«Главные выборы» России позади

http://www.smolensk-i.ru - Добавил v.v. в категорию Политика

Под чутким оком международных наблюдателей Белоруссии и Казахстана других демократических государств (в нашем регионе работали два наблюдателя из Белоруссии), россияне выбрали нового президента. Итог известен, сенсаций не случилось. По результатам «правильного выбора» Смоленская область вновь оказалась в аутсайдерах. Но чего никто не ожидал - в плане доверия Дмитрию Медведеву наш регион стал самым скупым в России.



Старались, как могли

Если не сравнивать показатели Смоленской области с другими регионами, наша картинка «главных выборов», в общем и целом, «вполне соответствует»: Дмитрий Медведев победил с убедительным отрывом, явка, не смотря на непогоду, оказалась вполне высокой (65,05%)... Пятном позора стало «последнее место» и тот факт, что Смоленская область оказалась единственным регионом, не дотянувшим хотя бы до 60% голосов в пользу преемника Путина.

По большому счету, то, что смоленский результат «по Медведеву» будет ниже среднероссийского показателя, было очевидно сразу: никто и не рассчитывал, что произошедшая смена региональной власти впечатляющим образом и сразу повлияет на электоральные симпатии. Но того, что в конечном итоге мы окажемся не просто среди худших, а «последними», наверное, не ожидал никто. К тому же сил, положенных на исполнение негласной предвыборной установки кремлевских кураторов на самом деле было потрачено немало. Уж в чем нынче никак не обвинишь руководство (области, районов, города Смоленска и регионального избирательного штаба Медведева), так это в бездействии. Они старались, как могли. В меру своего понимания. Сказано было – обеспечить явку - на этот показатель и бросили все силы, все, не противоречащие законодательству ресурсы. А про то, что высокая явка не всегда обеспечивает нужный результат, федеральные кураторы пояснить забыли. Сами виноваты: определились бы заранее, какой показатель важнее, может, и Смоленская область при явке 47% отдала бы за Дмитрия Анатольевича заветные 70% голосов.



Опять обман!

По организации выборного процесса претензии предъявлять глупо. Ошибки декабря учтены: были созданы дополнительные территориальные комиссии, уточнены и скорректированы списки избирателей. Количество проведенных совещаний и выступлений, посредством которых представители власти взывали к чувству гражданской ответственности электората - все, казалось, пророчило успех.

Но где-то за неделю до голосования появились «вредные слухи». Предметом обсуждения «рядовых избирателей» (были среди них и сотрудники МУПов, и работники промышленных предприятий, и студенты) стала метаморфоза, произошедшая с понятием «свободное волеизъявление граждан». В результате метаморфозы волеизъявление «свободное» превратилось в «обязательное». Более того, с возмущением, но «не под запись», в частных беседах, эту, якобы имеющую место метаморфозу, комментировали также сами руководители. Прямых призывов голосовать за кого-то конкретно не было (к счастью, голосование - процедура тайная), но «исполнить свой долг» и представить доказательство исполнения в виде то ли марки, то ли талона «Я голосовал» (полученного на избирательном участке), будто бы требовали от всех, кто находился в зоне влияния административного ресурса. Некоторые граждане не преминули пожаловаться в избирком. Жаловались и накануне выборов, и в день голосования. Проверка жалобы, поступившей 2 марта, подтверждений не нашла – доказать, как вы понимаете, ничего не удалось. А верить, как известно, следует только подтвержденным фактам. Поэтому всю эту историю с отчетами в виде предъявления начальству «талонов» («марок») пока будем считать наветами злопыхателей и «провокацией». Но, вот ведь, интересный момент: «провокаторам», судя по имеющейся информации, удалось зомбировать и отдельных членов участковых избирательных комиссий. Подтверждение тому – случай, якобы («якобы» - потому что документально не зафиксирован) произошедший на одном из избирательных участков, когда член избирательной комиссии, выдавая бюллетень, поинтересовалась: «Вам талон для предъявления на работу нужен?». С этими «талонами» («марками») вообще загадочная история вышла.



Обвал доверия

Как удалось выяснить, изготовителем «талонов» («марок») «Я голосовал» был облизбирком. По заявлению Анатолия Абрамкина, количество изготовленных «талонов» («марок») находилось в строгом соответствии с количеством избирателей. То есть, каждый проголосовавший мог получить такой талон и «оставить его себе на память». Никаких других целей эта «марочная» акция, по словам Анатолия Ивановича, не преследовала. Но! Параллельно с этой памятной затеей избиркома, помимо требований предъявить талон начальству, мэрия Смоленска задумала свою - стимулирующую акцию. Со слов представителей мэрии и телероликов смоляне поняли, что, проголосовав, они смогут выиграть приз то ли на «презентации товаров смоленских предприятий», то ли в лотерею. Главное – надо предъявить стикер «Я проголосовал», и можно попытаться выиграть телевизор, микроволновку, носки, ручку и т.п....

Словом, всех шагающих на избирательные участки можно было поделить на три группы: тех, кто голосует всегда, тех, кто пошел, потому что «выбор-то невелик» - отчитаться надо, и тех, кто решил выиграть в лотерею. Печально, но большая часть проголосовавших сделала вывод, что пресловутая лотерея стала мистификацией.

В день голосования львиная доля этих «избирательных документов, позволяющих сохранить память о выборах», отчитаться начальству и поучаствовать в лотереи куда-то испарилась вовсе, равно, как испарились и пункты «презентации товаров смоленских производителей». Жаждущие получить чудо-стикер в ответ слышали: «Уже закончились». Но самым жестоким обманом оказался слух о том, что нуждающимся будут выдавать глюкометры. В результате, часть электората пожилого возраста, возвращаясь домой, повторяла: «Опять обманули, сволочи!». Стоит ли говорить, что все эти события в день «главных выборов страны» нанесли сокрушительный удар по уровню доверия к власти вообще и к мэрии в частности. Удар по репутации был такой силы, что городские чиновники пошли, можно сказать, на нехарактерный для них шаг: было решено (своевременно, надо отметить) откровенно рассказать всю правду о том, как презентация-лотерея превратилась в мистификацию.



Кто «вырастил» протестные голоса?

Как и во всех непростых ситуациях, Владислав Халецкий «щекотливую» пресс-конференцию, посвященную итогам голосования переложил на плечи своего первого заместителя Владимира Лабовского. Из заявления Владимира Ивановича следует, что «лотерейный обман» жителей Смоленска стал следствием скороспелого (за день до голосования) постановления облизбиркома, которое и явилось запретительной мерой к проведению лотереи на избирательных участках. А о самом постановлении мэрия узнала лишь в 10 часов 2 декабря. Поэтому и призы, и товары смоленских производителей горадминистрации пришлось складывать в мешки и эвакуировать с участков уже на глазах изумленных и возмущенных горожан. Владимир Лабовский, в свойственной ему манере грустного философа, подвел действительно печальный итог действий избиркома по «разгрому» акции стимулирования (которая, по словам Владимира Ивановича, поначалу никакого протеста ни у кого, в том числе - у избиркома, не вызывала): «Мы прекрасно знаем, что эта перестраховка со стороны господина Абрамкина не только способствовала формированию мнения о том, что очередной проект мэрии превратился в «прожект», что чиновники мэрии «себе все призы присвоили», но также отразилась на росте протестных голосов», - резюмировал первый вице-мэр. Кстати, в том же направлении, что и лотерейные выигрыши, отправились и пресловутые глюкометры (было запланировано разыграть 2000 штук). Более того, на пресс-конференции выяснилось, что на территории области в самом деле повсеместно пытались внедрить требование «вертикальной отчетности» через предъявление доказательства в виде стикера. И идея эта исходила отнюдь не из коридоров мэрии, но автора этой «убойной» задумки сотрудники горадминистрации сообщить отказались.



Почему?

На фоне сплошь политкорректного подведения итогов в большинстве печатных СМИ, не станем исключать, что наши материалы на сей счет (со стороны отдельных чиновников) вполне могут получить абсолютно неверную трактовку. Поэтому, поясняем: не следует искать «крамолу» и «ухмылку» там, где их нет и в помине. Мы лишь пытаемся ответить на два вопроса: «Почему Смоленская область нынче выделилась даже на фоне регионов бывшего «красного пояса»?» и «Будут ли последствия?».

Говоря о причинах нынешнего феномена, который удалось продемонстрировать Смоленщине, справедливости ради, следует отметить, что влияние на протестное голосование оказали как внутренние факторы, так и внешние. Да, совершенно вредной оказалась чрезмерно усердная борьба за явку («административное давилово», внедренноое «неизвестно кем»). Да, присутствовала явно завышенная оценка влияния принятых недавно социально-значимых законов, которые якобы могли в такой короткий срок изменить отношение людей к власти (а эти выборы президента – не что иное, как индикатор доверия к действиям власти).

Но! На итоги выборов во многом повлиял и еще один момент – слишком сдержанное отношение федеральных властей к нашему региону. Речь идет даже не о многочисленных несостоявшихся визитах в Смоленск президента Путина и первого вице-премьера (в то время) Медведева (хотя это тоже не единожды указало смолянам на то, что живут они, видимо, в субъекте «второго сорта»). Заявленные, а затем отмененные визиты первых лиц государства – лишь отражение устоявшейся политики, в отношении «западного форпоста России». Один из свежих примеров – полное отсутствие какой-либо реакции со стороны министерства здравоохранения и соцразвития на обращение обладминистрации - «sos!» - о катастрофической нехватке финансов на обеспечение лекарствами льготников. А эта проблема затрагивает (жизненно важные!) интересы тысяч и тысяч смоленских семей. Электората, между прочим. За что им поддерживать курс президента и его преемника? За равнодушие к их проблемам? И таких примеров можно привести немало. Ведь, смоляне не настолько глупы, чтобы верить сказкам Зюганова и Жириновского. Думается, большинство отданных за них голосов являются ни чем иным, как протестом против этого «федерального равнодушия». У нас Богданов набрал семь тысяч голосов! Думаете, семь тысяч смолян всерьез увидели в этом легализовавшемся масоне президента России?



Будут ли последствия?

Теперь о последствиях. Прежде всего – кадровых. Если кто надеется, что после таких впечатляющих итогов выборов в Смоленской области произойдет еще одна смена губернатора, так это зря. Кредит доверия у Сергея Антуфьева за такой короткий срок отнюдь не иссяк и даже не уменьшился. И нынешнее «последнее место», как это кому-то ни покажется странным, на уровне действующего пока кредита вряд ли скажется. Скажутся совсем другие обстоятельства (думается, Сергей Владимирович это уже учитывает), и то, со временем. В самом деле, было бы глупо менять главу региона, который даже команду до конца сформировать не успел. Поэтому единственным кадровым последствием могла бы стать пустующая позиция второго первого заместителя губернатора, на которую после выборов претендовал Александр Логутов, возглавлявший штаб Медведева. Это могло бы случиться, если бы Москва «потребовала крови» за итоги выборов. По собственной инициативе Сергей Владимирович в отношении Александра Ивановича карательных мер принимать не стал бы. Москва не потребовала. Так что здесь все в полном порядке.

Теперь – о последствиях в части изменения политики отношения федерального центра к Смоленской области (именно это имел в виду Антуфьев, говоря о том, как важны для области итоги голосования на президентских выборах). Здесь мы готовы с Сергеем Владимировичем поспорить. Как было отмечено выше, отношение к нам и так «фиговое» (другого слова подобрать не могу). Они что, войну нам теперь объявят? То есть, хуже уже не будет. При самом плохом варианте развития событий все останется по-прежнему – нужды и интересы региона по-прежнему будут игнорироваться. И здесь мы получим замкнутый круг: голосуя, смоляне будут отвечать федеральному центру взаимностью. И если развитие получит именно этот вариант, Смоленская область через небольшой промежуток времени вообще превратится в оплот оппозиционности и полигон для проведения «псевдодемократических», «подрывных» американских технологий. Утрирую? Возможно, только внимание фондов, которым так не доверяет Владимир Владимирович Путин, было обращено на наш регион еще до того, как он смог отличиться на выборах (уж эти «псевдодемократы» знают, где протестный дух витает).

Поэтому, отчего бы не предположить, что развитие получит оптимистичный вариант, и центр все-таки вспомнит не только о том, что здесь живут такие же россияне, но и то, что Смоленщина, как никак, «западный форпост» России. Чечню, кстати, стали «денежным дождем осыпать» тоже не за прорыв в развитии экономики...



Светлана Савенок

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь