О тайне последнего полета Юрия Гагарина

http://www.rabochy-put.ru - Добавил killer 4828 дней назад в категорию История

Прошло почти 43 года со дня гибели первого космонавта Юрия Гагарина, а завеса тайны вокруг трагического события до сих пор не рассеялась. Появляются все новые версии этой катастрофы века…

Очередная точка зрения о причинах гибели космонавта номер один недавно появилась в британской прессе. Ее авторы считают, что во время полета на учебном истребителе МиГ-15УТИ, пилотируемом Гагариным и летчиком-инструктором Серегиным, произошла разгермитизация кабины самолета из-за незакрытого вентиляционного крана. После этого, следуя инструкции, летчики начали резкое снижение, но, неверно оценив ситуацию, ввели самолет в крутое пике. Оба потеряли сознание, самолет врезался в землю и взорвался.

По сути, англичане подхватили версию Игоря Кузнецова - бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке. Он первый предположил, что в самолете мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины пилоты обнаружили только на высоте 3 - 4 тысяч метров. После этого они попытались резко снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в две тысячи метров, однако быстрый перепад давления вызвал у них потерю сознания.

По этому поводу известный историк авиации Николай Якубович заявил, что есть огромный опыт Великой Оте-чественной войны и войны в Корее, позволяющий сделать противоположный вывод. Летчики, выполнявшие подобные пикирования с высокими скоростями, даже находясь в самолетах с негерметичными кабинами, не теряли сознание и контроль над самолетами. По его мнению, Гагарин и Серегин попали в многоярусную облачность и не смогли правильно сориентироваться в пространстве. «Самолет старый, поэтому, скорее всего, эта трагедия - дело случая. Если бы там не было Гагарина, никто бы сейчас и не вспомнил о катастрофе», - считает специалист. Он отмечает: потери ориентации в пространстве у летчиков во время сильной облачности на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 случались нередко и порой приводили к трагедиям. В документах Министерства авиапромышленности начала 50-х годов зафиксировано несколько подобных случаев.

Этот же авторитетный эксперт отвергает версию, что самолет с Гагариным мог попасть в вихревой след от другого самолета, из-за чего перевернулся и начал падать. «Опыты попадания самолета в путный след проводились неоднократно, но не приводили к опрокидыванию самолета», - напоминает Якубович. Правда, есть и другие факты, опровергающие это мнение.

Довольно часто при обсуждении проблемы всплывает версия бывшего начальника Центра подготовки космонавтов Н.Ф.Кузнецова. По его свидетельству, Серегину в те годы нездоровилось, он жаловался на сердечные боли. В последнем полете во время выполнения виражей ему опять стало плохо, очевидно, вновь случился сердечный приступ. Летчик расстегнул ремни кресла и парашюта. Гагарин, выполняя вираж, не сразу заметил состояние своего инструктора, а тот свалился на ручку управления. Первый космонавт не бросил друга в беде и боролся до конца. Почти десять минут он ходил кругами над деревней Новоселово, что в Киржачском районе Владимирской области. Когда шансов на спасение уже не оставалось, космонавт погиб вместе с инструктором. Впрочем, информацию о плохом самочувствии Серегина опровергали Герман Титов, Алексей Леонов и другие космонавты. В чем-то совпадает с мнением Николая Якубовича версия летчика-космонавта Владимира Аксенова, который вместе с Юрием Гагариным проходил 27 марта 1968 года предполетное медобследование, но полетел на другом самолете. Он уверен: экипаж Гагарина и Серегина совершил ошибку в сложных метеоусловиях и не сориентировался в обстановке, что и привело к трагической развязке. Аксенов уточняет: метеоусловия в тот день были весьма сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

Кандидат военных наук В.Дудин считает, что к трагическому исходу последнего полета Гагарина и Серегина привели несколько причин. Главная - самолет МиГ-15УТИ был далеко не идеальным с точки зрения его устойчивости в воздухе. В документах по его испытанию, а затем в многочисленных актах расследования катастроф и аварий систематически отмечались неустойчивость по крену и предрасположенность к самопроизвольному сваливанию в штопор. Особенно когда под крыльями размещались дополнительные топливные баки, ухудшавшие аэродинамику самолета. Как раз такие баки и подвешивались на «спарке» Гагарина. Вывод подобного самолета из штопора получался далеко не у всех летчиков, точнее, у многих не получался.

И не случайно, по данным «Российской газеты», за пятнадцать лет наиболее активной эксплуатации МиГ-15УТИ ( с 1965 по 1979 год) с этим летательным аппаратом произошло 99 авиационных происшествий: 25 аварий и 74 катастрофы с гибелью людей. Только в 1967 году, всего за год до трагедии Гагарина - Серегина, отмечено 11 авиационных происшествий, в том числе пять катастроф. В 1968 - 1974 гг. ежегодно наблюдалось 5 - 6 трагических исходов на учебно-тренировочных «спарках».

Существует немало версий (на уровне домыслов и слухов), противоречащих официальным источникам. К примеру, не перевелись у нас «знатоки», пытающиеся доказать: пилоты перед полетом пили водку. А когда их якобы не пускали на взлетную полосу, Гагарин повысил на подчиненных голос. Эта «народная» молва легко опровергается: при медицинском обследовании алкоголь в организме членов экипажа не обнаружили.

Кое-кто заявляет, что у Гагарина был конфликт с высшим руководством страны, хотя абсолютно никаких доказательств этой версии не существует. Другие распространяют нелепый слух, мол, первый космонавт сам подстроил катастрофу, сымитировав свою гибель. А после случившегося еще много лет прожил под чужим именем в одном из поселков Оренбургской области, где и погиб на охоте из-за несчастного случая.

Ходит в народе и другая - конспирологическая версия о «советском лунном» заговоре. Согласно ей Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на учебном самолете, а несколькими днями раньше - на новом космическом корабле, запущенном на Луну.

По-прежнему муссируются слухи и о столкновении самолета со стаей птиц или с воздушным шаром-зондом. Поговаривают даже и о том, что в «спарку» попала ракета, запущенная кем-то с земли.

Официальные же выводы специально созданной государственной комиссии таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не указаны) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пилоты пытались вывести машину в горизонтальный полет, но столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Кстати, многие специалисты отмечают серьезные нарушения в планировании полета, неудовлетворительную организацию радиолокационного слежения и неисправность части оборудования. Вот почему профессор Военно-воздушной академии С.М.Белоцерковский и генерал Н.П.Каманин обвиняют генерала Н.Ф.Кузнецова в том, что в той сложной ситуации он мог и должен был отменить полет Гагарина и Серегина. Но он этого не сделал.

Сегодня, как считает большинство экспертов, наиболее близка к истине версия летчика-космонавта России Алексея Леонова, который был членом правительственной комиссии и опирался на исследования профессора С.М.Белоцерковского.

У автора этих строк хранится диктофонная запись выступления космонавта на Гагаринских чтениях в 2008 году. Проясняя ситуацию, Алексей Леонов сообщил: в день авиакатастрофы на аэродроме «Чкаловский» почему-то не работали локаторы высоты и азимута. Одновременно с полетом Гагарина и Серегина в этом же районе поднимался в воздух с аэродрома «Жуковский» истребитель СУ-15. Ему отводилась высота 10 - 12 тысяч метров. Опускаться ниже летчик просто не имел права.

В тот же день в районе города Киржач Владимирской области находилась лунная группа космонавтов во главе с Леоновым, совершавшая тренировочные прыжки на парашютах. Неожиданно они услышали взрыв, а потом характерный хлопок, обычно возникающий при переходе самолета на сверхзвуковую скорость. Интервал между двумя звуковыми эффектами составил 1,5 - 2 секунды. В дальнейшем этот факт для следствия окажется очень важным.

Алексей Леонов на вертолете полетел сначала на аэродром «Чкаловский» и, узнав, что самолет Гагарина не отвечает, направил винтокрылую машину в сторону деревни Новоселово. Там и увидел следы катастрофы.

Вскоре нашли останки Серегина, а от Гагарина - только планшет и портмоне. При этом подумали, что он катапультировался и потерялся. Однако утром обнаружили и останки Юрия Алексеевича, его кожаную куртку и все остальное. Стало ясно: Гагарина больше нет в живых.

Алексей Леонов считает виновником трагедии самолет СУ-15, пилот которого нарушил запрет и с высоты 12 тысяч метров опустился ниже, а затем включил форсаж и ушел на свой аэродром. В условиях плохой видимости он просто не мог видеть самолет МиГ-15УТИ. Мощным потоком реактивной струи самолет Гагарина и Серегина перевернуло. Дальнейшее известно.

В ответ на возражения тех, кто утверждает, будто реактивная струя не может перевернуть другой самолет, Леонов привел такой пример.

В ноябре того же 1968 года в Алма-Ате самолет ЯК-42, не выдержав дистанцию, взлетел на 30 секунд позже ИЛ-76, и его буквально перевернуло. И он упал на землю… Версию Леонова проверили с помощью компьютера, и все подтвердилось. Настораживает, что до сих пор никто открыто не назвал фамилию летчика, пилотировавшего СУ-15.

После гибели Гагарина в Советском Союзе был общенациональный траур. В истории страны это первый случай, когда его объявили в связи со смертью человека, не являвшегося действующим главой государства. Известно также: перед полетом в космос Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо. Долгое время родные и близкие Героя не знали о нем. И только после катастрофы под Киржачем письмо вручили Валентине Гагариной - супруге первого космонавта.

А между тем на страницах периодики и в Сети не прекращается появление новых версий гибели Колумба Вселенной. И справедливо считает Николай Якубович: если открыть исследователям доступ к засекреченным документам, касающимся расследования гибели Гагарина, то прекратятся всякого рода спекуляции о причинах трагедии. Но до сих пор архивные документы не обнародованы и обломки самолета, на котором совершили последний полет Гагарин и Серегин, по-прежнему скрыты от любопытных взоров в одном из секретных НИИ Министерства обороны.



автор: Николай Николаев

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь