Московский десант

http://www.smolensk-i.ru - Добавил alla 5845 дней назад в категорию Политика

Не исключено, что в ближайшее время команда губернатора Антуфьева будет насчитывать уже четыре высокопоставленных чиновника «московского призыва». Сделав ставку на привлечение к управлению регионом активных, весьма успешных (в бизнесе и в госслужбе) «варягов», Сергей Антуфьев принял беспрецедентное для Смоленской области стратегическое решение. Такого в коридорах смоленской власти еще не было. То есть практика прививки региональной власти каким-то единичным «московским побегом» была и раньше. Но чтобы сразу несколько человек…

Оговоримся сразу: все модификации слова «москвич» в данном тексте не стоит воспринимать буквально. Речь идет не о москвичах в чистом виде, а о людях, имеющих опыт работы в условиях, требованиях, ритме и тональности, заданных столицей.



Весенний призыв

Не успели утихнуть кулуарные разговоры вокруг появления нового вице-губернатора по экономике Олега Драганова, Сергей Владимирович подкинул любителям посудачить новую тему в виде еще одного вице-губернатора «не местного розлива» - Игоря Савченко. Кстати, должность, сопоставимую по статусу с должностью заместителя губернатора, Савченко занимал не один год, работая в администрации Приморского края начальником финансового управления. Дальше – поступательный рост уже в структурах федерального уровня. В администрацию Смоленской области Игорь Геннадьевич шагнул из Счетной палаты РФ. Пожалуй, стоит отметить (не только из личного опыта общения, но и по отзывам тех, кто успел с ним пообщаться по работе), Савченко оставляет впечатление человека неравнодушного к своему делу. А с учетом его немалого и, судя по всему, позитивного опыта работы, это назначение имеет веские аргументы в свою пользу.

Одновременно с назначением заместителем губернатора Игоря Савченко состоялось еще одно «московское» назначение. Департамент имущественных отношений возглавил Алексей Гуренков (до приезда в Смоленск работал в Департаменте региональной работы партии «Единая Россия»). Впрочем, де-факто Алексей Олегович в администрации Смоленской области трудится уже не первый месяц, к тому же начальник департамента - все-таки не вице-губернатор. Поэтому Гуренкову удалось вписаться в смоленскую структуру плавно, без намека на какой-либо резонанс вокруг его персоны.



Смена тона принятия решений

Тем не менее, тенденция внедрения нового подхода к решению проблем региона путем вливания в органы власти «свежей крови» просматривается. Мы не могли не поинтересоваться у губернатора причинами появления в администрации области совершенно новых персон. Сергей Владимирович дал следующий комментарий:

- Если Вы помните, наши предки своих дочерей стремились выдать замуж за парней из других сел – чем дальше село расположено, тем считалось лучше. Мы всего лишь перенимаем опыт наших предков. А если серьезно, я бы отметил две составляющих: очень сказывается кадровый голод и желание применить в управлении совершенно новые подходы. Безусловно, люди, которых я приглашаю на работу, так или иначе, мне известны. Если мы говорим об Олеге Драганове, я 4 года работал в Государственной Думе с его отцом и, зная отношение Валерия Гавриловича к делу, его работоспособность, его порядочность, я решил поговорить с Олегом Валерьевичем, и он меня не разочаровал. Кроме того, очень хорошие рекомендации мне дали и коллеги Олега Валерьевича по работе в правительстве Московской области. Я хочу сказать, что это был осознанный выбор.

То же самое могу сказать и об Игоре Савченко, это тоже выбор не случайный. Сегодня, когда мы говорим о приграничном положении Смоленской области, мы имеем в виду раскрытие геополитического потенциала нашего региона. Сейчас в товарообороте внутри Союзного государства мы занимаем шестое место. Но у нас есть все шансы претендовать на первые места. Просто, на мой взгляд, пока работе в рамках программ Союзного государства со стороны администрации Смоленской области уделяется недостаточно внимания. Проанализировав ситуацию, я пришел к выводу, что этими вопросами должен заниматься отдельный человек. Кроме того, за последние несколько месяцев Смоленск с рабочими визитами посетили и председатель Витебского облисполкома, и советник-посланник посольства республики Беларусь (второе лицо в посольстве – Ред.), и уже дважды у нас побывал посол республики. Учитывая этот высокий уровень представителей белорусской стороны, я пришел к мысли о необходимости появления в структуре администрации области заместителя губернатора, который будет заниматься приграничным и межрегиональным сотрудничеством, в первую очередь – в рамках Союзного государства. Что касается Игоря Геннадьевича Савченко, его послужной список говорит о нем как о состоявшемся специалисте высокого уровня. И когда я обсуждал проблему кадрового дефицита со своими бывшими коллегами по Совету Федерации и Госдуме (в том числе, с теми, которые были избраны аудиторами Счетной палаты), мне порекомендовали Игоря Савченко. К тому же, у Игоря Геннадьевича смоленские «корни». Мне приятно, что он согласился приехать и поработать на своей малой родине.

Все эти назначения направлены на повышение эффективности работы областной администрации. Я считаю, что «варились мы в собственном соку» достаточно долго. Эта практика стала тормозить процессы управления, затягивать принятие решений. Между тем, кадровая политика в конечном итоге и определяет результат работы администрации в целом. То есть, я решил сменить устоявшийся в областной администрации тон принятия решений. И очевидно, что новые подходы связаны с появлением совершенно новых людей, с привнесением ими новых взглядов, новых требований.



Смена качества

Возможно, тема экспансии чиновников «извне» и не возникла бы, но, как нам стало известно, скоро должно состояться еще одно назначение, и весьма высокую должность в обладминистрации получит опять-таки не смолянин. Это уже будет четвертая (отнюдь не второстепенная) позиция, отданная «москвичам». Вряд ли стоит описывать реакцию местных претендентов «с опытом работы в органах власти», считающих себя достойными назначения в администрацию, хотя бы исходя из этого самого «опыта управления» (а ведь иные уже и видели себя в высоких кабинетах). Не срослось. Пришли «иные».

Нельзя не отметить, что окончательный вариант команды губернатора Антуфьева (тем более, когда (и если) состоится еще одно «московское» назначение) будет весьма отличаться от первоначального. Не только количеством и структурой. Главное отличие – качественный состав. И в изменении качества нельзя не увидеть несколько очевидных плюсов.

Во-первых, в администрацию приходят люди, лишенные местных штампов, люди со свежим взглядом, с более широким углом зрения для оценки ситуации. Во-вторых, «московский призыв» несколько омолодил администрацию в целом. Кстати, это вписывается и в общероссийскую тенденцию формирования органов власти. Оно и понятно – изменился темп выработки и принятия решений на федеральном уровне, и соответствующие требования предъявляются к регионам. Теперь губернатору, чтобы вписаться в «критерии оценки деятельности» (неудовлетворительные показатели, как утверждают эксперты, отныне станут поводом для «утраты доверия»), нужна «команда быстрого реагирования». Управленцы же «смоленской закалки» этим никогда похвастаться не могли. В-третьих, нельзя исключать, что появление в администрации сразу нескольких «не смоленских» высокопоставленных чиновников может изменить и климат в коридорах власти. Козырным картам, находящимся в руках местных чиновников («больший опыт управленческой работы», землячество, многолетнее личное знакомство с Сергеем Антуфьевым), будут противопоставлены козыри, не менее значимые (свежий взгляд, «не смоленский» опыт, здоровые амбиции... иначе, зачем было вообще сюда приезжать?).



Почувствуйте разницу

А в силу того, что «новичков» появилось сразу несколько, выбита и почва для привычного подозрения тех самых «москвичей» в том, что «приехали в поисках личной выгоды, либо выгоды того, кто заслал». То есть, нынешняя ситуация резко отличается от той, когда в Смоленск приезжали поработать Олег Малинин (пожалуй, самое резонансное пребывание москвича в смоленской власти), а позже - Андрей Украинский. Персоны совершенно разного калибра. И область покинули по совершенно разным причинам. Объединяло их лишь два момента. Оба выходца из Москвы в ранге смоленского вице-губернатора пытались заниматься экономикой региона. И ни один, ни другой так и не смогли реализовать себя в этом качестве (опять же – в силу совершенно разных причин). Но штамп в отношении смолян к «приезжим» чиновникам остался.

Нынешняя же ситуация в силу своей новизны имеет все шансы на разрушение заданной ранее тональности в отношении к прибывшим специалистам (в частности - чрезмерной подозрительности и недоверия к «чужакам»).

Раньше, когда в команде смоленского губернатора «неожиданно» (такие назначения почему-то всегда воспринимались как неожиданные) появлялся москвич, в качестве «оправдания» (потому что объяснение губернатора всегда выглядело именно оправданием) озвучивался посыл о «полезных связях», которые якобы помогут решить проблемы Смоленской области. Теперь этого нет. Объясняется все исключительно профессиональными качествами новоявленного зама и производственной необходимостью - усилением какого-то конкретного направления работы. «Оправдываться» губернатор не собирается. И правильно.



Необратимость процесса

Если наша информация относительно появления еще одного чиновника «инородного происхождения» в смоленской власти подтвердится, в конечном итоге количество высоких руководящих должностей в обладминистрации москвичи и смоляне поделят почти поровну. И это «поровну» становится уже знаковым показателем, продиктованным как новыми условиями, предъявляемыми губернаторам федеральной властью, так и стремлением дать толчок к развитию региона. Тот самый новый подход, о котором говорил Сергей Антуфьев в своем комментарии к «московским» назначениям, стал остро необходим областной власти. Вообще давно надо было признать, что особых успехов Смоленская область добиться не смогла. Как ни печально – ни в чем. Давно надо было признать, что не являемся мы самодостаточным регионом ни по одному показателю, в том числе, и кадровому. Чистота «местной крови» в высших эшелонах власти (как бы тщательно одна и та же колода карт ни тасовалась) прорыва Смоленской области не обеспечила.

Теперь очевидно: принято принципиальное решение «кровь разбавить». И не зависимо от того, понравится ли такая постановка вопроса отдельным представителям смоленской элиты, отдельным бизнесменам, или отдельным «претендентам с опытом чиновничьей работы», коль уж есть политическое решение (не думаю, что Антуфьев принял его легко, сразу и без сомнений), то процесс привлечения специалистов извне не остановить.



P.S. У автора этих строк была возможность пообщаться с двумя новыми заместителями губернатора. Нельзя не согласиться с Сергеем Антуфьевым, когда он говорит «не разочаровали». Эти люди энергичны, полны идей и нацелены на результат. Таким «очки не вотрешь». В связи с этим возникает вопрос: насколько их новые идеи и новый (для местного чиновничества) подход найдут понимание в смоленских коридорах власти? Вопрос задан вовсе не с целью кого-то обидеть. Просто есть данность: все новое в наших высоких кабинетах, мягко говоря, воодушевления не вызывает. Если говорить прямо – как правило, пугает, соответственно – вызывает отторжение. И в этом смысле долгосрочность пребывания «московских призывников» в администрации Смоленской области в немалой степени будет зависеть от личной позиции губернатора.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь