Кто будет разгребать?

http://www.smolensk-i.ru - Добавил killer 5113 дней назад в категорию Общество

Лет восемь-десять назад, когда еще никто не предполагал, что Владислав Халецкий однажды станет мэром города Смоленска, один из его близких приятелей, критикуя власть в частной беседе, возмутился: «Никогда не пойму, что мешает главе города Ивану Аверченкову принять волевое решение о ликвидации трамваев как вида общественного транспорта, ведь трамвайные пути существенно сужают проезжую часть!». В ходе возникшей дискуссии мой визави (к слову сказать, передвигавшийся исключительно на служебном авто), приведя в пример какой-то небольшой европейский городок, заключил, что общественный транспорт нам тоже не нужен как таковой. Далее привожу наш короткий разговор дословно:



- А как же люди, у которых нет служебных или своих машин передвигаться будут?



- Пешком. У нас город небольшой, любое расстояние за полчаса-час пройти можно. И для здоровья полезно.



- Вы это серьезно говорите?



- Абсолютно!



- А как пенсионер, проживающий на Королевке будет добираться до, скажем, Поповки или Киселевки? Тоже пешком? У него не полчаса, а день уйдет, чтобы «догулять» в одну сторону, а ему еще и назад надо будет.



- А зачем ему на Киселевку?



Вопрос поставил меня в тупик… Несмотря на то, что, зная своего собеседника многие годы, я относилась (и отношусь) к нему с большим уважением, тогда мне стало очень неуютно от мысли, что такие вот прогрессивные люди, такие вот специалисты, умеющие мыслить масштабно, однажды могут оказаться на месте Ивана Александровича Аверченкова.





Без комплексов



А спустя пару лет город возглавил «сити-менеджер» Владислав Халецкий - человек, без сомнения, умеющий мыслить масштабно, не отвлекаясь на «дробные» проблемы простого человека. Владислав Николаевич запомнился ровно таким же подходом к проблемам города и горожан, как описано выше. Он обещал реализовать в Смоленске массу грандиозных проектов (строительство новых микрорайонов, аквапарков и мусорного завода), сулил невиданные инвестиции, бойко оперировал бюджетными показателями и совершенно не комплексовал по поводу непотребного состояния городских дорог. Халецкий искренне удивлялся «твердолобости» автомобилистов, которые почему-то никак не могли понять, что на джипе по Смоленску ездить очень даже можно.



Первый заместитель мэра Владимир Лабовский тоже всегда быстро мог доказать, что бездорожье и столбы пыли в городе - не те пустяки, по которым стоит переживать. Услышав вопрос, есть ли в повестке дня тема необходимости борьбы с уличной пылью (количество которой в воздухе кратно превышает предельно допустимые нормы), первый вице-мэр отреагировал полной невозмутимостью. А на предложение пройтись хотя бы по центру и увидеть, что творится на площади Смирнова, на проспекте Гагарина, Владимир Лабовский меланхолично заметил: «Я не хожу пешком».





И снова «по Халецкому»



В марте 2009-го, выбирая мэра, смоляне недвусмысленно высказались, что они думают по поводу «незначительности» их «частных» проблем, которые городская власть предпочитала не замечать. О Владиславе Николаевиче у жителей города останутся не лучшие воспоминания как о главе города, и уже это изначально давало новому мэру Эдуарду Качановскому несомненную фору.



Год промелькнул как-то слишком быстро. И ярко. В том смысле, что Эдуард Алексеевич запомнился этакой яркой кометой. Сверкнувшей, но не согревшей. Сверкал Качановский все больше красивостью высказываний, постановочным креативом и «твердыми» обещаниями (разобраться, наказать или уволить нерадивых чиновников).



Сейчас по известным причинам мэр Качановский не может исполнять свои обязанности. Но тот факт, что Эдуард Алексеевич находится в СИЗО, а не в своем рабочем кабинете, ни в коей мере не снимает с него ответственности за то, что происходит в городе сейчас. Потому что команда Качановского продолжает управлять городом, продолжает реализовывать начатое именно им.



Сейчас, спустя год, с большим сожалением можно констатировать, что разницы между хозяйственной деятельностью команды Халецкого и команды Качановского мало. Разве что нынешние наобещали больше. А по сути, если выйти на улицы, все то же: те же ямы на дорогах, та же пыль (если пройти по «лучам» от площади Победы, создается впечатление, что убирать стали и вовсе хуже), во дворах те же кучи невывезенного мусора (гораздо больше). И снова призрачные планы по строительству мусорного завода. Все, как и было. Дело Халецкого живет и процветает.



На руководящие должности в смоленские МУПы приезжают какие-то люди из Москвы, вокруг МУПов идет непонятная «возня». Тихая, лишенная внятных объяснений смена руководства сопровождается комментариями отдельных лиц о «рейдерском захвате стратегически важных городских предприятий». Честно говоря, если бы на благо населения все это было, никого бы эта тема не волновала. Смена власти и передел сфер влияния - это вовсе не то, что волнует обывателя. Проблема в том, что отражаются эти внутриутробные игры в структурах мэрии на горожанах самым непосредственным образом.





Тест для власти



Смена генерального директора в ОАО «Жилищник» случилась практически сразу после победы Качановского на выборах. Учитывая количество объективных претензий к работе «Жилищника», смоляне отреагировали на новость об увольнении тогдашнего руководителя в полном соответствии с прогнозом: надеждой на перемены к лучшему. Поверили, что новый мэр, если и не идеальный порядок в городе наведет, то хоть в чем-то ситуация улучшится наверняка.



Время показало, что претензий к работе «Жилищника» меньше не стало. Повезло лишь малой части смолян - тем, кто проживает в 16-м избирательном округе, от которого директор «Жилищника» Валерий Лазаренко решил идти на выборы в Горсовет. Большая же часть смолян осталась с прежними проблемами. А кому-то проблем даже добавилось. Речь идет о весьма неприглядной истории с переводом части домов из «Жилищника» в некие ООО «ЖЭУ№…» (журналистское расследование Евгения Ванифатова на эту тему вызвало целый шквал звонков в нашу редакцию от жильцов, ставших «заложниками» появления псевдо конкуренции на рынке услуг ЖКХ через созданные «как бы на базе «Жилищника» частные ООО). Все было сделано КАК БЫ по закону. Желающие доказать обратное могут это сделать, но чтобы доказывать свою правду в прокуратуре и суде, надо бросать работу или брать отпуск за несколько лет.



Окончательное избавление от иллюзий произошло вместе с очередным повышением тарифов «Жилищника» за работу по обслуживанию жилого фонда сразу на 62,8 (!) процентов. В редакцию с просьбой «разобраться» стали приносить копии жалоб в жилищную инспекцию на необоснованный рост платежей «непонятно за что». Мы могли лишь сочувствовать людям и предполагать, что руководство «Жилищника» закона не нарушало… оно, воспользовавшись пассивностью населения, образно говоря, «использовало» закон не в интересах жильцов обслуживаемых домов. А по закону все правильно, можете быть уверены (если не согласны, идите в прокуратуру и суд, но не забудьте взять отпуск).



Одним словом, надежды на «порядок» при новом мэре стали рассеиваться довольно быстро. Потому что работа предприятий ЖКХ – это тот самый тест, который в самые кратчайшие сроки ставит точный диагноз дееспособности власти.





Эти странные «пришельцы»



Наблюдая, как новый мэр осуществляет набор в «команду молодых и сильных», можно отметить явное стремление Эдуарда Алексеевича к привлечению людей «со стороны». Причем, когда какой-либо «варяг» с удовольствием соглашался на работу в Смоленске в статусе вице-мэра, такое стремление трудиться именно в нашем небольшом городке с его немалыми проблемами, объяснить можно, хотя бы уровнем занимаемого поста. Но когда выходец из столичных коридоров власти хочет доказать свою профессиональную состоятельность в каком-то смоленском муниципальном предприятии…



Вообще-то, эта скользкая тема мало кого волновала бы, если бы в жизни людей не наступали ухудшения. Совпадение, конечно, но целесообразность назначения на руководящую должность МУП «Смоленсктеплосеть» Владимира Полозова (по некоторой информации, чиновника с опытом работы в столичных структурах) смоляне оценили «через собственный кошелек». Существенное повышение тарифа на тепло очень больно ударило по многим семьям. Может, и не в смене руководства дело, но так как удар был очень ощутимым, то сразу стали появляться неприятные вопросы: а что за сказочные перспективы открывала перед человеком, привыкшим к московскому уровню зарплат, должность руководителя какого-то смоленского МУПа? Это что, большой карьерный взлет для московского чиновника? В общем, и здесь, с точки зрения обывателя, «хрен редьки оказался не слаще». В сухом остатке - тот же уровень услуг, но за большую цену.



Скандалом грозило обернуться назначение еще одного нового руководителя важнейшей структуры, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность города - генерального директора ОАО «Спецавтохозяйство» Дмитрия Волка (насколько известно, также выходец из Москвы) (депутат Владимир Виноградов вообще подверг сомнению законность этого назначения, и пообещал обратиться в прокуратуру). Мы адресовали господину Волку несколько вопросов по существу. Не подумайте, ничего обидного, обычные вопросы, волнующие обычного смолянина: когда, наконец, начнут убирать улицы города (прекратив практику редких имитаций этого процесса), и куда делся хваленый чудо-пылесос, благодаря покупке которого чиновники мэрии обещали избавить город от пыли и песка? Ответ начальника СпецАТХ оказался более чем убедительным: в минувшую среду стало известно, что Дмитрий Волк, не проработавший директором СпецАТХ и месяца, совершенно неожиданно уволился с работы (может, тоже не смог узнать куда делась машина-пылесос?).



Впрочем, необходимость назначения Волка на должность директора «Спецавтохозяйства», его прежнее место работы и причины внезапного увольнения смолян волнует в самую последнюю очередь. Волнует пыль на улицах, которой мы вынуждены дышать, волнуют «дюны» из песка, которые вздымает вверх проезжающий транспорт, волнует, в конце концов, собственное здоровье. Волнует, что санитарно-эпидемиологическая ситуация в нашем городе признана неудовлетворительной. Вот и Роспотребнадзор взволновался, требует принять меры, потому что пылевая завеса, покрывающая Смоленск, опасна не только для здоровья, но и для жизни людей. Кто не верит, поинтересуйтесь мнением онкологов о последствиях попадания в организм токсичных веществ через пыль, которой мы дышим. В связи с этим, хотелось бы заметить городским чиновникам, что жизнь горожан все-таки - слишком высокая цена для кадровых экспериментов.



Вместе с тем, надо признать, что ни одного реального рычага на власть у жителей города нет. Мы продолжаем слушать не имеющие последствий замечания и.о. мэра Лазарева на планерках, что «работать надо двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю». Мы видим даже из «сахарных» телесюжетов, что в значимость этого «требования» не верят ни собравшиеся на планерку чиновники, ни сам Константин Лазарев. А выйдя на улицу, вдохнув очередную дозу пыли, с полным отсутствием надежды и без ярости уже наблюдаем, как растут кучи мусора вокруг переполненных мусорных контейнеров. К сожалению, отсутствие качества в работе чиновников – не повод для возбуждения уголовоного дела. Даже в суд на этих руководителей не подашь, потому как в том, что кучи мусора растут, виновных, оказывается, нет! Некого винить за горы мусора! Даже и.о. генерального директора «СпецАТХ» теперь ни при чем. Потому что в результате реализации очередных замыслов команды Качановского, СпецАТХ за вывоз мусора больше не отвечает, и вообще этим не занимается, а у «Смоленской экологической компании», якобы специально созданной для вывоза ТБО… не оказалось техники. Для нашего славного городка - вполне обычная история, как говорится, с кем не бывает?



Необычно в этой ситуации то, что и.о. мэра Константин Лазарев за происходящее тоже не отвечает. Ни перед кем. Лазарев стал и.о. мэра не потому, что очень хотел исполнять функции первого лица города, не в результате всенародных выборов, не в ходе депутатского голосования и не по назначению губернатора даже, а потому что ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ. Ему просто пришлось занять эту нишу, а вообще-то «выше планки» он прыгать и не собирался…





Кому выгодно?



Самое неприятное, что данная ситуация, когда «чем хуже, тем лучше», выгодна многим политическим силам, ломающим копья в борьбе за власть в городе. К слову, персональные выгоды имеют и Качановский, и Казаков (здесь же – Лебедев), и Михайлов.



Качановский может использовать существующий в городе «бардак» как инструмент своеобразного шантажа (типа, хотите порядка – отпустите; и что примечательно - определенную часть населения убедить в этой причине паралича хозяйственной деятельности мэрии, вовсе не сложно).



Что касается Казакова и Михайлова, то Устав города, предполагающий всенародные выборы мэра, никто не отменял. Но чтобы выборы состоялись, Качановский должен либо добровольно сложить с себя полномочия главы города, либо суд должен принять решение о его виновности. Что касается первого варианта, как говорится, товарищи замучаются ждать, пока Эдуард Алексеевич подаст в отставку. А суд может состояться еще через год. Ускорить события может лишь совсем уж чрезвычайная ситуация.



Она может случиться, к примеру, если обилие мусорных куч (которые сейчас есть в любом дворе) при теплой погоде спровоцирует невиданную эпидемию тяжелых кишечных инфекций (страшилки о свином гриппе покажутся просто детскими сказками) и в городе-герое начнется «падеж»… населения. А в чрезвычайных ситуациях, как известно, работают свои законы, тогда уже добровольное сложение полномочий Качановским не потребуется. Хотя, и выборов мэра в Смоленске, наверное, тоже уже не будет…





Город без головы



В свое время мэр Владислав Халецкий очень остро отреагировал на номер нашего журнала, главной темой которого стал материал «Город без головы» (с соответствующим коллажом). Теперь, конечно, впору говорить себе: эх, знали бы мы, что с городской властью будет через год, после мартовских выборов, погодили бы шутить! Сейчас, когда город действительно «без головы» (причем, обезглавлены и представительная, и исполнительная ветви власти), а до следующих выборов долгие годы, появляется чувство безысходности и апатии. Действительно, что можно сделать в этой ситуации? С одной стороны, грязь, пыль и антисанитария несут прямую угрозу здоровью, и даже жизни горожан. С другой – от нынешних бедствий ни МЧС, ни антимонопольная служба горожан не спасут. К великому сожалению, ни ФАС, ни милиция, ни прокуратура (ни даже ФСБ) не являются теми инструментами, с помощью которых смолянам удалось бы избавиться от равнодушных (профнепригодных?) чиновников.



Кто-то недавно вспомнил, как население одной европейской страны отреагировало на забастовку мусорщиков (для них, для европейцев, «мусорные» забастовки - вообще катастрофа). Так вот, там мешки с мусором, которые никто не убирал, население дружно принесло к зданию городской ратуши. Мы ни в коей мере не призываем воспользоваться этим очевидно эффективным европейским опытом, но вообще-то тот факт, что люди уже начали вспоминать подобные прецеденты, власть города должен очень сильно насторожить. Хотя, где она, эта власть? И есть ли она вообще?

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь