Урегулирование налоговых споров

Добавил v.v. 191 день назад в категорию Pазное

В условиях, когда перед ФНС стоит задача повышать собираемость налогов и у неё постоянно появляются новые инструменты, бизнесу как никогда важно тщательно контролировать свои интересы налогоплательщика. Даже при абсолютно добросовестном выполнении налоговых обязанностей каждая компания должна быть готова к вступлению в спор с ФНС. Эта ситуация несёт в себе риски значительных денежных потерь вплоть до банкротства, однако у налогоплательщика есть шансы защитить права в споре с ведомством при грамотном выборе стратегии и тактики.


Причины возникновения налоговых споров


Сначала немного статистики. Согласно отчёту ФНС, в 2022 году служба провела почти 9,4 тысячи выездных проверок организаций, по итогам которых доначислила больше 666 миллиардов рублей. Предпосылкой для многочисленных налоговых споров в Москве стало доначисление компаниям почти 200 миллиардов рублей!


Очевидно, что выиграть налоговый спор непросто: отношениям между налоговиками и компаниями свойственна асимметрия, в которой у государственной службы больше рычагов воздействия. Тем не менее налогоплательщики всё успешнее отстаивают свои права. В том же 2022 году, по данным Судебного департамента при ВС РФ, в арбитражных судах первой инстанции было рассмотрено 6262 налоговых дела, из которых 37 % завершились не в пользу ФНС.


Чтобы не бояться спора с налоговиками, нужно понимать: налоговый орган далеко не всегда прав. Сотрудники ведомства нередко допускают ошибки или намеренно делают необоснованные выводы, неправомерно отказываются принимать доказательства или недостаточно глубоко исследуют все обстоятельства деятельности добросовестного налогоплательщика.


Основная цель налоговых споров для компаний – снизить доначисления, однако есть и другие задачи. В ходе конфликта с инспекцией налогоплательщик вправе оспаривать любые незаконные действия должностных лиц службы, например:



  • доначисление налогов и сборов;

  • взыскание штрафных санкций;

  • наложение запрета на операции по счетам, ареста на имущество и других ограничений;

  • отказ в применении налоговых льгот;

  • привлечение к ответственности руководителей компании;

  • неправомерные требования к компании по подаче отчётности и т. д.


Порядок урегулирования налогового спора


Спор с ФНС состоит из 2 стадий: досудебной и судебной.


Досудебное урегулирование разногласий с налоговым органом реализуется посредством оспаривания его действий и решений по результатам проверки. Основной инструмент для защиты прав налогоплательщика на этом этапе – подача апелляционной или жалобы в вышестоящий налоговый орган.


Досудебное оспаривание действий ФНС осуществляется в порядке, описанном в ст. 138–139 НК РФ. Ключевое значение здесь имеют 2 момента:


1) предоставление убедительных доказательств, подтверждающих позицию налогоплательщика;


2) соблюдение процессуального регламента обжалования.


По итогам рассмотрения жалобы налоговики могут оставить её без удовлетворения либо отменить оспариваемое решение частично или полностью. Но даже если компания не видит перспектив во внесудебном способе урегулирования разногласий, в большинстве случаев эта стадия является обязательной. Подать в суд можно только в случае её безуспешного завершения.


Порядок судебного оспаривания решений налогового органа через арбитраж регламентируется ст. 197–201 АПК РФ. Не всегда удаётся добиться успеха на уровне первой инстанции: немало примеров, когда для защиты своих интересов компаниям приходилось добираться до Верховного суда.


Конечный результат зависит от качества доказательной базы и правовой позиции налогоплательщика. Эффективно оспорить требования ФНС, оптимизировать налоговую нагрузку на бизнес, сохранить его активы и репутацию помогут опытные налоговые юристы с богатой практикой защиты интересов налогоплательщиков.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь