Выборы прошли, вопросы остались

http://www.smolensk-i.ru - Добавил killer в категорию Политика

Часть первая. Партийный пейзаж



Смоленская область опять отличилась на мартовских выборах. Правда, совсем иначе, чем прежде. Теперь мы не только покинули позорный список аутсайдеров по результатам доверия населения к партии Путина, но и умудрились «прыгнуть» выше планки, установленной руководством «Единой России».





Доверие к власти



Примечательно, что центральное руководство партии власти, учитывая негативные явления, связанные с кризисом, уже почти в канун выборов сочло, что погорячилось, ожидая собрать в российских регионах 60%-й урожай голосов. Соответственно, планка ожиданий, спущенная «сверху» региональным отделениям ЕР была опущена до 50%. Смоленская область со средним по области результатом в 65,5% не только справилась с поставленной задачей, но и (наверняка!) получила отпущение «грехов» за прежние провалы.



Самый благополучный результат у единоросов получился в Руднянском районе (ЕР на выборах представительного собрания набрала 93,33%), чуть ниже в таблице рейтингов выступают Кардымовский и Глинковский районы (по 80% голосов за единороссов). В Сычевском, Смоленском, Холм-Жирковском и в Сафоновском районах ЕР набрала по 73,33%. И 74,06% голосов получил кандидат-единорос Вячеслав Балалаев на выборах главы муниципального образования «Сафоновский район» (с чем мы Вячеслава Ефимовича поздравляем от всей души).



Но самый большой сюрприз «Единой России» преподнес областной центр. Кстати, присутствие в день выборов Ивана Лобанова (руководителя Межрегионального координационного совета партии по ЦФО) именно в Смоленске изначально воспринималось, как необходимость его нахождения в «самой проблемной точке» (наверное, чтобы «в случае чего» прямо на месте «раздать тумаки»). А тут на тебе! ...Выборы в Смоленский городской Совет завершились безусловной и сокрушительной победой «Единой России»: 24 из 25 избранных депутатов Горсовета – члены и сторонники ЕР.



Жители Смоленска со времен падения Союза никогда доселе не волеизъявлялись столь единодушно по отношению к партиям. Ни одного мандата не досталось выдвиженцам от КПРФ, ни одного - от ЛДПР. И лишь в единственном округе победу одержал член «Справедливой России», да и тот шел не от партии, а как самовыдвиженец. И что самое примечательное, в использовании административного ресурса «Единую Россию» нынче при всем желании упрекнуть трудно. Более того, «административный ресурс» в некоторых городских округах работал как раз против кандидатов, выдвинутых партией власти, чего не стали отрицать на пресс-конференции и руководители регионального и городского отделений ЕР (кстати, одно из возбужденных уголовных дел в ходе избирательной кампании связано именно с «черной» работой против выдвиженца от партии). Эта городская ситуация, кстати, тоже «чисто смоленский феномен», разобраться с которым смоленским единоросам в ближайшее время вряд ли удастся. Но это совсем отдельная тема. Вернемся к итогам выборов.





Провал «Справедливой»



Эсеры нынче в Смоленске вообще предпочли «зарыться в песок», не выдвинув в горсовет ни одного кандидата от партии. Восемь справедливороссов по городу шли путем самовыдвижения, да и фоновая партийная агитация свелась лишь к единственной «выплюнутой» газете с портретами восьми независимых кандидатов с пометкой, что они являются членами СР. Причины такой странной позиции партии понять сложно. Особенно, если учесть, что в бывшем составе городского Совета «Справедливая Россия» была представлена не двумя-тремя депутатами, а целой фракцией. И если теперь она не сочла нужным официально выдвигать своих кандидатов в Смоленский городской Совет, не является ли это демонстрацией того, что для СР проблемы такого небольшого городка, как Смоленск, не представляют особого интереса (уж больно масштаб мелковат)? Если же предположить, что «Справедливая» не выдвигала кандидатов по той простой причине, что «некого было», значит, появляются вопросы о самочувствии этой партии. Особенно, учитывая то, что и коммунисты, и ЛДПРовцы приняли в выборах в горсовет самое активное участие. И уж совсем малоубедительно выглядит единственная более-менее «удобная» для эсеров версия: не стали выдвигать, поскольку наших кандидатов могли бы не зарегистрировать (типа, «партия власти» попыталась бы от них избавиться через административный ресурс). Однако те же примеры с кандидатами, выдвинувшимися от ЛДПР и КПРФ сводят на нет все подобные разговоры. Словом, смоленским «справедливцам» надо будет хорошенько потрудиться над легендой своего уклонения от нынешних выборов в горсовет.



Впрочем, в нынешней ситуации любая «легенда» будет выглядеть жалким оправданием и «Справедливой» теперь сложно будет отмываться от произведенного на избирателя впечатления, что данная партия в Смоленске активно функционирует лишь при наличии интереса со стороны ее лидера – депутата Госдумы Михаила Старшинова (который руководит региональным отделением из Москвы). Видимо, нет сейчас у Михаила Евгеньевича интереса в областном центре, но он наверняка появится перед выборами в Государственную Думу РФ, вот тогда партия себя и покажет… Пока же в сухом остатке в городе осталось два публичных справеливороса – депутат облдумы Оксана Лаберко и депутат горсовета Александр Банденков. Маловато будет…





Точечные успехи



Говоря о неудачном мартовском выступлении «Справедливой России», нельзя обойти вниманием факт того, что в отличие от областного центра, в районные представительные органы власти партия своих кандидатов все же выдвинула. Сколько смогла. Поскромнее, чем КПРФ и ЛДПР, но 77 кандидатов-списочников выдвинулось от СР по районам области. Успехом выборная кампания завершилась лишь для 9-ти «списочников». Из списка КПРФ депутатские мандаты смогли получить 48 кандидатов, из списка ЛДПР – 20.



И, завершая областную картину прошедших выборов с точки зрения партийных достижений, нельзя не отметить также постоянство весьма высокого уровня доверия населения к кандидатам от ЛДПР в Велижском районе, здесь у либерал-демократов и единороссов получился идентичный результат – по 26,66%. Традиционно заметно ЛДПР выступила и на выборах в Дорогобужскую районную Думу. Результат, правда, слабее, тем не менее, ЛДПР, набрав 20%, обошла КПРФ с ее 10-ю процентами.



А вот в Хиславичский район завершил выборную кампанию в ярко-красных тонах. Здесь коммунисты победили единоросов с разгромным счетом: 50% против 21,43%. Но хиславичский прецедент этим не ограничился. Именно здесь депутатский мандат достался «яблочнику».



Такой вот политический ландшафт в регионе сложился. Впрочем, подготовка к выборам в Государственную Думу вполне еще может внести коррективы в нынешний партийный пейзаж.





Часть вторая. Городские хроники



Неслыханная для Смоленска победа «Единой России» началась с проведения праймериз. Впрочем, нет. Победа началась с глубокого самовнушения кандидатов, что всех имеющих шансы на победу не единоросов, будут снимать с выборов. Так у партии власти открылось «второе дыхание»…





ЕР. Технология пылесоса



Популярность ЕР в Смоленске разом достигла неимоверных высот. Стать выдвиженцем именно от этой партии, как-то вдруг стало модно и престижно. Настолько престижно, что ряды смоленских единоросов в канун выборов в городской Совет стремительно стали пополняться все новыми членами и сторонниками. Более того, даже некоторые вчерашние «справедливцы», получив предложение от ЕР, мгновенно переориентировали свои политические взгляды, и пошли на выборы уже «по-модному» - от партии национального лидера Владимира Владимировича Путина.



Иными словами, «Единая Россия», обеспечив жесткую конкурентную борьбу на этапе праймериз, всосала в себя практически всех «серьезных» кандидатов. За короткий предвыборный период партийные ряды городской организации заметно уплотнились (на 400 человек). И в данном случае смоленская ЕР решила задачу, изначально стоявшую перед праймериз. Можно сказать, что план был даже перевыполнен: внутренняя конкуренция получилась настолько мощной, что порой приходилось выбирать между двумя равновесными (в плане шансов на победу) кандидатами. Сложно сказать, как эта «всеядность» отразится на репутации партии власти в дальнейшем (а, ведь, уже есть нелепый прецедент с Эдуардом Качановским), но именно благодаря «всеядности», «Единая Россия» обеспечила кадровые проблемы своим конкурентам. Хотя КПРФ эта стратегия не навредила. Коммунисты вообще имеют у нас свой стабильный результат. Возможно, нынче он и оказался процента на четыре ниже, чем обычно, тем не менее, если бы городской Совет избирался только по партийным спискам, КПРФ получила бы в нем три-четыре места, да и другим бы что-то перепало. При нынешнем же способе избрания депутатов госсовета «Единая Россия» обыграла другие партии практически «всухую».





«СОВЕТское» нашествие



Впрочем, сильный ход с праймериз обозначил проблему не только у конкурентов, но и у самой «Единой России». Сосредоточившись внутри одной партии, соперничающие группы влияния развернули ожесточенное предварительное сражение еще на этапе партийного отбора. По сути, среди кандидатов, которых по итогу поддержала «Единая Россия», оказалось не так много независимых (не завязанных на интересы двух полярно настроенных групп влияния). Остальные можно разделить по принадлежности к двум условным группам. Первая - «казаковско-лебедевская». Это кандидаты, шедшие на выборы под стягом «команды Казакова» (и сам Сергей Лебедев, естественно). Вторая группа – «группа советников» - представляла собой двухслойную конструкцию, замешанную на соединении двух неформальных списков: «списка Качановского» и «списка ФПГ Шитова» (неоспоримым объединяющим началом этих двух подгрупп является противостояние «лебедевско-казаковскому» крылу).



Причем, каждая из представленных команд стремилась закрыть «своими людьми» максимум округов. Понятно, что в такой ситуации, партийный отбор по объективным причинам не мог учесть интересы обеих противоборствующих групп. В результате переговоров и вынужденных уступок партийный список претерпевал не одно изменение, соответственно, его окончательный вариант не удовлетворил никого. И не выдвинутые от партии единоросы и сторонники выдвинулись «без ансамбля». Сами.



И «брат пошел на брата», в смысле, единоросс на единоросса. Битва развернулась нешуточная. Противников стали «давить» через недопущение к выборам, через попытки снятия с дистанции и, безусловно, через «черные технологии» и банальный подкуп. В ход пошли деньги, водка и даже тортики (тут же прозванные в одном из округов «алашеевскими»)…



Самой скандальной оказалась ситуация с участием в выборах члена «Единой России» Галины Журавковой. Она прошла на этих выборах огонь, воду и медные трубы. Сначала – неожиданное выпадение из списка партийных кандидатов: партия, «наступив на горло собственной песне», как ни странно, предпочла члену ЕР Журавковой советника мэра Брюханова. Потом последовал отказ в регистрации под надуманным предлогом. Судебная тяжба шла на протяжении почти всего периода, отпущенного на агитацию. В итоге Галина Журавкова была допущена до выборов, когда до дня голосования оставались считанные дни. И она победила.



Немало переживаний доставили партии и «советники», не прошедшие праймериз. Впрочем, были среди них и те, что помогли ЕР победить сильных выдвиженцев КПРФ. Весьма яркий пример – победа Александра Данилюка (согласно официальной информации, жителя Тверской области) над действующим депутатом, известным смоленским коммунистом Виталием Вовченко. Так что не стоит стричь под одну гребенку всех «советников», тем паче, если верить партии, многие из них теперь являются частью «единоросовского монолита».



Наряду с этими проблемными моментами, стоит отметить, что ЕР на этих выборах оказалась единственной партией, которая постоянно «звучала» в информационном поле, реально пыталась вникать в городские проблемы и вырабатывать какие-то меры для их решения Да и партийные общественные приемные на самом деле помогали людям в решении проблем. Конечно, вряд ли это «фоновое звучание» сработало на победу кандидатов-списочников, но теперь, во всяком случае, подводя итоги выборов, руководство «Единой России» могло с полным правом говорить именно о партийной победе. Кстати, полученный результат – 24 из 25-ти мандатов - тем более важен для ЕР, что получен он в областном центре - там, где партия ранее имела весьма сомнительный успех. И это – еще одна партийная победа. Этим список положительных для смоленских единоросов, пожалуй, исчерпывается. А теперь – о последствиях «оглушительного партийного успеха».





Победили… на свою голову



Для «Единой России» уверенная победа, может обернуться большой проблемой. И «фоновым звучанием» ограничиться уже не получится. Все благолепие ситуации разлетается в прах, когда речь заходит о командной игре «единой партийной команды» в Смоленском городском Совете. Как мы уже отметили, в «единой партийной команде» по иронии судьбы (или благодаря первоначальному целеопределению?) оказались депутаты, имеющие по множеству ключевых вопросов не разные, но полярные позиции. И скрыть этот очевидный факт вряд ли удастся.



Первым тестом на единство взглядов «частиц» партийного монолита (а значит, на вес партийного наказа) станет голосование по кандидатуре председателя Смоленского городского Совета. И если вдруг случится так, что партийная кандидатура не наберет необходимых семнадцати голосов «за» (при 24 своих представителях), «ЕР» окажется в очень неприятной ситуации. По сути, это может стать публичным сигналом… помните, как у Шварца, «Тень, знай свое место».



Тест второй. Руководители регионального и городского отделений партии ясно высказали свою позицию относительно способа избрания мэра города Смоленска: глава города (сити-менеджер, хозяйственник) должен избираться депутатами горсовета. Кстати, такую же позицию не раз озвучивал и губернатор Сергей Антуфьев. По логике, в свете укрепления позиций «Единой России» и создания работоспособной фракции (в отличие от горсовета прошлого созыва), на повестку дня должен быть поставлен вопрос о внесении очередных поправок в Устав города (с проведением очередных публичных слушаний на сей счет). Вообще, тема спекуляций на предмет способа избрания главы города (как и спекуляции на «серьезной политической борьбе» за право распоряжаться 16,5 млрд. «юбилейных рублей») заслуживает отдельного освещения в разделе «Основные итоги работы мэра Качановского». А мы сейчас – о «дружной» команде депутатов-единороссов и последствиях победы этой команды.



По идее, результаты этих выборов должны бы заставить партию самым активным образом приступить, наконец, к реализации заявленной на выборах программы «партийный контроль». Потому что даже если «Единая Россия» успешно пройдет первые два теста, ей все равно успокаиваться рано. Дело в том, что, победив с таким результатом, партия взяла на себя полную ответственность за ситуацию в городе. А если и дальше по непонятным для населения причинам будет продолжаться «свистопляска» с маршрутками, с созданием огромных очередей на оплату за детский садик, с необъяснимыми скачками тарифов при неудовлетворительной работе коммунальных служб, горожане обязательно выразят свое отношение именно к «Единой России» уже в следующем году. При голосовании на выборах в Государственную Думу. С другой стороны, может, и хорошо, что появился наконец тот, кому, «если что», можно будет выразить недоверие не через пять лет, а уже скоро?

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь