Анатолий Тимофеев: «Работа не волк, ее не надо бояться»

http://www.rabochy-put.ru - Добавил pinetka в категорию Общество

«И зачем тебе это надо? Те времена и люди ушли навсегда. Больше такого не будет...» Кажется, что Анатолий Александрович сам пытается в это поверить. «Минута молчания» заканчивается колечками душистого дыма от очередной сигареты, и наш разговор снова ныряет в полувековую глубину, в эпоху колхоза-миллионера «Россия».

В 80-е годы прошлого века починковская деревня Прудки больше напоминала маленький ухоженный райцентр. Въездные ворота, через которые открывался вид на трехфигурную монументальную композицию в честь тружеников полей и двухэтажное здание конторы, похожее на дворянский особняк, служили входом в мир, в котором с каждого требовали по возможностям, а воздавали - по труду.

Сегодня и ворота, и скульптурная композиция, да и бывшая контора выглядят весьма непрезентабельно. Ремонтировать памятники колхозно-совхозной эпохи ни у кого не доходят руки, вот и стоят раритеты неприкаянные, ждут внимания краеведов.

Сами Прудки, незаметно сросшиеся с Пивовкой, - типичная деревня второй половины ХХ века. Не отличающаяся есенинским лиризмом, но весьма комфортная для сельского человека, она и сейчас остается «столицей» местного масштаба. Дороги тут до сих пор в порядке, деревянные и кирпичные дома крепкие и ухоженные. Есть даже живописный пруд, в котором в жару плещется вся местная ребятня.

- Я начал работать в колхозе имени Сталина в деревне Хмара агрономом, - рассказывает Анатолий Тимофеев. - Председательствовал там Семен Николаевич Ковалев. Шел 1957 год. В хозяйстве был один чахлый тракторок ДТ-14 и грузовик ГАЗ-51. Вот и вся механизация. Положили мне оклад в 78 трудодней. Денег тогда в деревне не было. А на эти трудодни, чтоб ты понимал, можно было взять в конце года 100 граммов хлеба. Как сейчас помню полки нашего сельмага. На верхнем ряду - крабовые палочки и печень трески в жестяных банках, чуть ниже коньяк и атлантическая селедка по одной цене – 3 руб. 15 коп. С моим заработком можно было только смотреть на это богатство. Имущество мое было все на мне: шинель, гимнастерка, сапоги. Как выживать? Поехал к тогдашнему председателю райисполкома Дмитрию Ивановичу Филатову, который меня направлял в Хмару на работу. Рассказал все как есть. Предрик вошел в положение, определил мне от района оклад в 800 руб. в месяц. А тут в 1961 году начались и доплаты за лен. Правда, выдавали в натуре: подсолнечным маслом, жмыхом, пшеницей. Однако жить стало веселей...

Председателем колхоза «Россия» Анатолий Александрович Тимофеев стал в 1966 году. Когда пришел, кормов не хватало даже для частного стада. Только в Прудках было 250 коров, а свиноматок, кур, гусей, уток, кроликов по дворам никто не считал. Денег до этого времени в деревне не было. Народ жил натуральным хозяйством. Поэтому луга выкашивались подчистую в радиусе 10 километров от деревни. Но с приходом к власти Тимофеева коса в деревне стала музейной редкостью.

- Уже через пару лет никто из колхозников вручную не косил, - рассказывает председатель. - «Россия» всех обеспечила кормами. При колхозе построили в школе спортзал, систему канализации, ежегодно выделяли деньги на ремонт. Открыли свою поликлинику - в здании, где сегодня ФАП. В ней каждый день принимали стоматолог, терапевт, педиатр. Создали свой дом для престарелых людей, особенно из отдаленных деревень. На каждого - отдельная комната с кухонькой. Организовали сберкассу, почтовое отделение, столовую. По территории колхоза пустили свой рейсовый автобус, связывавший отдаленные бригады. Маршрут у него был примерно 10 километров – между деревнями Прихморье и Осташково с заездом в Пивовку.

Построили более 150 квартир, в которые переселились люди из деревень Хмарское, Морги, Бухово. Жить там было тяжело, болотистая местность, бездорожье. Народ с удовольствием стал перебираться в новые газифицированные дома в Прудках. Только вот рабочих рук у нас сильно поубавилось. В том году снизили пенсионный возраст с 65 до 60 лет для мужчин и с 60 до 55 лет для женщин, и люди начали массово уходить на отдых. Из 660 работников осталось 350. А вообще-то каждый год строили что-то новое, реорганизовывали производство. Ну и праздники были. Закончилась посевная - день поля, заготовили корма – накрываем столы… К концу сезона, когда итоги подведены, заказывали железнодорожный вагон и ехали на экскурсию в Ленинград или в Москву.
Хотулевка - начало всех начал

Она и сейчас еще не умерла. Жизнь там теплится в трех одиноких, старых домах. Деревню ту построил на пустоши крестьянин Моисей Хотулев. По его фамилии ее и назвали. Была у мужика семья в 10 человек да земли по десятине (гектару) на каждого. Занимался разведением сортового картофеля, получал хорошие урожаи и продавал семена по всему району. С того и жил. Вся рабочая сила - домочадцы, батраков не нанимал. Все 10 десятин пахали, бороновали, засевали да убирали на девках и лошадях. Но и это не помогло, в 30-е годы забрали-таки его в НКВД.

Чего хотели добиться на допросах - непонятно, но продержали в тюрьме три месяца. А когда поняли, что не за что крестьянина к стенке ставить, решили отпустить. Другой бы радовался, что клетку открыли, а Моисей сурово посмотрел на конвоиров и сказал, мол, лапти у него в тюрьме поизносились. Принесете новые, тогда уйду. И принесли, неношеные. Обулся Моисей Фомич да и пошел домой, в Хотулевку. Не знал он тогда, что внук его, Анатолий Александрович, не только продолжит крестьянский род, но и станет Героем Социалистического Труда и председателей крупнейшего в области колхоза с громким именем «Россия».
Секрет Полишинеля

За калиткой зазвенел цепью и забухал басом хозяин двора Рэй. Анатолий Александрович отложил в сторону бензокосу. Теперь он ее называет своим главным орудием труда. Надо бы сфотографироваться, но пиджак с геройской звездой и орденами надевать не стал. Решили, что будет лучше как есть, в домашней одежде. Председатель в свои 81 год сам косит и водит машину. Доехать до Починка для него не проблема, только на пустеющие поля смотреть больно. При нем-то пахали 3,5 тыс. га, из которых только льном засевали 375 га. Ордена Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда в Кремле ему вручали за достижение хозяйством целого ряда высоких показателей. Он-то знает секрет, как в деревне жить красиво, и ни от кого его не скрывает:

- Надо работать, тогда будет все. Если каждый приведет в порядок землю возле своего дома, посадит грядки, то в магазин за огурцами и помидорами никто не пойдет. Ведь у нас всегда все было свое - от картошки до сметаны. Деньги появились потом. И вот что странно, людям начали зарплату платить, как в городе, а они с трудоднями не хотели расставаться. А когда мы начали в колхозе внедрять хозрасчет, когда в конце года колхозник получал дополнительно до шести окладов, то люди стали относиться к труду совсем по-другому. Да и у меня, как председателя, появилась возможность лучше держать дисциплину. Я постановил так: попался один раз пьяным – четверть доплаты по итогам года снимаю. Во второй раз нетрезвым увидел - половину долой! А иначе никакого сладу не было. Работали на комбайнах СК-3, у которых только мостик, а кабины нет. Так некоторые допивались до того, что прямо из-за штурвала в жатку вниз головой «ныряли». Правда, «лишенцев» оказывалось не так уж много, только самые злостные попадали под «возмездие», остальных я прощал, но стимул не пить у людей появился.

- Так ты мне все-таки скажи, зачем тебе эта история? - прощаясь, спросил Анатолий Александрович. - Что ты там писать собираешься? Да и кому теперь интересно про колхоз читать?

И на мгновение вдруг подумалось: действительно, зачем? Рухнуло село - а в магазинах от продуктов полки ломятся. Стремились к слиянию города с деревней - пожалуйста, селяне за картошкой, молоком и салом едут в ближайший магазин. Может быть, и не нужны были колхозы? Только почему-то люди, которые еще хорошо помнят то время, все чаще говорят о нем с ностальгией и добром вспоминают тех, кто, как Моисей Фомич Хотулев и его внук Анатолий Александрович Тимофеев, не разрушали, а строили для нас, для страны, для будущего, каким бы оно ни оказалось.
СПРАВКА «РП»

Анатолий Александрович Тимофеев - Герой Социалистического Труда, председатель колхоза «Россия» Починковского района с 1966 года. Только с 1981 по 1985 год производство зерна в «России» увеличилось на 20%, льноволокна - на 32%, картофеля – на 7%, молока - на 6%. Производительность труда возросла в 1,7 раза, а чистый доход колхоза составлял 4,9 млн. рублей, по нынешним деньгам - около 500 млн.

Андрей Завьялов
Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь