Пособие для кандидата

http://www.smolensk-i.ru - Добавил killer в категорию Политика

Выборные прогнозы – дело во многом неблагодарное. Как показал опыт последней избирательной кампании по выборам мэра Смоленска, до дня голосования еще нужно дожить. (Не в физическом смысле, конечно, а чтобы не лишиться ненароком регистрации). Некоторые практические рекомендации новоиспеченным кандидатам – в интервью председателя избирательной комиссии Смоленской области Анатолия Абрамкина «О чём Говорит Смоленск».



- Анатолий Иванович, одна из особенностей этой выборной кампании – увеличенный срок выдвижения кандидатов. Чем обусловлено принятие подобного решения?



- Это решение отражено в принятых в конце прошлого года областной Думой изменениях в областной закон «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области». Следуя логике его предыдущей редакции, календарный план кампании по выборам депутатов Смоленского городского Совета четвертого созыва должен был выглядеть примерно так. Не позднее 23 декабря представительный орган местного самоуправления назначает дату проведения выборов. Далее, в течение пяти дней, это решение публикуется, после чего двадцать календарных дней отводится на выдвижение кандидатов. Таким образом, в старой редакции закона выдвижение должно было пройти в период с 25 декабря по 15 января (плюс-минус день или два).



Очевидно, что ввиду традиционных новогодних праздников этот срок крайне неудобен как потенциальным кандидатам, так и избирателям, которым в праздники вовсе не до выборов. Именно по этой причине облизбирком обратился в областную Думу с предложением о принятии изменений, согласно которым период выдвижения заканчивается не позднее, чем за сорок пять дней до дня голосования. Изменения были приняты, и выдвижение кандидатов в депутаты Смоленского городского Совета заканчивается 27 января в шесть часов вечера. Думаю, такое увеличение срока положительным образом скажется на подходе кандидатов к своей агитационной кампании.



Где-то к 7 февраля станет известен окончательный список зарегистрированных кандидатов по всем двадцати пяти округам. А за двадцать восемь дней до даты голосования начнется агитация в средствах массовой информации.



К настоящему моменту помимо городской избирательной комиссии уже функционируют двадцать пять окружных комиссий, ведущие работу по выдвижению и регистрации кандидатов. По состоянию на 21 января [дата беседы – авт.] количество самовыдвиженцев составляет 104 человека, кандидатов от парламентских партий – 32 человека. Таким образом, общее количество кандидатов – 136 человек. Впрочем, до 27 января это количество увеличится минимум на тридцать-сорок человек. В среднем по каждому из избирательных округов будет по 7-8 кандидатов.



- Изучая итоги выборов депутатов городского Совета третьего (текущего) созыва, приходишь к удручающему выводу. В среднем, в абсолютном выражении за действующих депутатов отданы голоса лишь десяти (!) процентов избирателей округа. Не слишком убедительная победа, не правда ли?



- Сегодня нижнего порога явки не существует [в 2005-м году порог явки составлял двадцать процентов от количества избирателей – авт.]. По моему прогнозу, явка избирателей не превысит 30-35 процентов. Соответственно, мнения остальных горожан при формировании городского Совета учтены не будут. Мажоритарная система выборов в принципе не позволяет учесть мнение избирателей, голосовавших за конкурентов кандидата-победителя. Для этого необходимо менять систему выборов на смешанную. В таком случае будут учтены мнения избирателей, не голосовавших за победившего одномандатника, но позволяющие участвовать в распределении депутатских мандатов политическим партиям.



- Насколько вероятно, что депутатский корпус городского Совета пятого созыва будет избран по смешанной или полностью пропорциональной системе?



- Я полагаю, что ответ на данный вопрос будет зависеть от состава городского Совета четвертого созыва. Если в нем будет безусловно доминировать любая из парламентских партий (по количеству депутатских мандатов), то это вполне возможно.



- Подождите… Уже сегодня фракция «Единой России» в действующем городском Совете насчитывает, если не ошибаюсь, семнадцать (!) человек. Вот же оно – безусловное доминирование, которого, по Вашим словам, достаточно для изменения системы выборов…



- С позиции наблюдателя могу лишь констатировать, что далеко не каждый депутат, избранный по одномандатному округу, а после – вступивший в ряды «Единой России», готов работать, в первую очередь, на благо партии, а не на благо собственного политического будущего. Если же все действующие депутаты будут баллотироваться по партийным спискам, то, очевидно, что далеко не каждому из них достанется депутатский мандат на следующий срок. «А по одномандатному округу я вполне могу победить», - рассуждают они. В этом-то и состоит вся причина.



- Но все-таки возможность изменения системы выборов была?



- Была. Система выборов представительного органа определяется Уставом муниципального образования. Поэтому, городской Совет мог самостоятельно принять изменения в Устав Смоленска, определив, например, смешанную систему депутатских выборов. Насколько я помню, депутаты дважды рассматривали такую возможность, в итоге придя к мнению, что целесообразнее всего - оставить все как есть. Вот только для кого это «целесообразнее» – для депутатов, желающих продлить свой мандат, или для горожан? Затрудняюсь сказать…



Повторюсь: при желании городских властей мартовские выборы могли пройти не просто по смешанной, но даже полностью по пропорциональной системе. А пройдут, как известно, по мажоритарной.



- Кстати, про Устав Смоленска. В минувшем году этот документ многократно становился предметом разного толка обсуждений. То горожане узнавали, что будут выбирать главу администрации на прямых выборах, то свыкались с мыслью, что он будет назначаться по контракту. А после вновь ахали, услышав, что «…все-таки, будем выбирать». Вы случайно не подскажете, когда и чем закончится эта информационно-юридическая чехарда?



- Случайно подскажу. Она уже закончилась. В 2006 году действующий городской Совет принял изменения в Устав Смоленска о том, что глава города избирается депутатами из своего состава и возглавляет городской Совет, а глава горадминистрации назначается по контракту на конкурсной основе. Эта норма должна была вступить в силу после окончания срока полномочий действующего городского Совета и действующего главы города Эдуарда Качановского, избранного на прямых выборах до принятия горсоветом описываемых изменений в Устав.



Скорее всего, так бы оно и случилось, если бы осенью 2009 года по итогам общественных слушаний городской Совет не принял бы очередные изменения в Устав Смоленска, возвращающие прямые выборы главы города [он же – глава администрации – авт.]. Еще раз подчеркну: норма, принимаемая представительным органом, действует по окончании срока полномочий этого органа. Таким образом, эти изменения вступают в силу с 2010 года, с момента начала работы городского Совета четвертого созыва. При этом, повторюсь, никто не вправе ограничить пятилетний срок полномочий главы Эдуарда Качановского, который был дан ему редакцией Устава Смоленска, действующей на момент избрания.



Ну а если, к примеру, новоиспеченные депутаты городского Совета четвертого созыва внесут очередные изменения в Устав, отменив прямые выборы главы города, то по окончанию срока полномочий Эдуарда Качановского все равно будут проводиться прямые выборы градоначальника. В общем и целом берусь заявить, что следующего главу города смоляне будут выбирать.



- Анатолий Иванович, вернемся к депутатским выборам. Почему получилось так, что по различным округам размер избирательного фонда кандидата неодинаков?



- В соответствие с областным законом «О выборах органов местного самоуправления в Смоленской области», предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата зависит от численности избирателей, зарегистрированных в данном округе. Если она не превышает десяти тысяч человек, то кандидат имеет право потратить на агитационные и иные выборные мероприятия не более ста тысяч рублей. Если же в округе зарегистрированы более десяти тысяч избирателей, то размер фонда увеличивается втрое – до трехсот тысяч рублей.



Замечу, что округов с численностью избирателей менее десяти тысяч человек очень и очень мало. Во всех остальных округах размер фонда кандидата составляет триста тысяч рублей.



- Кто принимал участие в «нарезке» округов?



- Городская избирательная комиссия определила границы округов, направив свое предложение на рассмотрение городского Совета, в полномочиях которого – не только утверждение такой схемы, но и внесение изменений и даже предложение новой схемы. Но в любом случае окончательная схема округов утверждается городским Советом.



- И, тем не менее, кое-кто сразу же заподозрил кое-кого в предвзятости и лоббировании, поскольку несложно догадаться: кому небольшой избирательный фонд на руку, а кому – нет.



- Понимаю, о чем Вы говорите, однако не вижу в таком решении никакой политической составляющей. По закону на одном избирательном участке не должно быть зарегистрировано более трех тысяч избирателей. Даже при добавлении в границы такого участка всего лишь одного человека, вместо одного избирательного участка неминуемо придется организовать два. Существующая схема округов была составлена с учетом подобной технологической оптимизации.



Почему необходимо минимизировать количество избирательных участков? Во-первых, это уменьшает расходы городского бюджета на организацию выборной кампании. Во-вторых, порой тривиально не хватает помещений для организации работы участковых комиссий. Только и всего.



Для потенциальных кандидатов я также не вижу никакого ущемления их прав: каждый из них волен самостоятельно выбирать любой округ, осведомившись, в том числе, и о размере кандидатского фонда.



- Минувшие выборы главы Смоленска, среди прочего, запомнились юридическим диспутом относительно того, кто из чиновников (гор- и и областной администрации) и депутатов (городского Совета и областной Думы) вправе агитировать за кандидата Иванова-Петрова-Сидорова и при каких условиях. Так кто же, и на каких условиях?



- Все зависит от статуса того или иного служащего, чиновника или депутата, а также от формы агитации – публичная (устная) или агитация в СМИ и печатных агитационных материалах.



Государственным и муниципальным служащим закон разрешает проведение устной агитации за Иванова-Петрова-Сидорова в нерабочее время. Они могут агитировать и в СМИ (как в печатных, так и в электронных, к которым относится радио, телевидение и интернет), при этом агитация должна быть оплачена из фонда Иванова-Петрова-Сидорова.



Лицам, замещающим государственные или муниципальные должности [так называемые выборные лица, в том числе: мэр Смоленска, депутаты городского Совета и областной Думы, а также губернатор Смоленской области – авт.], разрешена агитация в печатных СМИ и агитматериалах. При этом материалы должны быть оплачены из фонда Иванова-Петрова-Сидорова. В электронных СМИ агитация таким лицам запрещена.



Но! В публикации или сюжете должно указываться, что лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, агитирует за Иванова-Петрова-Сидорова исключительно как гражданин или как избиратель, но не как депутат, губернатор и так далее.



Как Вы помните, в ходе мэрской кампании было отпечатано и распространено обращение части депутатов Смоленского городского Совета в поддержку одного из кандидатов. Так вот, суд признал это нарушением выборного законодательства.



При устной агитации, лицо, замещающее государственную или муниципальную должность, также должно уточнять, что он (она) агитирует за Иванова-Петрова-Сидорова исключительно как избиратель, как гражданин (-ка). Если же, к примеру, мэр Смоленска на встрече с избирателями заявит, что призывает голосовать за Иванова-Петрова-Сидорова как мэр города-героя Смоленска, то это может быть квалифицировано как нарушение.



Последние довыборы в Смоленскую областную Думу по первому избирательному округу показали яркий тому пример. На территории округа распространялась некое печатное СМИ, на страницах которого были агитационные высказывания Сергея Миронова в пользу Надежды Талановой, одного из кандидатов в депутаты областной Думы. Под фотографией этого лица, замещающего государственную должность, указывалось, что Сергей Миронов – председатель Совета Федерации. Вместе с тем, было установлено, что он давал разрешение на использование собственной фотографии как гражданин РФ, но не как спикер Совфеда.



Виновным в данном нарушении были признаны как кандидат Таланова, так и СМИ, и сам Сергей Миронов.



Если же человек, замещающий государственную или муниципальную должность, сам баллотируется в депутаты городского Совета, то в ходе кампании ему запрещено использовать преимущества своего должностного положения – пользоваться служебным транспортом и связью, прибегать к помощи сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении.



Неоднократное нарушение вышеописанных норм закона является основанием для снятия такого кандидата с регистрации. В общем и целом, законная агитация лиц, замещающих государственные и муниципальные должности - довольно ювелирная работа.



- А действующие депутаты городского Совета могут в ходе выборной кампании заниматься депутатской деятельностью: встречаться с избирателями, бесплатно выступать в СМИ и тому подобное?



- Со дня назначения даты проведения выборов любая финансовая или иная помощь избирателям запрещена. В противном случае это будет являться подкупом избирателей. Также депутату-кандидату (равно как и любому кандидату) нельзя обещать публично, на встречах, и в СМИ, что в случае его избрания он выполнит то, то и то. Это – тоже подкуп.



- Вправе ли кандидат изготавливать собственную агитационную продукцию – листовки, брошюры и прочее – самостоятельно, не прибегая к услугам типографии? Ведь для этого в принципе достаточно обычного компьютера и цветного принтера.



- Не вправе, поскольку вряд ли у кандидата есть лицензия на изготовление печатной продукции. Поэтому он должен заказать изготовление и печать агитационной продукции в любой из типографий, подавших заявку в горизбирком (вместе с прайс-листом на свои услуги) о намерении принимать участие в выборах. Иное запрещено законом.



Более того, каждое СМИ или типография, заявившееся к участию в выборах, обязано соблюсти необходимый статус используемого в работе оборудования, так, чтобы агитационные материалы были изготовлены без нарушения законов и юридических норм. При этом горизбирком не вправе требовать у СМИ и типографий документы, подтверждающие соблюдение такого статуса, а также не вправе контролировать такое соблюдение в ходе выборной кампании. В связи с этим могу дать кандидатам один совет. При заключении договора с типографией или СМИ на изготовление или размещение той или иной агитационной продукции пропишите в нем пункт, по которому типография (или учредитель СМИ) несет полную ответственность за соблюдение в процессе подготовки агитматериала к печати или его изготовления всех норм и правил, согласно существующего законодательства РФ.



Если данный пункт будет присутствовать в договоре, то в отличие от случаев, подобных тому, что приключились с кандидатами Казаковым и Маслаковым, такой кандидат не будет нести никакой ответственности. Вся ноша ответственности ляжет на типографию (редакцию СМИ либо его учредителя).



- Возможно ли такое, чтобы по отдельным округам выборы не состоялись либо были признаны недействительны?



- Действительно, возможна ситуация, при которой по отдельным округам выборы не состоятся. Если на территории избирательного округа выборы будут признаны несостоявшимися либо недействительными в четверти участковых комиссий, то по решению суда выборы могут быть признаны недействительными на территории всего этого округа.



Также, если ко дню голосования в том или ином округе нет альтернативы (например, по решениям суда сняты с регистрации все кандидаты, кроме одного), то выборы по такому округу переносятся.



- Что значит «переносятся»?



- По решению комиссии они переносятся на следующий единый день голосования (если горсовет будет сформирован, то есть, будет избрано не менее двух третей списочного состава депутатов). Если же в том или ином округе избирательная комиссия зарегистрирует не более одного кандидата, то день выборов в таком округе может быть перенесен на срок, равный периоду выдвижения кандидатов.



- Анатолий Иванович, в ходе беседы мы ссылались на минувшие выборы главы Смоленска. Есть ли уроки, которые следует извлечь из той кампании всем участникам кампании нынешней?



- Кампания по выборам депутатов Смоленского городского Совета четвертого созыва довольно существенно отличается от кампании по выборам мэра. Что запомнилось? Бесспорно, было много нехороших, противоправных действий со стороны руководителей штабов кандидатов. В очередной раз подтвердилось правило: если штаб кандидата возглавляют сторонние, пришлые люди, то его кампания получается намного жестче, с большим количеством нарушений. И напротив, кандидаты, ведущие кампанию силами местных сторонников, как правило, делают это более качественно с позиции соблюдения выборного законодательства.



Еще одной из особенностей мэрской кампании можно назвать довольно жесткую борьбу кандидатов друг с другом. Многие вопросы рассматривались не участковыми комиссиями, а органами прокуратуры или судебными инстанциями по факту заявлений кандидатов. То есть, сами кандидаты лично писали жалобы в суд на своих конкурентов.

Что касается главного урока, то он прост. Выборы приходят и уходят, а кандидаты остаются жить в Смоленске. Поэтому я призываю кандидатов уважать себя и избирателей, и пусть победят самые достойные.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь