Каким должен быть педагог сегодня?

http://www.smolgazeta.ru - Добавил student 5143 дня назад в категорию Наука

Национальное образование претерпевает сегодня значительные изменения. Каковы современные требования к уровню профессионализма учителя? Какой станет школа завтра? На эти и другие вопросы отвечает начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Людмила МАЛЮТЕНКО.



- Людмила Николаевна, сейчас всё чаще говорят о компетентност¬ном подходе в формировании личности ученика. Поясните, пожалуйста, что стоит за этим термином.

- Это очень ёмкое понятие. На первом месте формирование и развитие личности ученика. Кроме знаний, которые призвана давать школа, мы должны стремиться к подходам, основанным на оценке значимости образования для развития личности, её саморазвития, самореализации и успешной социализации. Это означает, что обеспечение ученика одними лишь знаниями не является целью образования. Ценнейшим видом результатов, достигаемых в обучении, является компетентность. Совет Европы определил пять основных компетентностей, которые должны быть развиты у выпускников школ: политическая и социальная, межкультурная, коммуникативная, информационная, а также способность учиться всю жизнь.

- Меняются подходы, значит, меняется и сам педагог?

- Совершенно очевидно, что происходит трансформация основной функции педагога. Сегодня общеобразовательному учреждению нужен не педагог-адаптант, умеющий приспосабливаться к определённым требованиям, а учитель-творец, проектировщик собственной профессиональной судьбы, призванный создавать благоприятные условия для формирования личности ученика. Современной школе требуется такой педагог, который способен не только на высоком уровне обеспечивать образовательный процесс, но и решать задачи общего развития детей. Для этого требуются определённые, быть может, авторские дидактические средства. Каждая образовательная ступень подразумевает адекватную педагогическую деятельность с учётом государственных требований, предъявляемых к школе, интересов родителей, а также потребностей и возможностей учеников.

- Каждый ли учитель сможет соответствовать новым требованиям?

- Научно обоснованная деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности. Учитель будет соответствовать новым требованиям, если обладает комплексом знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. Основными составляющими профессионализма педагогического работника являются деловая, информационная, правовая компетентности.

- Расскажите поподробнее, пожалуйста.

- Учитель обеспечивает эффективное решение профессионально-педагогических проблем и задач. Их возникает немало в реальных ситуациях педагогической деятельности. Приходится применять жизненный опыт, имеющуюся квалификацию, учитывать общепризнанные ценности. Не владея современными образовательными технологиями педагогической диагностики (опросами, индивидуальными и групповыми интервью), невозможно добиться желаемых результатов. Педагоги постоянно совершенствуют методические приёмы психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов. Они используют методические идеи, новую литературу и иные источники информации в области компетенции и методик преподавания. Всё это нужно для построения современных занятий с учениками.

- Термин "информационная компетентность" тоже, на наш взгляд, требует пояснения…

- Информационная компетентность предполагает эффективный поиск информации, её структурирование, а также адаптацию к особенностям педагогического процесса. Нельзя не учитывать и дидактические требования, формулировку учебной проблемы. Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами позволяет решать педагогические проблемы и практические задачи. Сегодня педагог должен использовать в образовательном процессе автоматизированные рабочие места, компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, вести школьную документацию на электронных носителях.

- Всё это необходимо для того, чтобы наладить более надёжный контакт с учениками?

- Именно так. Коммуникативная компетентность обеспечивает эффективную прямую и обратную связи с воспитанниками, помогает установить контакт с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе. Без этого нельзя добиться положительных результатов. Современный учитель должен уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённость социально значимых целей. Здесь ему пригодится умение убеждать, аргументировать свою позицию. И уж, конечно, нельзя брать под сомнение то, что педагогу без владения ораторским искусством, грамотности устной и письменной речи в образовательном учреждении будет трудно.

Кроме всего перечисленного, современному учителю необходимо иметь правовую компетент¬ность. Это значит эффективно использовать в работе законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.

Как видите, требования к педагогическим работникам с каждым годом повышаются. Но большинству наших учителей это по плечу.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь