«Черные» лесорубы уходят от ответственности

http://www.rabochy-put.ru - Добавил student 5996 дней назад в категорию Происшествия

При советской власти у лесников было любимое выражение: «Лес как бес, шумел и шуметь будет». Нынче леса Смоленщины редеют катастрофически. И судя по обстановке, изменений в лучшую сторону не ожидается.



По существующим правилам лес, точнее самое ценное, что в нем есть, - деловая древесина, продается с молотка. На аукционах. Внешне это выглядит вполне цивилизованно. Победителям конкурса лесхозы и лесничества отводят в лесных угодьях делянки сплошной вырубки или выборочной, так называемой рубки ухода. При этом определяются не только площади леса, но и ориентировочный объем древесины. Казалось бы, что тут неясного? Но это внешне.



На самом деле все обстоит иначе. Получив лесорубочные билеты, частные предприниматели и юридические лица валят лес не только на отведенных участках, но и выпиливают высококачественную древесину в округе, куда перст «хозяина» укажет. Уже без всяких на то документов.



- За последние годы правонарушения, совершаемые в сфере лесного законодательства, на территории Смоленской области стали принимать массовый характер, представляя серьезную угрозу ее экономическим и экологическим интересам, - заявила на пресс-конференции начальник отдела контрольно-методической и информационно-аналитической работы Следственного управления УВД Смоленской области майор юстиции Ирина РЕПНИКОВА.



Раз уж этот вопрос милиция вынесла «на суд» прессы, то дела действительно обстоят плохо.



Вот тревожная статистика.



В производстве следственных подразделений УВД области в 2005 году находилось 245 уголовных дел по незаконной вырубке леса. До суда дошли лишь 48 из них. Остальные приостановлены по причине неустановления лиц, совершивших преступления. В 2006 году было возбуждено 209 таких дел. В суд ушли только 28. За



10 месяцев нынешнего года в производстве находилось 148 уголовных дел, направлены в суд 25. То есть раскрывается не более пятой части преступлений по уничтожению наших лесных богатств.



Так где же собака зарыта? Почему милиция и общество бессильны против преступников?



Одна из причин, по мнению майора юстиции Репниковой, в том, что «преступление, предусмотренное ст. 260 УК РФ «Незаконная порубка деревьев», относится к категории средней и небольшой тяжести, срок наказания по данному преступлению не превышает трех лет лишения свободы».



По максимуму суды практически не наказывают: «черные» лесорубы получают от силы по два года условно. И то в редких случаях, когда подсудимые не возместили ущерб. В основном же губители природы отделываются штрафом. А то и вовсе дела на них прекращаются судами, как ни странно это звучит, за примирением сторон. Между тем «раны», нанесенные преступниками лесу, зарастут не ранее чем через 50 лет - именно таков срок созревания древесины. Государство и экология несут колоссальный ущерб. А виновным все прощается за «примирением».



Но вернемся к раскрытию преступлений, совершенных работниками топора и бензопилы.



- Состав преступления очень сложно доказать. Между незаконной вырубкой леса и ее обнаружением проходит большой промежуток времени, и даже при выезде на место происшествия трудно собрать доказательную базу, - рассказывает начальник отдела.



Нередко работники лесхозов несвоевременно оформляют незаконные рубки леса и сообщают о них в милицию. В правоохранительных органах мало квалифицированных специалистов, специализирующихся на преступлениях этой категории. По закону на место происшествия должна выезжать следственно-оперативная группа, куда входят оперативник по борьбе в сфере экономических преступлений, эксперт и другие специалисты. На практике в лес часто выезжает один следователь.



Что же делать в такой ситуации?



Следствие считает, что правоохранительным органам, работникам леса необходимо принимать кардинальные меры. Но они окажутся тщетными до тех пор, пока не изменится федеральное законодательство.



Ирина Репникова привела наглядный пример. В 2006 году учтенный ущерб от незаконной вырубки лесов составил более 53 миллионов рублей. В нынешнем году - уже более 32 миллионов. По делам, направленным в суд, в этом году нанесенный ущерб составил 5,5 миллиона рублей. Возмещено государству... немногим более 500 тысяч рублей.



Чаще всего спросить за совершенное преступление просто не с кого. Даже будучи застигнутыми на незаконной валке деревьев, лесорубы заявляют, что их нанял человек, имени которого они не знают. Или называют вымышленную фамилию. Их дело, дескать, спилить и погрузить лес. Договор ни-кто не заключает. При таком раскладе закон не позволяет привлечь рабочих к уголовной ответственности. Хотя валят лес не случайные, а специализирующиеся на этом промысле местные жители.



Ворованный лес заготовители обычно далеко не везут и продают на близлежащие пилорамы и в деревоперерабатывающие цеха, которые состоят на учете милиции. Но покарать владельцев и руководителей этих предприятий в уголовном порядке тоже не позволяет закон. Все, что могут они получить, - административное наказание, естественно, несоизмеримое с получаемыми доходами. Поэтому они смело заявляют, что купили круглый лес у неизвестных им людей. Понятно, что это вранье, но как докажешь? При такой ситуации без ужесточения законодательства борьба с «черными» лесорубами ни к чему хорошему не приводит. Зато приносит массу неприятностей тем, кто борется или пытается бороться с этим злом.



- В мае мы проводили проверку по поджогам в Хиславичском районе. Как я уже сказала, там все знают, кто рубит, кто и куда вывозит лес. Но никто не скажет, потому что это сопряжено с угрозой жизни. Неодно-кратно имели место поджоги машин сотрудников местных органов следствия. Им и их близким угрожали. Лишиться частного дома или автомобиля никому не хочется, - справедливо заметила Ирина Репникова.



Впрочем, даже если преступление доказано следствием, судебные перспективы дела сомнительны. Например, в том же Хиславичском районе в нынешнем году обвиняемый по ст. 260 УК РФ возместил лишь часть нанесенного им ущерба.



- Но при этом суд решил снять арест на имущество обвиняемых и возвратить им все автомашины, - отметила Ирина Владиславовна. - К вопросу, почему было принято такое решение, мы еще вернемся и сделаем соответствующие выводы. При ущербе в 1,5 миллиона рублей в доход государства возвращено 50 с небольшим тысяч рублей, и то путем зачета изъятой древесины.



По данным УБОП, преступления, связанные с незаконной вырубкой древесины, особенно в Духовщинском, Монастырщинском, Рославльском и Хиславичском районах, совершают организованные преступные группы. Не случайно после конкретных показаний свидетели по делу о незаконной вырубке леса вскоре отказываются от своих слов. Причина та же - давление, психологическое или физическое, со стороны обвиняемых.



Кроме центральной законодательной и исполнительной власти, которая не торопится что-либо изменить в лесной вакханалии, не очень стремятся к спасению леса и региональные власти. К примеру, в Вологодской области издан закон о сохранности лесов, разработаны нормативные акты, регламентирующие вырубку и вывоз леса. В случае отсутствия полного пакета документов у заготовителя древесины конфисковывают всю продукцию. У нас и этого нет. Есть только намерения.



Милиция проводит рейды, проверки. Нынешней осенью инспектора ГАИ задержали около двух десятков автомобилей с нарушениями в оформлении документации. Но скорее всего, после проверки, как и сотни других лесовозов, они переправляют древесину за пределы нашей области. Безнаказанно.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь