Голливудских звезд "вылепили" русские

http://www.province.ru - Добавил slava 5950 дней назад в категорию История

Смоленский американец дошел до "штатовской" фабрики грез Имя Георгия Семеновича Жданова известно служителям Мельпомены практически во всем мире. Наряду с Михаилом Чеховым (племянником великого писателя) его считают родоначальником американской школы актерского мастерства. Он был знаком с Артуром Хейли (автором всемирно известных бестселлеров), Эрнестом Хемингуэем (известнейшим американским писателем), дружил с Гэри Купером, учил Мэрилин Монро, переписывался с Георгием Товстоноговым (главным режиссером ленинградского БДТ), Сергеем Юрским и Олегом Ефремовым (выдающиеся российские актеры).



Если великого актера, директора II-го МХАТа Михаила Чехова в России называют легендой, то Жданов - часть этой легенды. Они дружили, вместе работали и руководили театрами в качестве содиректоров и сорежиссеров в Англии и Нью-Йорке.



Блины и шампанское



Осенью 1985 года по центральной смоленской улице шел пожилой человек, привлекавший внимание прохожих. Одежда и манеры выдавали в нем иностранца. Люди его возраста в то время не носили на плече фирменные спортивные сумки, не надевали легкие куртки из "плащевки" и щеголеватые кепи. На Большой Советской он заметил вывеску "Блинная". Посетителей в маленькой "скорожорке" было немного, и румяные тетки, стоявшие на раздаче, тут же смолкли, внимательно разглядывая потенциального клиента. Парочка, стоявшая за столиком (сидячих мест в этой точке общепита не было), тоже обратила внимание на вошедшего.



- Как думаешь, откуда он приехал? - поинтересовалась женщина у своего мужа.



- Прибалт, скорее всего. Наши так не одеваются.



Незнакомец заказал порцию блинов и попросил нож. "Не положено тут ножи раздавать", - ответили столовские. "Еще зарежется на наших глазах", - бросили они в спину "странного" посетителя и захихикали над своей шуткой.



- Не прибалт, - продолжала рассуждать вполголоса парочка, - те знают, что в русских столовках к вилке могут дать только ложку. Наверное, из Польши прибыл. Кстати, акцент у него еле заметен. Даже не акцент, слишком тщательно выговаривает фразы.



Иностранец подошел к их столику.



- Простите, мы тут с мужем поспорили, откуда вы приехали. - Женское любопытство взяло верх. - Вы поляк?



- О, нет, я из Лос-Анджелеса. Из Америки! - откликнулся он радостно, и в блинной все затихли.



Тетки переглянулись и смущенно запунцовели, едоки оторвались от своих тарелок...



Вообще-то муж и жена собирались в кино. В тот вечер им выпала редкая удача: бабушка осталась дома с их маленькой дочкой. Однако, наплевав на билеты, добытые с таким трудом на какой-то премьерный показ, они провели остаток дня с этим удивительным человеком.



Втроем гуляли по городу, слушали о жизни в другой стране, жадно ловя каждое слово. Георгий Жданов, а это был именно он, охотно отвечал на все вопросы, но с большим удовольствием предавался воспоминаниям.



- Вот этот сад назывался прежде Лопатинским, я мальчишкой бегал туда. Наш дом стоял неподалеку. В этом здании была наша гимназия. Я помню первые автомобили на улицах Смоленска, а сейчас уже более сорока лет являюсь гражданином США. Смоленский американец или американский смолянин, если хотите, - говорил он, с любовью осматривая родной город.



На заре перестройки все иноземные гости считались чуть ли не небожителями, а этот господин прибыл из самого Голливуда.



- Мечтая о Штатах, - глядя, как разгораются глаза собеседников, улыбаясь, говорил Жданов, - многие думают, что там - молочные реки и кисельные берега. Чтобы состояться в Америке, поверьте, нужно приложить немало усилий.



В скромном кафе, расположенном как раз напротив той гостиницы, в которой остановился американский гость, они распили за знакомство бутылку шампанского, записали адреса и расстались, обмениваясь письмами в течение 10 лет.



Наши люди в Голливуде



Перестроечная пресса писала в свое время, что заокеанская фабрика грез держится на тех, кто когда-то был подданным Российской империи. Называя американское кино самым что ни на есть "нашим", потому что Голливуд и делали "наши", критики сравнивали его с Одесской киностудией, только с хорошим техническим оснащением.



Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Рэкс Харрисон, Юл Бриннер, Грегори Пек... В Соединенных Штатах этих актеров считают полубогами. Для Георгия Жданова и Михаила Чехова, осевших в Голливуде, они были учениками. Рассказывают, что легендарный Гэри Купер, без которого вряд ли родился бы классический американский вестерн, провалил 50 дублей, пытаясь играть "по Жданову". Многие американские знаменитости запомнили его "мягкую, благородную манеру преподавания".



Жданов и Чехов познакомились в Берлине, вместе уехали в Англию, а потом работали в Лос-Анджелесе. Они - родоначальники американской школы актерского мастерства, развили систему Станиславского и привили ее на американской почве.



Приезжая в Россию, Жданов встречался с нашими театральными знаменитостями, а посещая Голливуд, они сами искали с ним встреч.



- Я встретил Любимова (главреж Театра на Таганке. - Прим. автора) в Лос-Анджелесе, когда тот выступал с русской лекцией... Ужинали в частном доме, пили водочку и вкусно закусывали. Я подарил ему книгу "О технике актера" с моей подписью... Под конец он спросил: если позовут в Россию, ехать или нет? - делился Георгий Семенович впечатлениями со смоленскими друзьями. - Я ответил, что непременно. В Америке вас забудут, когда уляжется политическая пыль - сенсация.



От одного берега отстал, к другому не пристал



Георгий Жданов родился в Смоленске в семье врачей в 1905 году. Спасаясь от революции, они переехали в Латвию, жили в Литве, потом судьба забросила их в Германию. Когда к власти пришли нацисты, смоляне нашли пристанище в Англии. В конце концов Георгий Жданов оказался в США.



Впервые после отъезда Георгий Семенович попал в Смоленск в 1974 году.



"Стою в проходе поезда, смотрю в окно и чувствую запах леса, аромат ягод... Вспоминается детство. "Корни" заговорили. Я плакал навзрыд, - писал он в 1990 году своим вновь обретенным землякам. - Судьба спасла меня и от Сталина, и от Гитлера, и от войн, и от всех мировых катастроф. Я живу в хорошей стране, которую люблю, но это - не родина, не корни. Я говорю на пяти языках. По-немецки без акцента, по-английски даже книги пишу, а все-таки русский - это мой, глубоко люблю этот язык. Уже 46 лет я - гражданин Америки, а все-таки - скиталец, ни то, ни се".



Когда 1988 году Жданов приехал с лекциями в Ленинградский театральный институт, послушать его собралась почти вся труппа Малого драматического театра. А Игорь Владимиров, возглавлявший в то время театр Ленсовета, поинтересовался, сколько же лет Жданову.



- В Америке надо быть молодым, поэтому в Голливуде в декабре мне всегда исполняется 55, а вам в России скажу правду - 83, - услышал в ответ известный режиссер. - И, как говорил мой знаменитый друг, американский киноактер Gary Cooper, я намерен торчать здесь как можно дольше.



Голливудские считали Жданова "сумасшедшим русским", потому что, прожив столько лет в Штатах, он все равно оставался "другим".



Своей смоленской знакомой Георгий Семенович открыл секрет. Спустя 7 лет после смерти жены, с которой он был в браке 43 года, Жданов пережил бурный роман с 30-летней красавицей, известной, талантливой американской актрисой. Как истинный джентльмен, имени своей возлюбленной он не раскрыл.



- Это длилось 8 месяцев. И, конечно же, все кончилось. Я снова одинокий... Но опять уцелел! Несмотря на бурю, уцелел, несмотря на душевные раны, уцелел! Эта девушка сказала, что полюбила меня, потому что я "сумасшедший"... Для них я - другой, а потому - безумный.



Георгий Семенович Жданов дожил до 93 лет и похоронен в Лос-Анджелесе.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь