Смолянам рассказали о детях «Не по-детски»

http://smol.kp.ru - Добавил metelka 4322 дня назад в категорию Общество

В экспоцентре смоленского ЦНТИ завершается выставка поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт»

Выставка «Не по-детски» поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» посвящена историям восьми пропавших детей. Финал у этих историй разный, а объединяет их то, что поисками потерявшихся крох занимались волонтеры.



Почему Смоленск?



Выставка дебютировала в Москве, в центре современного искусства «Винзавод», в конце мая этого года. Но на этом не закончилась, а, превратившись в передвижную, начала свое путешествие по стране. То, что первым городом на ее пути стал Смоленск, не случайно, потому что именно со Смоленской областью и трагической историей о пропаже двухлетней Анны-Алены Ломановой связана важная веха в развитии поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».



Но обо всем по порядку. Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» образовался стихийно, когда 500 добровольцев в основном из Москвы и Московской области, узнав о пропаже пятилетней Лизы Фомкиной, заблудившейся в лесу вместе с тетей, отправились на поиски и в течение нескольких дней, не зная сна и отдыха, прочесывали лес в окрестностях Орехово-Зуево. К сожалению, тогда ребенка и женщину-инвалида нашли слишком поздно. Поисковики опоздали всего на один день – девочка и ее тетя умерли от переохлаждения.



Потрясённые этой трагедией волонтеры решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось. Имя погибшей девочки с разрешения ее родителей дало название образовавшемуся тогда отряду неравнодушных к чужому горю людей «Лиза Алерт».



На протяжении почти года своей работы отряд искал пропавших людей в основном в Москве и Московской области – в местах наиболее близких к тем, где жили сами волонтеры, у которых есть свои семьи, работа, учеба…



Но когда летом прошлого года интернет взорвала весть о пропаже в Вяземском районе Смоленской области двухлетней крохи Анны-Алены Ломановой, добровольцы, организация которых к тому времени уже выросла, окрепла и сформировала собственные практические методики поиска людей, впервые выехали на поиски за пределы своего региона.



- Смоленская область стала первым регионом, куда мы приехали на поиски после Москвы, - рассказывает приехавшая на открытие выставки в наш город Алина Павлюкова, координатор отряда LizaAlert. - Мне позвонил наш старший и сказал: «В Смоленской области пропала девочка, год и восемь месяцев». Это была Анна-Алена. У меня тогда даже не возникло вопроса, сколько сюда нужно добираться, я просто ответила: «Едем».



«Наш главный враг – время», - постоянно повторяют занимающиеся поиском детей люди. Тогда снова было слишком поздно. Известие о пропаже девочки появилось только через несколько дней после того, как она ушла в лес со своего двора и бесследно исчезла. После еще пяти дней поисков Анну-Алену нашли. Малышка была мертва, утонула в реке.



А буквально через две недели московские добровольцы снова были у нас – уже в Гагаринском районе, на поисках пятилетней Даши Сотниковой. На этот раз бой со временем был выигран - девочку нашли живой, но сильно переохладившейся через 48 часов.



Восемь точек в темноте



В абсолютно темном зале горят восемь ламп.



Лиза Фомкина, 5 лет... Саша Степанов, 6 лет… Анна-Алена Ломанова, 1 год и восемь месяцев… Даша Сотникова, 5 лет… Роберт Ванинов… Роман Юданов, 16 лет… Аня Шкапцова, 9 месяцев… Саша Кононов, 4 года… Четыре истории этих ребят имеют счастливый финал, другие четверо малышей, уже никогда не вернутся домой.



Под каждым неярким источником света история одного из этих детей. На пластиковых прутьях, собранных наподобие зонтика, по кругу развешены материалы о каждом из них: фотографии, цитаты с поисковых форумов, заголовки газет и интернет-изданий, отклики близких… Посередине стоит высокий вращающийся стул на одной ножке.

Осматривать выставку лучше одному. Усесться на этот стул и по кругу прочесть все - до строчки, до буквы. А потом перейти дальше, и дальше, и дальше, пока не проникнешься каждой историей, счастливой или трагической. Пока не поймешь, не по-заученному, а по-живому, всей душой не осознаешь, что чужих детей не бывает.



Кроме этих незатейливых на вид зонтиков с печатными материалами зал декорирован только сухими ветками, в которых словно запутались усталые на вид чумазые игрушки и детская обувь. Многие из этих вещей привезены из районов поисков. Вот белый зайка Лизы Фомкиной – к сожалению, он не мог согреть девчушку в последнюю ее ночь. А вот голубой башмачок, который спасатели сначала приняли за след во время поисков Ани Шкапцовой из Брянска. Только потом стало известно, что обуви на ребенке не было, а еще позже, что и ребенка, никем на самом деле не украденного, тоже давно нет в живых.



На экране в углу площадки постоянно транслируются видеоматериалы отряда. Звучит тревожная музыка, помогающая влиться в напряженную атмосферу поисков, когда на счету каждая минута.



Трудно поверить, но ни для разработки проекта выставки, ни для его реализации в дизайнерское агентство не обращались. Все сделано силами самих поисковиков.

- В среднем ежедневно сюда приходит примерно по 50 смолян, с каждым днем посетителей становится все больше, - рассказывает один из организаторов выставки. - Кто-то проникается атмосферой, а кто-то нет. Чтобы понять смысл экспозиции, нужно внимательно прочесть все, что здесь представлено. На это нужно потратить час-полтора, многие просто не могут выделить на это время. Самый лучший отзыв для нас – это слезы на глазах выходящих отсюда смолян.



На выставке постоянно дежурит медик, а беременных женщин предупреждают о том, что им лучше отложить ее посещение.



Кто эти люди?



Открывать выставку в ЦНТИ 12 июня в Смоленск приехали сами активисты московского отряда. Костяк команды сейчас составляет около 20 человек в возрасте от 20 до 35 лет. Это те люди, которые готовы выехать по первому зову, после первого же смс-сообщения с минимальной ориентировкой. Среди них - координаторы поисков - те, кто организует все на месте, кто общается с родителями, кто контактирует со спасателями и правоохранительными органами. Рассказы о том, как они стали поисковиками-добровольцами, очень похожи.



- В сентябре 2010 года я просто сидела дома, переживала некоторые личные неурядицы, - рассказывают Алина Павлюкова, координатор отряда. – И вдруг увидела в интернете сообщение, что пропала девочка, Лиза Фомкина. Я раньше занималась благотворительностью, защитой животных, участвовала в сборах крови. И тут во мне что-то «екнуло» - я отправилась на поиски, которые продлились три дня. Когда нашли Лизу... Это был тяжелый удар. Приехав домой, все время думала, пыталась понять, почему так происходит и толком никто не ищет пропавших детей? Тогда я поняла, что хочу продолжать этим заниматься. Стала созваниваться с теми добровольцами, которые помогали вместе со мной искать Лизу. Мы пришли к единому мнению и создали отряд. Сейчас нам год и десять месяцев, и мы ищем уже и взрослых. Я ушла с работы, деятельность отряда стала смыслом моей жизни, тем, ради чего я живу.



- К отряду я примкнула около семи месяцев назад, - рассказывает волонтер Анна Будовая. - Увидела в интернете сообщение о пропаже студентки МГУ. Сама я далеко не студентка, да и к этому вузу никогда не имела отношения. Но я стала следить через социальные сети за ходом поисков. А потом узнала, что в орехово-зуевском лесу проводятся учения добровольцев с участием авиации. Кроме огромного желания участвовать, у меня ничего не было: ни навыков ориентирования или выживания, ни оборудования, даже толком с компасом обращаться не умела… Но мне сказали: приходи, всему научим. А уже на следящей неделе я приняла участие в реальных поисках, в Тверской области.



«Лиза Алерт» - некоммерческая организация, все поиски организуются за счет самих волонтеров. Максимум – они могут принять в дар технику, но не деньги. В отряде все добровольцы, поэтому никто не обязан что-то делать. Но большинство просто понимает, что не может больше без этого жить. Поэтому жертвует работой, учебой ради того, чтобы искать «незнакомых, но не чужих людей».



Те, кто заинтересовался выставкой «Не по-детски», еще могут успеть посетить ее: последний день ее работы – 19 июля.



А что у нас?



Поиски малышки Анны-Алены стали отправной точкой в истории смоленского поисково-спасательного отряда «Сальвар». Эти ребята, не сумевшие усидеть в Смоленске, когда стало известно о том, что под Вязьмой одна в лесу погибает кроха, которой нет и двух лет, тогда, в июле 2011 года, оставив все свои дела, поехали в район поисков и влились в ряды «Лизы Алерт».



Потом ребята поняли, что такой добровольческий отряд очень нужен Смоленской области, где, как и повсеместно в России, постоянно пропадают люди. Так родился отряд «Сальвар». Он не является отделением или филиалом «Лизы Алерт», однако постоянно контактирует с его активистами и стремится перенять наработанный там опыт.



- На 28 июня в отряде «Сальвар» намечены учения на местности, - рассказывает член отряда Юрий Василевич. – Принять участие в них может каждый. Нужно просто зарегистрироваться на нашем сайте salvare.ru. С волонтерами в этот день будут работать опытные люди, обладающие навыками ориентирования и выживания.



Кстати, сейчас поисковики отряда «Сальвар» прочесывают лес в районе села Новоспасское Ельнинского района в поисках 72-летнего Константина Шмидта, ушедшего 13 июля в лес за грибами и до сих пор не вернувшегося домой. Узнать о ходе поисковой операции тоже можно на сайте отряда.



Ольга ЕФРЕМОВА, Ксения Матвеева

КП Смоленск

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь