Кандидатская

Добавил killer в категорию Политика

После отмены прямых выборов глав губерний россиянам осталось влиять на формирование исполнительной власти лишь через избрание главы государства да мэра собственного муниципалитета. Но если президентские выборы предлагают выбор, ни много ни мало, между моделями развития внешней и внутренней политики различных кандидатов, то местные выборы - самый подходящий для горожан случай обсудить дела житейские. И модели развития как-то незаметно отходят на второй план, уступая место гораздо более приземленным проблемам. Однако получается, что решение вопросов обустройства небольшого городка оказывается для местной власти задачей зачастую непосильной. А в областных центрах и того больше, time after time случаются публичные конфликты мэра с губернатором в силу различного видения решения городских проблем. С блоком вопросов, посвященных специфике выборов муниципального уровня, виртуальный Вопрошатель (В) обратился к виртуальному Эксперту (Э).



В: - Разумеется, выборы главы областного центра отличаются от выборов глав остальных муниципалитетов. В чем Вы видите наибольшее различие?

Э: - Поскольку в районных центрах и селах уровень жизни населения, а также общеобразовательный уровень гораздо ниже, чем в областном центре, там, как правило, выборы – процедура довольно формальная. И проблем с переизбранием у какого-нибудь главы, более-менее одобренного региональной властью, не возникает никаких: село голосует так, как скажут.

Между тем в современной истории Смоленщины есть пример бурных выборов. Если помните, в славном городе Вязьма в результате применения современных пиартехнологий победу на выборах одержал ранее мало кому известный молодой человек по фамилии Зуев. К сожалению, его политическая карьера закончилась плачевно – до сих пор он находится в следственном изоляторе, ожидая судебный вердикт. Но приведенный пример - скорее исключение, подтверждающее правило: в райцентрах, как правило, побеждает кандидат, не вызывающий своими действиями и репутацией неприязни со стороны главы губернии. В последующем он (уже глава) ведет себя политкорректно, поскольку зависит от губернатора хотя бы на уровне бюджетной помощи вверенному району.

Напротив, просто так взять и навязать кандидатуру жителям областного центра невозможно в силу их многочисленности, более высокого образовательного уровня и материального положения. Аналогичная ситуация и с лояльностью мэра: известны примеры, когда поддержанный губернатором мэр через какое-то время превращался в его оппонента. Вспомните хотя бы динамику взаимоотношений губернатора Маслова и мэра Халецкого. Кстати, суть такого противостояния заложена в существующей системе, но не предопределена. Во многом такой конфликт зависит от личностных качеств губернатора и мэра. Нельзя говорить, что кто бы ни был мэром, он обязательно развяжет эту борьбу. Если же наблюдать за федеральными тенденциями, то приходишь к выводу, что такая борьба уже не политкорректна, а в скором вообще может превратиться в моветон. Публичные перепалки не приветствуются. Губернатор в любом случае должен обеспечивать спокойствие на подведомственной ему территории.

В: - От кого обычно исходит «первая ласточка», сигнализирующая о начале противостояния?

Э: - Обычно конфликт развязывает мэр, и происходит это в тот момент, когда он решается заявить губернатору, что не является его прямым подчиненным и самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий и компетенции. В свою очередь, губернатор к такому повороту событий зачастую относится с неприятием, и начинается то самое противостояние. При этом, к примеру, в Свердловской области противостояние губернатора с мэром Екатеринбурга длится уже более десяти лет, но это не сильно мешает экономическому развитию города и области.

В: - Как правило, и губернатор и мэр, будучи представителями элитарной прослойки общества, – люди минимум знакомые (а максимум приятели или друзья), а посему могущие кулуарно обсудить все острые вопросы во взаимоотношениях. Зачем же выводить конфликт в публичную плоскость?

Э: - В любом регионе, равно как и любом областном центре наличествует большое количество проблем. В городе Смоленске эти проблемы порой ощущаются острее, нежели у соседей по ЦФО. Но раз об этих проблемах говорят горожане, следовательно, кто-то из числа власть имущих должен быть виновным в их неразрешении. Кто виноват, губернатор или мэр? Думаю, что ни один, ни другой не желает брать на себя груз ответственности за все проблемы...

В: - Возможно, губернатору проще, поскольку с момента отмены прямых выборов глав губерний прямой оценки его деятельности со стороны населения нет. Получается, что конфликт более выгоден мэру, который формирует общественное мнение в свою пользу?

Э: - На первый взгляд Вы правы. Но при этом не стоит забывать, что губернатор не меньше мэра заинтересован в позитивном общественном мнении по отношению к собственной персоне. Если федеральная власть увидит, что у населения региона падает доверие к губернатору, то за этим могут последовать нехорошие для региональной власти оргвыводы. Не зря, кстати, в перечне критериев оценки деятельности глав губерний общественное мнение – далеко не на последнем месте.

В: - С учетом того, что действующий мэр Смоленска публично изъявил о желании баллотироваться на второй срок, можно ли прогнозировать его «выпады» в сторону губернатора?

Э: - Думаю, что действующий мэр, напротив, будет искать поддержки у губернатора. И публично, и неформально.

В: - И насколько реально, что он заручится такой поддержкой?

Э: - Пока давать прогнозы на этот счет невозможно. Губернатор вряд ли определился с кандидатурой. Его позиция будет зависеть от множества факторов, среди которых есть такие понятные, как состояние городского хозяйства (губернатор заинтересован в пристойном состоянии города), так и неформальные (связи на уровне региональной элиты, федеральной власти). Думаю, этот вопрос станет со всей остротой к концу нынешнего года.

В: - Один из важных моментов при принятии решения – партийность кандидата. Вряд ли губернатор-единоросс поддержит политического оппонента.

Э: - Очевидно.

В: - Также очевидно, что и элита не поддержит кого-либо иного, нежели единоросса, поскольку сама являет эту партию. Таким образом, можно утверждать, кандидат от губернатора будет представлен ЕР.

Э: - Да, и если бы ЕР функционировала как партия (в классическом понимании), все было бы просто. При помощи внутрипартийных механизмов как-то: праймериз, политбюро или съезд был бы выявлен кандидат. В нашем же случае думаю, что ЕР будет определяться со своим кандидатом дольше, чем губернатор, поскольку этот вопрос волнует исключительно членов региональной парторганизации, относящихся к региональной элите. А партию как таковую не волнует ничего. Поэтому утверждать, что ЕР задействует внутрипартийный механизм на полную катушку, я бы не стал. Если предположить, что КПРФ, ЛДПР и СР не предложат своих кандидатов на пост главы Смоленска, то и ЕР, вполне возможно, может самоустраниться.

В: - Как известно, определенные силы Смоленского городского Совета выступают против проведения прямых выборов мэра. Насколько это Вас тревожит?

Э: - Я убежден, если в России внедрить систему парламентской республики, то это приведет к гибели государства. Следовательно, управлять должны не парламенты, а главы. Конечно, если Смоленском станут управлять депутаты, город не канет в Лету, но определенные аналогии все-таки напрашиваются. Менталитет населения подталкивает власть к единоначалию, на уровне государства это президент, на уровне региона – губернатор, на уровне города – мэр. Да, глав регионов мы больше не избираем, но это вовсе не означает, что население субъектов РФ категорически поддерживает подобную кремлевскую инициативу: мол, как вы вовремя подоспели со своей системой назначений, а то мы уже устали выбирать между клоунами и бандитами. «Низкий вам поклон за то, что взяли бремя выбора на свои плечи». Повторюсь, менталитет российского общества предполагает, чтобы глава территории избирался хоть с каким-то участием населения.

Кроме того, во властных институтах до сих пор идут процессы разделения полномочий. Все это вносит диссонанс в спокойную работу, который хоть в каком-то порядке поддерживается пресловутой властной вертикалью. Как бы может и не хотел губернатор, чтобы областной центр самоуправлялся - не получается. Ему приходится вмешиваться, потому как в случае возникновения в городе чрезвычайных ситуаций с теплом или еще чем бы то ни было, федеральный центр в обязательном порядке спросит с главы региона. Именно с него, а не с мэра. Поэтому губернатору и желательно иметь способы влияния на мэра.

В: - Думается, в конкретном случае города Смоленска перетягивание полномочий состоит в политической борьбе мэра и председателя городского Совета. И скорее, в неудовлетворенных амбициях последнего.

Э: - Не стоит упрощать модель, сводя ее исключительно к конфликту двух персон. Вообще, если противостояние исполнительной и представительной власти не выходит за грань разумного - это не так уж и плохо. Что негативного в том, что часть депутатов городского Совета критически оценивают каждый шаг главы города? На то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Пускай иногда это более похоже на базарную склоку, на выяснение личных отношений, но это – пример реальной политической конкуренции, в которой с мнением оппонентов приходится считаться.

В: - И все-таки, насколько возможно развитие событий, при котором выборы мэра будут отменены?

Э: - Даже если депутаты городского Совета теоретически могут провести подобную операцию без нарушения действующего законодательства, вряд ли это случится. Как Вам известно, многие влиятельные персоны уже высказались публично за прямые выборы, и своей позиции, видимо, не поменяют. Вместе с тем напомню, что с учетом принятых изменений в Устав города это будут последние прямые выборы градоначальника.

В: - Вернемся к логике действий губернатора, заинтересованного в лояльном мэре областного центра. Предположим, он выслушает мнение элит, сформулирует кандидатуру. Есть ли необходимость озвучивать свое решение в масс-медиа, выступив с публичной поддержкой одного из кандидатов?

Э: - С учетом того, что региональная элита мало консолидирована, кулуарных посылов губернатора для победы желанного ему кандидата явно недостаточно. С какой, скажите, стати любому самодостаточному бизнесмену слушать и выполнять кулуарные пожелания главы губернии, агитируя своих подчиненных «по указке»? А Вы не забывайте: на прямых выборах в итоге необходимо собрать голоса большинства смолян.

В этом смысле весьма поучительно случившееся лет пять тому назад в Воронежской области. На выборах мэра Воронежа действующий губернатор поддержал одного из районных глав города. На этой поддержке была построена вся кампания (замечу, дорогостоящая) В итоге кандидат от губернатора занял почетное... третье место. Но мало того, победил не его главный оппонент, а некий местный политический маргинал. Он-то и стал мэром.

Таким образом, и кулуарной и даже публичной поддержки губернатора бывает недостаточно. Смолян еще придется убедить. В связи с этим, думаю, что весенняя кампания будет интересной и достаточно напряженной, а явка горожан – высокой. В самой сложной ситуации окажется действующий мэр, несмотря на наличие административного и финансового ресурсов. Дело в том, что его легче всего критиковать, тем более, есть за что.

В: - Способна ли противоречивая и несговорчивая смоленская элита договориться и поддержать одного человека?

Э: - Такого рода консолидацию я практически исключаю. Скорее всего, кандидатов будет достаточно много: и сильных, и не очень.

В: - Насколько пострадает политический имидж губернатора в ситуации, когда предложенный им кандидат потерпит поражение?

Э: - С точки зрения его влиятельности в федеральных структурах, контроля за ситуацией, ущерб, конечно, будет немалый. Поэтому вопрос принятия решения о поддержке и выборе формы этой поддержки – чрезвычайно тонкий.

В: - Как Вы полагаете, в описанной ситуации возникнет ли у действующего мэра соблазн применить технологию по зачистке поля? Одному из явно потенциальных кандидатов могут позвонить из правоохранительной структуры, у второго поинтересуются: все ли в порядке с налоговой отчетностью. В таком случае бизнесмен всерьез задумается: рисковать ли собственным бизнесом, участвуя в выборах, или отступить?

Э: - Такого рода технологии могут быть задействованы, если проявится осознанная воля федеральной власти, лоббирующей на место градоначальника своего кандидата. Силовой блок, как известно, подотчетен федералам, и даже губернатору не под силу навязывать им свою волю.

В: - Зачистить поле можно и более цивилизованным путем, не угрожая потерей бизнеса, а, напротив, раздавая «подарки» и обещая преференции.

Э: - Действительно, практика устроения так называемой выборной ярмарки, когда кандидаты изъявляют о своем намерении баллотироваться и ждут, пока действующая власть предложит им отступные, довольно распространена. Но нужно быть готовым и к тому, что в кампании могут принять участие самодостаточные люди, которым подарки не нужны. Кроме того, зачищая поле силовым или бонусным методом, следует помнить о печальном воронежском опыте.

В: - Заранее объявленное желание действующего мэра об участии в выборах - это стратегический плюс или минус?

Э: - Вероятнее всего, такое решение было озвучено не в рамках выборной кампании, а исходя сугубо из экономических интересов города. Говоря о своем желании избираться на второй срок, мэр пытался придать уверенности «своим» инвесторам, то есть тем, чьи проекты реализуются при непосредственном кураторстве и поддержке главы Смоленска. Помимо этого, данное заявление было попыткой опровергнуть многочисленные слухи об его досрочном уходе.

Я практически убежден, что к настоящему моменту о стратегиях своих грядущих кампаний никто из потенциальных кандидатов всерьез не думал. Каждый из них в меру возможностей ведет пиар собственной персоны, своего бизнеса, депутатской деятельности, что мы и наблюдаем.



Евгений Ванифатов, Максим Кузьмин

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь