Станет ли расследование катастрофы польского Ту-154 под Смоленском "долгоиграющим"?

http://www.prime-tass.ru - Добавил slivki в категорию Pазное

Премьер Польши Дональд Туск отверг доклад Межгосударственного авиационного комитета /МАК/ по обстоятельствам авиакатастрофы под Смоленском, в которой весной 2010 года погиб президент Польши Лех Качиньский.



Напомним, что отчет о расследовании по крушению самолета Ту-154 польского президента МАК передал польской стороне 20 октября 2010 года. Тогда польские СМИ написали, что вину за авиакатастрофу под Смоленском специалисты МАК возложили на соотечественников погибшего президента. При этом эксперты отмечали, что польскому руководству будет очень трудно согласиться с таким вердиктом и признать объективность расследования МАК. Кстати, еще летом Варшава подвергла сомнению профессиональный уровень сотрудников МАК. Инцидент с крушением самолета под Смоленском с высокопоставленными польскими политиками на борту, летевшими на торжества по случаю 70-летней годовщины трагедии гибели польских офицеров в Катыни /Смоленская область/, стал тестом на прочность отношений между Москвой и Варшавой, о чем, собственно, заговорили после того, как премьером Польши стал Дональд Туск. В кулуарах стало модно говорить о том, что нынешнее российское руководство сумело уйти от прямой конфронтации со странами Восточной Европы, по-прежнему страдающими фобиями по поводу своей многолетней зависимости от СССР. А после того, как премьер Владимир Путин весной 2010 года попросил прощения у поляков за Катынь, всем вдруг показалось, что это добрый и одновременно трудный жест главы российского правительства поляки оценят и прекратят эксплуатировать в будущем тему об имперских амбициях Москвы и рисовать РФ исключительно в мрачных тонах.



В свою очередь, Д.Медведев также заявил, что расследование катастрофы под Смоленском он берет под личный контроль.



Однако, судя по всему, этих политических закланий со стороны Москвы Варшаве оказалось мало – Д.Туск, которого ранее сторонники погибшего Л.Качиньского обвинили чуть ли не в сговоре с Москвой, в довольно резкой форме отказался признавать объективность доклада МАК.



Самолет Ту-154 президента Польши разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. В результате катастрофы погибли находившиеся на борту 96 человек: 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Среди погибших были президент Л.Качиньский с супругой и другие члены высшего руководства Польши.



В пятницу Д.Туск заявил, что проект доклада по трагедии под Смоленском в том виде, в котором он был представлен МАК, "безусловно, не может быть принят". Что конкретно в докладе МАК не устраивает польскую сторону, Д.Туск не уточнил.



По мнению польской стороны, предоставленный МАК документ содержит ошибки, и некоторые его выводы не подкреплены исследованиями. "Я не говорю, что документ лжет, однако хотелось бы увидеть надлежащие доказательства", - заявил польский премьер-министр. Политик оговорился, что речь идет лишь о некоторых положениях документа и подчеркнул, что Польша пока не давала оценки отчету МАК в целом.



Ранее сообщалось, что 14 декабря польская сторона передала МАК все свои замечания в связи с проектом отчета. Комментарии польской стороны занимают 150 страниц.



Расследование причин катастрофы, которое ведет МАК, длится уже восемь месяцев. По предварительной версии, катастрофа произошла вследствие ошибки пилотов, вызванной густым туманом и крайне низкой видимостью в районе посадки.



Эксперты МАК заявили, что действия российской стороны не стали одной из причин авиакатастрофы. В переданном Варшаве рапорте содержатся записи работы оборудования и переговоров диспетчеров аэродрома "Северный" под Смоленском.



Доклад содержит 210 страниц и 72 заключения о прямых и косвенных причинах катастрофы под Смоленском, а также семь рекомендаций для гражданских воздушных перевозок. Польше, в соответствии с нормами Чикагской конвенции, было отведено 60 дней на формирование своей позиции. Этот срок заканчивается 19 декабря.



Стоит обратить внимание на то, что еще на прошлой неделе, Д.Туск, еще не имея на руках полного доклада МАК, заявил, что польских замечаний к отчету технической комиссии МАК по авиакатастрофе под Смоленском будет много. "Российская сторона должна ожидать обширный материал, из которого будет вытекать необходимость дополнения проекта доклада МАК, а также того, что этих оговорок, касающихся некоторых выводов или их отсутствия, будет много", - сказал он. По данным польского премьера, объем материала составит около 200 страниц.



Итак, арифметика такова – против 210 страниц доклада МАК Д.Туск анонсировал 200 страниц замечаний. Если в этом логика? Есть не только логика, но и четко просматривается политический маневр – продолжение расследования причин катастрофы под Смоленском избавляет уже самого Д.Туска от публичных извинений перед своими согражданами, за то, что борт номер 1 рухнул по вине польских властей.



Итоги расследования катастрофы самолета президента Польши, проведенного МАК, могут быть сокрушительными для польской стороны. Об этом ранее заявлял секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хыпки. По его словам, с выводами и предложениями отчета МАК трудно будет полемизировать, так как с уверенностью можно сказать, что отчет основывается на достоверных данных.



Т.Хыпки особо отметил, что "полет польской делегации в Смоленск был очень плохо подготовлен польской стороной, хотя и при согласии стороны российской". "Это согласие было вынужденным и обусловлено политической ситуацией", - отметил он.



Ранее сообщалось, на экипаж самолета оказывалось давление.



Согласно расшифровке записей черных ящиков, найденных на месте крушения Ту-154, глава ВВС Польши Анджей Бласик действительно оказывал давление на пилотов президентского лайнера. Незадолго до авиакатастрофы один из летчиков говорит, что "его убьют, если он не приземлится". Возможно, именно эти требования А.Бласика заставили пилота проигнорировать сообщения диспетчера о сложных метеоусловиях и необходимости посадки на запасном аэродроме.



Как ранее отмечала в интервью ПРАЙМ-ТАСС научный сотрудник ИМЭМО РАН Ирина Кобринская, "Лех Качиньский был помешан на вопросе Катыни, поэтому в день трагедии он, возможно, не захотел лететь на запасной аэродром и боялся опоздать к началу торжеств, для него эта церемония была символична, если не сказать, что всем смыслом его политической карьеры". Также не исключено, что Л.Качиньский находился в состоянии сильного эмоционального подъема после речи В.Путина в Катыни /7 апреля – прим ред/, в которой российский премьер осудил "бесчеловечность тоталитаризма". Западные СМИ тогда написали, что В.Путин в Катыни проявил "небывалое мужество".



Возможно сейчас польская сторона надеется, что Москва снова проявит "небывалое мужество" и признает, что крушение Ту-154 под Смоленском произошло по вине российской стороны.



Примечательно, что в августе в самой массовом польском издании – Gazeta Wyborcza – появилось интервью директора Московского Центра Карнеги Дмитрия Тренина. На вопрос журналиста о том, надолго ли хватит Москве терпения выслушивать претензии Варшавы по действиям МАК в ходе расследования причин катастрофы под Смоленском и не рискует ли эта история превратиться во "вторую Катынь", Д.Тренин ответил уклончиво, сказав, что об этом "как раз никто не может сказать". При этом эксперт отметил, что власти России сочли, что не надо отвечать на провокационные заявления неких горячих голов о том, что туман под Смоленском был в тот день искусственный. "Нас не интересуют эти нелепицы, выдвигаемые политиками третьей лиги. Нашим партнером является ваш премьер и новый президент, с которыми мы тоже связываем надежды. К тому же, у России перед собой ясная и четкая задача – модернизировать нашу страну. И тут нужны партнеры, а не глупые споры с ними. Модернизировать нашу страну можно только в сотрудничестве с Западной Европой и США. Поэтому мы, в частности, и игнорируем обвинения за "вторую Катынь", - заявил Д.Тренин.



После таких комментариев экспертов не стоит удивляться тому, что расследования причин катастрофы Ту-154 под Смоленском рискуют превратиться в политическую "жвачку".

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь