Видео: Смоленский художник поведал об уникальной коллекции изразцов
Осколки прошлого. Вяземский художник и краевед Владимир Чайка собрал большую коллекцию старинных изразцов. Несколько комплектов оказались частью убранства печи из дома, которого теперь нет. По ним можно проследить, как менялось изразцовое искусство в течение трех столетий.
На блестящих осколках угадываются рельефные стебли и цветы. Вяземский художник и краевед Владимир Чайка в своей мастерской показывает фрагменты изразцов, которым 350 лет. Некоторые кусочки получается соединить. Изучая их, исследователь пришел к выводу, что печь, которую они украшали, была круглой. Каждый изразец был около 24 см в длину.
Владимир Чайка, краевед, художник:
«Вот это московские изразцы. Только даже трудно представить, как там в XVII веке в такую даль на лошадях или зимой вот на санях, везли эту красоту в Вязьму по нашим снегам, сугробам. Это удивительно!»
Зеленые муравленые – тоже XVII века. Все эти изразцы из одной постройки – дома настоятеля Иоанно-Предтечева монастыря в Вязьме. Вот он на фотоснимке 1943 года. Когда в 80-е годы взялись за восстановление зданий обители, дом настоятеля решили не отстраивать. В нынешнем монастыре на его месте находится клумба. Владимир Чайка, будучи студентом, собирал цветные черепки, до которых тогда никому не было дела, и изучал, сравнивая с образцами из других городов. Он пришел к выводу, что печь в доме была одна, но в каждой комнате ее фасадная часть декорировалась по-своему. А через столетие плитки обновили. К примеру, изразцы XVIII века – оттуда же.
Владимир Чайка, краевед, художник:
«Печи XVIII века очень архитектурные по своей сути. Они включали в себя такие элементы как выкружка, валик – это архитектурные термины, архитектурные детали. Балясины, колонны. Вот, например, капитель для колонны, вот деталь колонны».
Бело-синие изразцы с цветами – уже вяземского производства, с фабрики Дубинина. Их можно узнать по характерным пяти лепесткам. К концу XIX века печные плитки украшают просто, это искусство уходит в прошлое, а сами изразцы становятся артефактами ушедших эпох. Часть своей большой коллекции Владимир Чайка передал в Вяземский историко-краеведческий музей, где будет продолжено их изучение.
Иллюстрация к статье:
Добавить комментарий