Большие проблемы малого бизнеса

http://www.smolensk-i.ru - Добавил smi в категорию Бизнес и экономика

Последние два года снижается предпринимательская активность смолян в возрасте 35-50 лет, утверждает председатель смоленского регионального отделения российской общественной организации «Опора России» Елена Слободскова (владелец кафе, продовольственного и ювелирного магазинов). Главные причины – необоснованные проверки и судебные тяжбы с чиновниками.



«Говорит Смоленск» продолжает изучение регионального предпринимательского рынка. На сей раз мы публикуем интервью с представителем организации «Опора России». Не претендуя на стопроцентную объективность, отметим, что большинство высказанных госпожой Слободсковой мыслей наверняка отражают реальную картину существования смоленских предпринимателей, ибо эти неутешительные выводы сделаны на основе опыта многих представителей малого бизнеса. И нежелание предавать их публичной огласке связано именно со страхом за возможные последствия со стороны чиновников.

Добавив к этому неспособность «малышей» ставить отраслевые интересы выше собственных и объединяться в ассоциации для защиты своих прав, получаем, что низы не могут и не хотят, а верхам при таком раскладе заслуженно наплевать. В данной ситуации малый бизнес Смоленской области развивается во многом вопреки, а не благодаря властной поддержке.

Некоторые моменты беседы, на наш взгляд, требуют непременного комментирования представителей власти, в связи с чем «Говорит Смоленск» не ставит данной публикацией точку на объекте изучения.



Не с кем решать проблемы

- Елена Николаевна, какую картину Вы наблюдаете «снизу», с уровня самих предпринимателей?

- Малый бизнес Смоленска мог бы развиваться гораздо динамичнее. Насколько сложна и тяжела предпринимательская доля, могут судить лишь люди, ею занимающиеся.

Скажу прямо: со стороны органов госвласти и местного самоуправления нас несравненно больше интересует конкретная помощь по конкретным проблемам, нежели общие размытые чиновничьи посылы вроде «мы помогали и будем помогать малому бизнесу», которые часто звучат в прессе. Оборотная сторона подобных популистских высказываний (неведомая большинству смолян, не связанных с бизнесом) – это постоянно возникающие ситуации, когда в администрации Смоленска не с кем решить элементарные проблемы. Управление по развитию торговли и предпринимательства обладает узким кругом полномочий, и оказать реальную помощь в вопросах, скажем, связанных с арендой помещений, оно просто не может. Вместе с тем, одна из наиболее распространенных проблем в Смоленске для бизнеса связана именно с арендой: предприятие несколько лет кряду арендует помещение, ремонтирует его, вкладывая собственные средства... И вдруг право аренды этого помещения выставляется мэрией на конкурс. Вряд ли такая политика чиновников нацелена на помощь малому бизнесу.

В настоящее время Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об особенностях приватизации муниципального имущества». Депутаты обещают, что к середине лета он будет принят окончательно. Предприниматели с нетерпением ждут этого события, надеясь, что после вступления закона в силу смогут выкупить арендуемые муниципальные помещения по рыночной стоимости в рассрочку (если срок аренды составляет не менее трех лет). Хотя, как повернется ситуация на самом деле, покажет время.



Или взятки, или связи...

- На Ваш взгляд, в чем должна заключаться помощь смоленским предпринимателям со стороны власть имущих?

- Самое главное – чтобы чиновник не мешал предпринимателю. Лично я не могу взять на себя функции рекомендовать администрации, чем ей должно заниматься. Я просто хочу, чтобы бизнесмен пришел к чиновнику с проблемой, и его не ставили бы в угол и не пинали, а помогли ее решить; чтобы он тратил меньше времени на разборки с чиновниками в судах; чтобы чиновники работали, а не придумывали способы, как выцарапать побольше денег у предпринимателя.

- Что происходит чаще: чиновники подают в суд на предпринимателей или наоборот?

- По-всякому. Но практика показывает тенденцию: предприниматели готовы и согласны решать проблемы без суда, по-хорошему. С одной стороны, судебная тяжба выливается в издержки по оплате юристов. С другой – менталитет общества еще не созрел до такой стадии. В суд же обращаются тогда, когда, что говорится, уже не хватает сил.

- «По-хорошему» - это как?

- То ли это взятки, то ли связи. Но даже в таком случае я не осуждаю предпринимателя, понимая, что иначе просто нельзя. Скажу вам откровенно: многие предприниматели решают проблемы не по закону, обходным путем. Я же, допустим, пятый год безрезультатно пытаюсь добиться решения своей проблемы в законодательном поле.

Не у меня одной возникает чувство, что вся верхушка, и властная, и правоохранительная, очень тесно переплетена между собой. Коррумпированность ли это? Скорее, да. В любую мало-мальски рентабельную нишу просто так, с улицы, предпринимателю не войти. А выиграть тендер в честной конкурентной борьбе – звучит как анекдот. Такая ситуация является одним из главных тормозов развития смоленского предпринимательского рынка. Помимо этого, нельзя забывать, что в Смоленске очень уверенно работает рейдерство. Я слышу об этом из уст самих предпринимателей. Чем оно так опасно? Тем, что его юридически очень сложно квалифицировать именно как рейдерство.



Пропал энтузиазм

- И кто виноват? Опять власть?

- Так утверждать можно, но с большими оговорками. Потому что очень сложно обвинить в чем-либо напрямую администрацию Смоленска. Один раз я два часа беседовала с вице-мэром Владимиром Лабовским, и в итоге мы пришли к тому, с чего начали. «Судитесь с нами дальше», - резюмировал он.

Как-то на круглом столе господин Лабовский с гордостью говорил: администрация продала гастроном «Пушкинский», пополнив городской бюджет на 75 миллионов рублей. А кто-нибудь спросил мнение акционеров этого магазина, которые немало вложили в его реконструкцию и могли бы выкупить «Пушкинский» сами? Когда же за пресловутые семьдесят пять миллионов администрация продает десять (!) объектов муниципальной собственности подставному лицу, бабушке-пенсионерке (!) – вице-мэр молчит...

- Какова роль «Опоры России» в решении вышеперечисленных проблем?

- Мы проводим огромную бумажную работу, ведя переписку с правительством, Администрацией Президента и Госдумой. Возможно, что и недавние выступления Дмитрия Медведева были основаны на наших обращениях. Еще одна тенденция: очень многие смоленские предприниматели (впрочем, думается, как и российские в целом) запуганы чиновниками, поэтому категорически отказываются писать жалобы, обращения или заявления. И уж тем более решать свои проблемы официально: через суд, с привлечением прессы. Ко мне приходят люди, просят о помощи, но как только дело доходит до написания заявления (иначе ни один надзирающий орган не начнет делопроизводство) - отказываются.

Одним словом, настроение и у меня, и у коллег далеко не радужное. И я не могу сказать, что у смоленских предпринимателей все прекрасно. Хотя два года тому назад так оно и было. Тогда в беседе с американскими журналистами я могла заверить их, что все замечательно, что проблем с кадрами никаких и прочее-прочее-прочее.

- Что же произошло за эти два года?

- Возможно, дело в усталости из-за отсутствия логического завершения твоей многотрудной работы. Ничего не изменилось: те же проблемы, те же полулегальные пути их разрешения. И такое настроение присутствует у многих предпринимателей. Все движется невыносимо медленно. О том же самом, что сейчас, я говорила четыре года назад, и думаю, что спустя два года буду продолжать говорить то же самое. Ситуация в Смоленской области не меняется.

У смолян, особенно в возрасте 35-50 лет, снижается охота заниматься бизнесом. Оптимизм и боевой задор остается только у молодежи. Я беседовала со многими людьми, оставившими собственное дело в силу различных обстоятельств: кто-то продал бизнес, кого-то вынудили уйти. «Работать невозможно, - так звучит типичный ответ на вопрос «Почему?» - Пропал энтузиазм и желание. Бесконечные вложения, бесконечные проверки, бесконечные бумаги...»

Что тут скажешь? Только с начала года в моем кафе уже проведено две проверки. Прошлый год вообще прошел «под знаком» налоговой инспекции, с судебными тяжбами, позапрошлый – «под знаком» милиции, опять же с малоприятным посещением судебных заседаний. Да, суды я выиграла, но какой ценой – сколько было потрачено времени и сил.

- Проверок откровенно заказного характера много?

- По сути, все проверки официальные. Допустим, клиент кафе написал жалобу, причем неизвестно, действительно ли он был неудовлетворен качеством обслуживания. Но органы по факту жалобы обязаны реагировать. Вот они приходят и проверяют, причем не всегда корректно.

Последняя проверка кафе проводилась сотрудниками ОБЭП. Какие, спрашивается, экономические преступления можно совершить в заведении общественного питания? Я почти уверена, что начальство не всегда в курсе того, куда отправляются его инспекторы.

Что вообще делает милиция на потребительском рынке? У нее совершенно иная задача - противостоять контрабанде и контрафакту. Но вместо этого они приходят в кафе и перетрясают все бумаги.

Естественно, количество проверок нужно сокращать, но с тем, чтобы убрать их на рынке вовсе, я не согласна. Как можно работать без санэпидемстанции или того же Роспотребнадзора? Правда, хотелось бы не карательного, а уведомительного характера проверок. Вспоминаю свой последний вызов в прокуратуру с формулировкой «Приглашается для дачи объяснений». Оказалось, что ювелирный салон должен не только иметь правила внутреннего контроля, но и заблаговременно утверждать их в Москве. Полный абсурд, скажете вы. Тем не менее, наказание за неутверждение составляет пятьдесят тысяч рублей. Моя организация отделалась предписанием, но я не удивлюсь, если кто-то другой заплатит штраф.



Лишь монотонное бубнение

- Насколько смоленские предприниматели готовы к объединению на уровне отраслевых интересов?

- Пока смоленский бизнес не готов ставить отраслевые интересы выше собственных. Каждый предприниматель убежден, что проблемы проще решать единолично. Кстати, вопрос объединения неоднократно поднимала начальник управления по развитию рынка и предпринимательству Раиса Чеберяк. Были попытки создать некую ассоциацию предпринимателей, но люди не идут. Почему, непонятно. Видимо, нет веры в команду.

Да, работает совет по малому бизнесу, который проводит работу по организации и проведению предпринимательских конкурсов, совещаний и собраний. Но с практической стороны вопроса я не вижу, чем эти мероприятия заканчиваются.

- Обладает ли смоленский предпринимательский рынок уникальной спецификой?

- Особой специфики нет. Отличие от других регионов или больших городов больше проявляется в самих предпринимателях, чем в отраслевом развитии рынка.

- Позитивный опыт других территорий Вам известен?

- В прошлом году я имела возможность ознакомиться с опытом Татарстана. Первое, что сделали муниципальные власти этой республики – установили минимальную аренду для предпринимателей, создав достаточное количество арендуемых площадей, и в разы увеличив доход в местные бюджеты. В Смоленске такое реально? Конечно, нет.

У нас же никто из власть имущих не говорит, что, мол, давайте создадим много площадей, сдадим их предпринимателям, пусть работают. Давайте поддержим бизнес и через десятилетие получим жизненно необходимый российскому обществу средний класс. Как я уже упоминала выше, мы лишь монотонно бубним: «помогали и будем помогать малому бизнесу».

Достаточно позитивный опыт существует в Тверской губернии, где вице-губернатор по экономическим вопросам очень тесно работает с «Опорой России».

- Основным источником привлечения инвестиций в малый и средний бизнес Смоленской области остаются банковские кредиты. Насколько предпринимателей устраивают банковские предложения?

- По собственному опыту могу сказать, что проще и выгоднее взять простой потребительский кредит, направив его на развитие бизнеса. Это только на словах взять специальный кредит именно на предпринимательские нужды просто. Оформление и погашение таких кредитов выливается в настоящую муку.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь