Трагедия. Шок. Скорбь. Крушение польского самолета под Смоленском глазами журналистов

http://www.rabochy-put.ru - Добавил skull 5126 дней назад в категорию Происшествия

Прошло три дня после катастрофы, потрясшей весь мир, но шок не отпускает. Смоляне вместе с поляками, россиянами и всем миром скорбят о погибших. Мы оказались ближе других к месту крушения самолета: он упал прямо в черте г. Смоленска. Многие проезжавшие тем утром через Печерск непосредственно после трагедии видели ее следы. «Рабочий путь» одним из первых сообщил на своем сайте о происшедшем. Вот каким увидели день 10 апреля журналисты нашей газеты.

В половине десятого утра в субботу 10 апреля журналисты смоленских СМИ на автобусе администрации области отправились на Катынский мемориал на траурную церемонию по поводу 70-летия расстрела польских офицеров. Тогда еще многие удивлялись, какой густой туман заволок все вокруг - вечерний прогноз погоды предвещал ясный день...

Досмотр службой безопасности на входе в Катынский комплекс, где полным ходом идут приготовления. Наши польские коллеги разворачивают студию для ведения прямого эфира с места события... Общее настроение - торжественно-печальное: кто-то из поляков набирает мемориальную землю в мешочек, кто-то ищет имена родственников на стальных проржавевших табличках. Многие не скрывают слез.

Лех Качиньский в Катыни в 2007 годуПеред представителями российских СМИ сначала должен был выступить полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко, а затем, после католической службы, ожидался подход к прессе Леха Качиньского. В начале одиннадцатого появляется первая информация о плохих погодных условиях в районе аэродрома «Северный» и о том, что президентский самолет пока не может совершить посадку и, скорее всего, сядет в Москве. Ожидание явно затягивается. На польской стороне уже начинают траурный молебен. Проходит еще полчаса. Кто-то приносит известие, показавшееся бредом: «Самолет президента упал и разбился». Кому могла прийти в голову такая неуместная шутка? «Какие-то идиоты придумали все это», - резюмировал один из коллег. Но... Кортеж официальных лиц с огромной скоростью умчался в сторону города.

Как мы потом узнали, первое официальное заявление сделал губернатор Сергей Антуфьев в начале двенадцатого по местному телевидению: самолет действительно упал, выживших нет. Журналисты из Катыни пытались дозвониться в Смоленск, где жуткая новость уже передавалась из уст в уста... Очевидец по телефону рассказал мне дрожащим голосом, что около получаса назад он, проезжая в сторону трассы Москва - Минск через Печерск, был свидетелем катастрофы.

Крыло разбившегося польского самолета- Цепляя днищем деревья, со шлейфом черного дыма самолет рухнул на землю... Первое, что мы сделали, придя в себя, - бросились на место происшествия, чтобы оказать помощь, если кто-то выжил (сам очевидец - офицер армии. - Авт.). Тогда-то мы и увидели надписи на борту на польском языке. Самолет упал в заболоченной местности. Мы побежали к тому, что осталось от корпуса, зашли в воду почти по колено. До фюзеляжа оставалось несколько десятков метров, вокруг расплывалось пятно горючего, и не было даже тел погибших. Решив, что подходить ближе рискованно, позвонили в службу спасения.

...В Катыни о крушении достоверно стало известно лишь около 12 часов. Поляки не скрывали эмоций - мужчины и женщины плакали навзрыд.

Транспорт журналистам, чтобы выехать на место происшествия, никто не предоставлял.

С фотокором «РП» Ольгой Лисиновой и собкором «Российской газеты» Дмитрием Раичевым на попутке мы выехали в район Печерска. Уже на подъезде стало известно, что район оцеплен милицией, сотрудники ГИБДД заворачивают машины, едущие в ту сторону. Практически бегом преодолели расстояние до милицейского кордона, но никакие документы не убедили сотрудников органов: «У нас четкое указание никого не пускать. Вон посмотрите - люди хотят узнать, не повреждены ли их гаражи, и то им приходится отказывать».

Между тем, кто по забору «бочком», кто на «полусогнутых», люди пытались пробраться за оцепление. Но всех возвращали. Правдами и неправдами нам удалось пройти сквозь кольцо - подойти в непосредственную близость от места аварии. Там уже работали корреспонденты национального польского телевидения, Первого канала, центральных и иностранных информ-агентств. Смоленские журналисты, которые не попали за оцепление, узнавали о происходящем всего в 200 метрах от них по сообщениям федеральных СМИ... Гроб с телом Леха Качиньского доставили в Варшаву

Состояние шока не покидало. Разбросанные по большой площади обломки самолета подтверждали реальность трагедии... Машины скорой помощи, пожарных сновали туда и обратно, два сотрудника понесли большой рулон пленки и черные полиэтиленовые пакеты...

Около 14 часов начальник областного СУ СКП по Смоленской Игорь Балаев выдал журналистам скупую официальную информацию:

- На месте работают сотрудники СУ СКП по Смоленской области и следственного межрегионального транспортного управления при прокуратуре, ждем прибытия опытных криминалистов из Москвы. Известно, что количество жертв превышает 80 человек.

- Выжившие есть?!

- Нет.



...Журналистов у аэродрома «Северный» с каждым часом становилось все больше. Один за другим подъезжали микроавтобусы польских и наших телевизионщиков, появились даже грузинские журналисты. В отеле «Новый» разместился пресс-центр, где можно было воспользоваться Интернетом и поесть, но с информацией и там было негусто: большинство журналистов оставались у въезда на аэродром и пристально следили за всем, что происходило за воротами. На лужайке у въезда появились свои мини-пресс-центры: расположившись на траве, вооруженные ноутбуками газетчики передавали по Интернету горячие новости, телеканалы вели прямую трансляцию. С самого начала было очень много польских журналистов, собиравшихся освещать визит своего президента в Катынь. Позже прибыли и представители центральных российских каналов. Видно было, как на территорию аэродрома заезжают машины МЧС, прокуратуры, несколько грузовиков с гробами (потом услышала, что их собирали по всем бюро ритуальных услуг). Но никакой официальной информации не поступало, не было ни одной пресс-конференции, ни одного заявления облеченного властью лица. Где-то в шестом часу вечера за ворота пустили некоторых журналистов, в основном телевизионщиков. Вернувшись, коллеги устроили нам свою пресс-конференцию. Оказалось, министр Сергей Шойгу сообщил, что, по последним данным, погибли 97 человек. Тела будут отправлять для опознания в Москву в аэропорт «Домодедово». Также он отметил, что из-за сильного тумана было несколько попыток приземления. Самолет заходил на посадку второй раз, когда левое крыло задело деревья и оторвалось. Установлено, что отклонение от полосы было не только по высоте, но и по ширине, не менее чем на 150 метров. Самолет разрушен полностью.

Владимир Путин прибыл на место трагедии через несколько часовМы видели, как над аэродромом пролетали вертолеты, потом прошел слух, что прибыл Владимир Путин. Но никакого официального подтверждения этому не было, также оставались неизвестными и подробности катастрофы. Поступили сведения, что после падения самолета возник пожар, который быстро потушили, что левое крыло оказалось в полукилометре от нас.

...Около восьми вечера мы попытались проехать к месту трагедии. По объездной дороге, через ул. Автозаводскую, тянулась длинная вереница машин. Навстречу шли люди. Вскоре мы увидели у обочины дороги, ведущей к Печерску через гаражный кооператив, деревья - то ли ольху, то ли осины - с верхушками, обломанными на высоте около

7 - 8 метров. До посадочной полосы было еще далеко. На противоположной стороне дороги, за предупреждающей ленточкой, увидели часть крыла самолета, чуть дальше - еще какие-то крупные обломки.

- Как самолет оказался здесь, почему заходил на посадку над гаражным кооперативом? Едва ли дело в том, что отказала техника - какие могут быть неполадки у борта номер один? - удивлялись наши собеседники. Большинство сошлось во мнении, что роковую роль сыграли погодные условия и человеческий фактор. Некоторые предположили, что приказ о рискованной посадке дал сам президент Польши, несмотря на то что экипажу предлагали запасные аэродромы в Минске и Москве. Кто-то вспомнил ситуацию в Грузии, когда за отказ приземлиться при плохих погодных условиях Лех Качиньский вроде бы даже уволил пилота. Кто-то выдвинул кажущуюся безумной версию теракта.

А жертв, оказывается, могло быть и больше - всего в 50 метрах от места падения находится автозаправочная станция... Интересно бы знать, чья «светлая голова» дала разрешение установить заправку в таком месте?



автор: Алексей Егоров

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь