Интеллектом по бездорожью
http://www.gorodnews.ru - Добавил student в категорию Спорт
- Валерий Михайлович, вы стояли у истоков любительского авторалли в нашем городе в советские времена. И сейчас благодаря вам и вашим сподвижникам Смоленск переживает второе рождение этого удивительного вида спорта. А с чего для вас началось увлечение автоспортом?
- Это было в 1970 году, в Литве, где я прожил много лет. Каунас вообще считается автомобильным городом, поэтому не увлечься этим спортом там было сложно. Я вступил в Каунасский автомотоклуб и стал заниматься ралли. В 1978 году стал чемпионом Литовской ССР, окончил школу высшего спортивного мастерства. Потом, в 1980 году, меня по работе перевели в Смоленск, и конечно, мне стало интересно, что есть здесь? А здесь ничего не было, кроме фигурного вождения. Я стал искать сподвижников. При ДОСААФе мы организовали курсы, подготовили людей, попробовали выехать на ралли «Память» в Москву. Постепенно в Смоленске появилось четыре команды. Соревновалось тогда больше десяти чисто спортивных автомобилей. Мы ездили на специально подготовленных «Жигулях», «Москвичах», «Волгах»… Иномарок не было. Участвовали в чемпионатах России… Все это продолжалось до перестройки. В начале 90-х спортивные автомобили запретили - считалось, что это слишком большие расходы, а страна должна экономить. И вот, до прошлого года Смоленск ничего не слышал о ралли. А в августе 2009-го мы провели пробные соревнования, и молодежь заинтересовалась.
- Теперь соревнования по ралли проходят регулярно. Расскажите для непосвященных, в чем особенности этого вида спорта.
- Нужно за несколько часов пройти дистанцию до 300 километров. Причем сделать это строго по маршруту, заданному легендой, в определенное время и с определенной скоростью. Существует два вида этапов: дорожные, о которых я только что сказал, и дополнительные соревнования - это слалом, карусельная и кольцевая гонка, скоростной подъем на холм и многое другое.
Экипаж состоит из двух человек - водителя (пилота) и штурмана, который занимается расчетами. Говорят, что ралли выигрывает штурман и проигрывает пилот. Потому что победа во многом зависит от правильности расчетов штурмана. А вот к проигрышу могут привести всего несколько секунд задержки пилота.
Вообще авторалли не всем нравится. Здесь ведь надо думать, просчитывать, это не силовой вид спорта и не гонки. От автомобилей, кстати, тоже немногое зависит. Я стараюсь учитывать, что машины у всех разные. Было бы нечестно устраивать конкурсы, в которых все решают технические возможности авто.
- Авторалли - это опасно?
- Знаете, я думаю, что гимнастика опаснее. Там ведь можно упасть с бревна, подвернуть что-нибудь. А в любительском авторалли даже скорость совсем невысокая, ограниченная правилами дорожного движения, - не больше 90 километров в час за городом и 60 в городе. А вот в профессиональном ралли скорость достигает 200-250 километров в час. Впрочем, профессиональное авторалли требует специальной подготовки и очень больших затрат на автомобили. А опасность… Сам я перевернулся только один раз. Мы немного ошиблись в расчетах и машинах полетела в кювет. Я был за рулем, за несколько секунд успел сгруппироваться, отключить зажигание, так что никто не пострадал. Мы дважды перевернулись, приземлились и прошли дистанцию до конца. Но вообще здесь важен трезвый расчет, нужно чувствовать какую-то грань, максимально выкладываясь, оставлять себе чуть-чуть «про запас». В пылу азарта нельзя забывать, что рядом с тобой - человек.
- В чем особенности современного смоленского авторалли? Для кого этот спорт?
- Для всех, кому интересно. Я не ставлю себе задачу найти профессиональных раллистов.
Но в Смоленске уже есть свои звезды. Вот, например, последние соревнования выиграла команда «Неуловимые мстители». Это Елена и Екатерина Грушины, мать и дочь. Катя очень талантливый водитель, а ее мама выполняет роль штурмана.
Авторалли - это просто еще одна возможность хорошо провести выходной день. Разве это плохо? Я вот часто еду по городу, вижу молодых людей, которые просто гарцуют на своих авто: гоняют, всячески себя демонстрируют. А ведь эту энергию можно направить в мирное русло. Я вот к одному такому подошел и сказал: «Приезжай к нам». Он сначала отказывался, а потом все-таки приехал - пока просто посмотреть. Так что, может быть, скоро у нас появится еще один участник.
А вообще о наших гонках очень мало информации, в районах о них пока ничего не знают. Еще одна проблема - поиск судей. Их на одни соревнования нужно не меньше 24 человек, то есть 12 судейских бригад. Найти квалифицированных судей сложнее, чем участников. Поэтому я хочу в ближайшее время заняться их подготовкой.
- А вы сами участвуете в ралли?
- Я в последний выступал в 1991 году. Занял третье место и ушел из активного спорта. Я бы с удовольствием проехал по дистанции - думаю, что еще смогу это сделать. Но организовывать такие соревнования некому. А вообще авторалли - это моя жизнь, ведь я 41 год посвятил одному увлечению.
Досье
Валерий Михайлович Козлов.
Родился в 1949 г. Закончил Литовскую сельхозакадемию, по специальности «инженер-механик».
Занимается авторалли 41 год.
Чемпион Литвы по авторалли (1978 г).
Кандидат в мастера спорта.
Судья республиканской категории.
Автор: Ольга Камаева
АиФ, Смоленск
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках
Добавить комментарий