общепит региона.


Он не догадывался о том, что его часы сочтены. Шугар явился на деловую «стрелку» в увеселительное заведение «покалякать о делах своих скорбных».


В тот пятничный вечер в парке и вправду было весело. Несмотря на поздний час, громко играла музыка, отдыхающие катались на аттракционах, с детьми на площадках работали аниматоры. Авторитет вышел на крыльцо и закурил.


Мимо проковыляла старушенция, торговавшая неподалеку вареной кукурузой.


На нее никто не обратил внимания.


Шугар покачнулся, схватился за живот и забился в конвульсиях.


К нему подбежали боевики, хватаясь на бегу за стволы. Виктор Шугаров получил ранение в печень. Единственное, оказавшееся смертельным.


Его немедленно госпитализировали. Не приходя в сознание, Шугар скончался в реанимации. Из тела извлекли пулю от пистолета Макарова.


Никто из очевидцев расстрела так и не понял, кто (и откуда) прицельно выстрелил в авторитета, беспечно наблюдавшего за народными гуляниями. Уж точно не массовик - затейник!


Раскрыть это убийство удалось только 11 лет спустя.


Криминал боролся с криминалом...


                         «Массовик – затейник»


В команде киллеров Емели был свой сверхчеловек, отличавшийся поистине иезуитской сметливостью и нечеловеческой ловкостью. Его заказные убийства можно назвать произведениями криминального искусства.


Это был некто Андрей Оленев - армеец, бывший участковый Дубровского отдела милиции, который стал передовиком «фабрики смерти» Емельянцева, убрав около сотни человек. Говорят, он их не считал. Знатный подрывник, профессионал из «дубровских», который использовал грим и подбирался к жертве вплотную. Бил наверняка и уходил незамеченным.


Шугара ликвидировал Оленев (Олень).


Это он, надев парик и напихав в объемный бюстгальтер тряпья, несколько дней торговал кукурузой в парке. Неопрятная «бабка» явно стремилась привлечь внимание к своей персоне. Вела себя агрессивно, гнусаво бранилась, доставая из тележки ароматные початки, которые посетители парка не особо – то и хотели у нее покупать. Уж больно особа была противная!


Охрана Шугара хорошо знала его в лицо, однако грим позволил Оленеву подойти к авторитету на предельно близкое расстояние. Олень снял Виктора Шугарова с дистанции в семь метров и покатил тележку дальше. Стал в сторонке и спокойно продолжил торговать, наблюдая за устроенной им суетой.


Андрей Оленев подходил творчески к каждому убийству.


Получив заказ на убийство лидера преступной группировки Могилу, у которого когда-то ходил в «братанах», сделал такой вот эксцентричный «финт ушами». Ранил близкого друга Могилева – выстрелил по ногам. Мужчина оказался на больничной койке с серьезными травмами конечностей. Было нетрудно предположить, что Могила непременно явится навестить товарища.  


И тогда в ход снова пошел грим.


Оленев прикинулся бомжом. Патлатый, грязный парик, немытое лицо, синяки под заплывшими глазами, устойчивое зловоние многодневного перегара…


Днями дежурит на теплотрассе в непосредственной близости от больницы, ночами спит на трубах. К нему постепенно привыкают…


Олень незаметно просачивается в приемное отделение.  


Расчет киллера оказался точным. Могилев приехал проведать друга.


Неожиданно в нужный момент пистолет заклинило. Могилу пришлось добить кирпичом практически на глазах у его боевиков!


Охрана открывает огонь, Олень уходит целым и невредимым…


…Оленев бесследно исчез 9 марта 2010 года. Говорят, перед смертью его очень долго пытали. Контрольный выстрел сделал Галанцев. У Гэлла на то были особые причины – Олень не скрывал, что намерен «завалить» авторитета, который пошел на сотрудничество с правоохранительными органами и дал показания о длинной череде убийств, совершенных Оленевым.


Гэлл оказался предусмотрительней и проворней.


В ночь с 8 на 9 марта 2010 года группировку Оленя выманили в Рославль под предлогом выбрать и, возможно, подложить взрывное устройство в автомобиль, на котором Галанцев взлетит на воздух.


Вышло иначе.


Олень и его бойцы попали в смертельную западню.


Их тела не найдут.


Куда делись трупы, догадаться не сложно.


               4,5 куба дров на человека


Лесозаготовки в Смоленской, а уж тем более, в утонувшей в дремучих буреломах Брянской области, - дело обычное. Лесопилки находились под контролем Галанцева и Петрова – одного из друзей Мисуркина.


С дровами проблем не существовало. В 2005 году братки – «чистильщики» пришли к выводу выяснили: чтобы полностью сжечь труп, требуется 4,5 кубометра дров. После того, как тело подверглось обугливанию, его сжигают вторично. Через несколько часов от человека остается горстка пепла. Сколько ни проводи экспертиз, идентифицировать личность не представляется возможным. Нет человека – нет проблемы!


Говорят, если Емеля в разговоре с собеседником намекал, что на 4,5 куба дров он всегда найдет деньги, значит, его оппонент обречен. Но, прежде чем развеять прах по ветру, головорезы Емельянова безжалостно пытали своих жертв по 40 минут. С пропавшего в феврале 2008 года «вора в законе» Олега Рогачева сняли кожу живьем. По крайней мере, так бахвалился один из боевиков Емели…


Перед кремацией киллер Оленев принял мучительную, страшную смерть.


            Попытки распутать преступный клубок.


                    От возмездия не ушли…


В 2009 году в соседней Калужской области был убит некто Радюков по кличке Хохол – родственник Емельянова. Киллеры, прибывшие в Обнинск ликвидировать Хохла, припарковали свою машину в неположенном месте, заняв частную стоянку. Ее хозяин (кстати, мелкий жулик, смертельно боявшийся крупных акул – думал, нагрянули по его душу) запомнил номер и сообщил куда следует. В результате следователям СУ СКР Калужской области удалось выйти на организаторов и исполнителей. Это были те самые «емельянцы», орудовавшие на Брянщине и Смоленщине...


…Спустя две недели после убийства Радюкова ликвидаторы Галанцева расстреляли бывшего прокурора Рославля Николая Прокоповича. 22 января 2005 года Прокопович вышел из дома и направился к машине. К нему подъехал автомобиль, из которого выскочили трое нападавших. Они расстреляли прокурора в лицо из кустарного 9-миллимитрового пистолета пулемета и скрылись.


До отставки прокурор оказывал активное препятствие преступной деятельности группировки. Пройдет еще несколько лет, и в марте 2009-го «емельянцы» взорвут сына Прокоповича, 32 - летнего Вадима. Самодельную радиоуправляемую бомбу поместили под авто и привели в действие, когда он сел за руль. Юриста в тяжелом состоянии доставили в ЦРБ, затем перевезли в одну из московских клиник, где через месяц после взрыва он скончался.


Успешного адвоката настигла кара Емели за то, что он перекрыл ему кислород, не дав пробиться в Калужскую область.


За расследованием убийства Радюкова, которое казалось вначале рядовым, потянулась длинная цепь кровавых «заказух». Несмотря на то, что формально эти убийства совершались в других регионах, калужские следователи не стали их делить по территориальному признаку. В 2014 году банда предстала перед судом. На скамье подсудимых Петр Турлаев, Игорь Семенов, Сергей Новгородов, Игорь Галанцев, Геннадий Баронов, Олег Терешин и Андрей Гуров.


Однако присяжные вынесли вердикт: убийцы, рэкетиры невиновны! Случай беспрецедентный, однако тому есть очень простое объяснение. Людей запугали до смерти. Одна из присяжных, родом из Брянска, возвращалась домой после судебного процесса на электричке. Ее встретили на вокзале и жестоко избили…


В адрес свидетелей поступали угрозы. Несколько человек, осмелившихся дать показания, пропали.


Оправдательный приговор казался непоправимым ударом по чести сотрудников правоохранительных органов. Ведь в деле не было ни одного свидетельского показания, которое могло опровергнуть или хотя бы поставить под сомнение версию следствия. Свыше 30 (!) свидетелей указывали на фигурантов уголовного дела, совершивших зверские преступления. Это были они, члены банды Емельянова – Галанцева. Народ наконец-то увидел их лица.


Вскоре выяснилось, что решение присяжных сопровождалось процессуальными нарушениями. Дело было возвращено на новое расследование, многим свидетелям обеспечили госзащиту.


И все – таки вердикт «виновны» был вынесен!


После задержания к следователям – «важнякам» СУ СКР по Калужской области в Рославле подходили люди, которые рассказывали о страшных вещах, происходивших здесь в «святые» 90-е. Как убивали, насиловали, отнимали дорогие машины и бизнес. Жгли палатки и магазины…


Как члены группы Галанцева в бронежилетах на голое тело, сидя в кафе, стреляли в потолок. Многие из этих преступлений были совершены 10, 15, 20 лет назад. В те годы казалось, что бритые головы и дальше будут стрелять из автоматов. Без разницы – в потолок, или в беззащитных людей, живущих в глубинке.


Но расследование преступлений прошлых лет – один из приоритетов СУ СКР. Конец банды Емели – еще одно тому подтверждение.


P.S. Настигли сгинувшего Емелю те самые пресловутые «4, 5 куба», или нет, неизвестно. Быть может, он до сих пор жив…


Фото Яндекс
Автор: Анастасия Петракова , Рабочий путь


Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь