Алексей Леонов о последнем полете Гагарина

http://www.rabochy-put.ru - Добавил student 5874 дня назад в категорию История

Алексей Леонов о последнем полете Гагарина



40 лет назад весь мир вздрогнул, услышав сообщение ТАСС: «27 марта в результате катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете трагически погиб первый в мире покоритель космоса, прославленный летчик-космонавт СССР... Герой Советского Союза полковник Гагарин Юрий Алексеевич.В этой авиационной катастрофе погиб командир авиационной части... Герой Советского Союза инженер-полковник Серегин Владимир Сергеевич».



Далее следовало сообщение правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели героев, в котором сказано, что Ю.А.Гагарин вместе с инструктором летчиком-испытателем



1-го класса В.С.Серегиным вылетел в очередной полет на двухместном реактивном учебно-тренировочном самолете для отработки техники пилотирования. Закончив выполнение учебного задания в зоне полетов, при возвращении на свой аэродром самолет потерпел катастрофу вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области...



Давно заросла травой воронка семиметровой глубины, образовавшаяся после взрыва на месте падения самолета, высоко поднялись березы с верхушками, срезанными крыльями падающей машины. Барельефы героев навсегда запечатлелись на гранитной стеле. Но до сих пор тайна последнего полета первого космонавта окончательно не разгадана.



Существует не менее двенадцати версий трагической гибели Юрия Гагарина. Из них абсолютно беспочвенно мнение о том, что по состоянию здоровья пилоты не были готовы к полету: в то время врачебный контроль был очень жесткий. Несостоятельна и версия, основанная на возможном столкновении самолета на высоте четырех тысячи метров с воздушным зондом или стаей гусей, хотя вначале она рассматривалась как одна из вероятных.



Отпадает и гипотеза, связанная с тем, что пилоты не надели кислородные маски и потеряли сознание от нехватки кислорода. На той высоте, где они летели, маски не требовались, но в любой момент они могли их надеть.



Еще требует проверки версия о неисправности двигателя учебной машины, однако перед полетом он был в полном порядке. И, конечно, не может быть никаких сомнений в профессионализме летчиков, не раз попадавших в гораздо более экстремальные ситуации...



Картину катастрофы и ее причины высветил недавно на Гагаринских чтениях, проходивших на родине Колумба Вселенной, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. При этом он опирался не только на свои личные наблюдения и знания, но прежде всего на большую работу, проведенную сотрудниками академии имени Жуковского.



На учебном самолете УТИ-МИГ-15 Юрий Гагарин должен был взлететь с аэродрома «Чкаловский», набрать высоту четыре тысячи метров в районе испытательных полетов и выполнить простой пилотаж, затем выйти на рубеж и опуститься по глиссанде на тот же аэродром, где его ждал боевой самолет МИГ-17. На нем он должен был лететь. Ведущим испытателем самолета УТИ-МИГ-15 был Владимир Серегин. Он и проверял Юрия Гагарина.



По мнению Леонова, одной из причин, которая увела следствие в сторону, оказалась ситуация на аэродроме: в тот день не работали локаторы высоты и азимута. И все же решение лететь командование приняло. Одновременно в этом же районе проводились полеты с аэродрома «Жуковский» истребителя СУ-15. Ему отводилась высота 10 - 12 тысяч метров, ниже опускаться летчик не имел права.



В этот же день в районе города Киржач Владимирской области находилась лунная группа космонавтов во главе с Леоновым, совершавшая тренировочные прыжки на парашютах. Неожиданно они услышали взрыв и потом характерный хлопок, возникающий при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Интервал между двумя звуковыми эффектами составлял 1,5 - 2 секунды. Потом этот факт для следствия будет очень важен.



Алексей Леонов на вертолете полетел сначала на аэродром «Чкаловский» и, узнав, что самолет Гагарина не отвечает, полетел в сторону деревни Новоселово и увидел там следы катастрофы.



Вскоре нашли останки Серегина, а от Гагарина только планшет и портмоне. Подумали, что он катапультировался, потерялся. Однако утром обнаружили и останки Юрия Алексеевича, его кожаную куртку и все остальное. Стало ясно: Гагарина нет в живых.



Леонов считает виновником трагедии самолет СУ-15, летчик которого нарушил запрет и с высоты 12 тысяч метров опустился вниз, затем включил форсаж и ушел на свой эшелон. В условиях плохой видимости он не видел самолет УТИ-МИГ-15. Мощным потоком реактивной струи самолет Гагарина перевернуло. Больше ничто не могло загнать его в глубокую спираль. Самолет неизбежно столкнулся с землей...



В ответ на возражение тех, кто утверждает, будто реактивная струя не может перевернуть другой самолет, Леонов привел пример. В ноябре того же 1968 года в Алма-Ате самолет ЯК-42, не выдержав дистанцию, взлетел на 30 секунд позже ИЛ-76, и его перевернуло. В таком перевернутом состоянии он упал на землю.



Более того, версию Леонова проверили с помощью компьютера, все подтвердилось.



Настораживает и то, что до сих пор никто не назвал фамилию летчика, пилотировавшего СУ-15...



27 марта, в день гибели Юрия Гагарина, на месте катастрофы в четырех километрах от деревни Новоселово побывала делегация Гагаринского района. В ее составе были племянница первого космонавта Тамара Филатова, председатель районной Думы Виктор Травкин и глава администрации Владимир Иванов. По традиции они возложили цветы к мемориалу. Почтить память погибших героев приехали друзья Гагарина из первого отряда космонавтов: Алексей Леонов, Валерий Быковский, Борис Волынов, Павел Попович...

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь