Псина
http://www.gorodnews.ru - Добавил mishutka в категорию История
Без малого три десятка лет этот мотоцикл простоял на балконе квартиры на пятом этаже обычного смоленского дома. Предыдущий хозяин вспомнил о нем, продавая квартиру. «Бери, он своих денег стоит, - рекламировал единственный хозяин этого чудом сохранившегося в первозданном виде экземпляра. - Мне его отец купил, когда я только права получил».
Родословная
Этот «ПС» сошел с конвейера в 1977 году. В эпоху застоя его можно было купить за 1005 советских рублей. На 45 рублей дороже стоила модификация с раздельной системой смазки, кстати, впервые примененная именно на этом мотоцикле.
Его появление произвело настоящий фурор среди советских мотоциклистов: настолько этот «Иж» был непохож на своих отечественных собратьев. Японские комплектующие, высокое качество изготовления и невиданная доселе динамика - все это позволяло «Планете Спорт» конкурировать с мотоциклами чешского производства. Тем более что внешне «Иж ПС» напоминал японские мотоциклы середины 1960-х (например, Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года).
Двигатель объемом 340 куб. см развивал мощность в 32 л.с., разгон до сотни занимал не более 11 секунд, а максимальная скорость намного превышала паспортные 140 километров в час. Аббревиатуру «ПС» многие вскоре стали расшифровывать как «Планета Смерть» - легкий и мощный мотоцикл нередко фигурировал в сводках дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Народное название «ПСИна» (от той же аббревиатуры) подчеркивало злой характер мотоцикла. Обратный ход кик-стартера при неудачной заводке двигателя часто становился причиной серьезных травм ног.
Неспешные прогулки
Езда на «Иж ПС», в сравнении с современным мотоциклом, все равно что в «Жигулях» - с иномаркой. Чего стоит только завести двигатель - открыть краник, прокачать несколько раз кик-стартер, повернуть ключ… Но дым двухтактных моторов сладок и приятен - тем, кто не забыл гаражные споры о том, что лучше - «Ява» или «ПС». Да и избалованный взгляд прохожих скорее остановится на этом «без пяти минут» раритете, чем на ставших привычными высокоскоростных «жужжалках».
Несмотря на возраст, мотоцикл прекрасно держится в городском потоке автомобилей и светофорных «гонках». Разве что старые барабанные тормоза заставляют осторожничать. На загородных трассах «ПСИна» легко разгоняется до максимальной скорости, но ехать на нем даже за сотню километров в час страшновато. Дело не только в прямой посадке и устаревшей конструкции мотоцикла. Ход огромного поршня передает вибрации на раму - резиновые подушки на руле и крепления двигателя не спасают. Руки и ноги быстро затекают, приходится сбрасывать обороты.
Но для такого мотоцикла скорость не важна. Это ведь легенда.
Для галочки
Десять лет эпохи застоя
«Иж Планета Спорт» - дорожный мотоцикл, выпускавшийся Ижевским мотозаводом с 1974 года. Он продержался на конвейере всего 10 лет - до 1984 г. Среди вероятных причин его снятия с производства - высокая аварийность, снижение спроса за счет ухудшения качества (замена японских комплектующих советскими). Кроме того, наличие мотоцикла не давало права на строительство гаража - ведь для «Спорта» не была предусмотрена коляска.
Сегодня «Иж Планета Спорт» в хорошем состоянии - большая редкость. Особенно ценятся мотоциклы первых лет выпуска - стоимость таких экземпляров на вторичном рынке доходит до 50 тысяч рублей.
газета Город
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий