В Смоленске развиваются торговые связи между белорусским и русским народами

http://ng.by - Добавил tatyana 4655 дней назад в категорию Общество

В последнее время в наших магазинах все чаще слышны украинская речь или московский говор, все чаще встречаются покупатели с калькуляторами в руках и не разбирающиеся в белорусских купюрах. С высоких трибун уже не раз признавался тот факт, что многие белорусские товары в разы дешевле, чем в соседних странах, и поэтому их массово скупают и вывозят за границу. Причем как иностранные граждане, так и наши. Российская пресса сообщает, что в Брянске, к примеру, нелегальная торговля белорусскими товарами достигла такого размаха, что местные предприниматели вынуждены были обратиться к губернатору за помощью. Ведь нелегалы торгуют и на рынках, и около них, и даже во дворах домов…



Корреспондент «НГ» отправилась в Смоленск, чтобы своими глазами увидеть, как развиваются торговые связи между белорусским и русским народами на обывательском уровне и что привлекает в Беларуси наших восточных соседей.



Дешево и вкусно



— Недавно покупала у мужчины из Бреста с рук колбасу. Он сказал, что приехал в Смоленск к родственникам погостить и заодно привез на продажу три палки колбасы, — еще в поезде соседка по купе, оказавшаяся единственной жительницей Смоленска среди нас, белорусов, не уставала восхищаться нашими продуктами питания. — Он продавал за 90 рублей, так я до 80 сторговала. Думала, раз дешево продает, значит, ерунда какая-то. А колбаса такой вкусной оказалась — пальчики оближешь! Мне даже стало стыдно, что я не дала человеку копейку заработать. Если бы знала, что так вкусно, взяла бы у него все три палки, даже не торгуясь.



По словам попутчицы, найти в Смоленске белорусов, у которых можно купить с рук дешевый провиант, проще простого — они везде. Да и продавец газет на Смоленском вокзале с ходу мне назвала пару точек их ближайшей дислокации — недалеко от автовокзала и около городского рынка.



— Я сама часто покупаю их колбасы, очень вкусные. Белорусы никогда не подводят с качеством, — уверяла меня газетчица. И напоследок дала практичный совет:



— Обязательно торгуйтесь — белорусы охотно скидывают цену.



На каждом шагу — наши



После простого и понятно спланированного Минска сориентироваться в сумбурном по планировке Смоленске, запомнившемся мне обилием рекламы и нестрижеными газонами, оказалось не так-то и просто. Где искать предприимчивых белорусов, я решила уточнить у прохожих. И подошла к молодой женщине, курящей со скучающим видом на бетонном парапете около рынка.



— А что именно вы хотите купить? — неожиданно ответила она вопросом на вопрос. — Могу предложить оршанскую колбасу.



По иронии судьбы первая попавшаяся мне в Смоленске женщина оказалась из Борисова. Людмила возит сюда колбасы раз в неделю, чтобы заработать российские рубли и купить за них в Смоленске доллары. Потому что дома над ней, как дамоклов меч, висит невыплаченный валютный кредит. Сама она предпочитает продавать свои колбасы не на вокзале, а где-нибудь поглубже в городе, около магазинов. Там можно за них больше выручить. А “вокзальные” белорусы для нее как кость в горле — перебивают всю торговлю своими низкими ценами.



Цены и впрямь не сказать чтобы высокие, в среднем от 80 до 150 российских рублей за батон. Это 16—30 тысяч белорусских рублей, если считать по рыночному курсу 200 белорусских рублей за 1 российский (официальный: 180 рублей за 1 рубль). Чаще всего попадаются колбасы второго или первого сорта, салями, сервелат, мясные закуски, сардельки, ветчины. Дорогую продукцию сюда возят нечасто и только на заказ. Сардельки “Инко-фуд” здесь расходятся за 12 тысяч белорусских рублей, 250-граммовый пакетик сметаны от “Бабушкиной крынки” — за 4 тысячи, столько же просят за упаковку творога “Оршанские горки”.



Четыре уставшие женщины предпенсионного возраста, увешанные колбасами, стояли прямо посреди тротуара на пути людского потока с рынка на вокзал. Сперва они готовы были продать мне батон невзрачного оршанского сервелата за 90 рублей (18 тысяч белорусских). Но увидев, что я не заинтересовалась их предложением, сразу же скинули до 80, а потом и до 70 рублей.



— Вот видите, они отдают почти даром, лишь бы дорогу на электричке туда-обратно “отбить”, — едва слышно жалуется мне стоящая рядом недовольная Людмила. — И мы вынуждены из-за таких цены снижать. А еще в апреле, когда я только начинала ездить, продавала колбасу в три раза дороже, чем сейчас. Тогда на этом еще можно было заработать, а теперь конкурентов пруд пруди. Пора с этим бизнесом завязывать...



Сложная дорога к доллару



Надо сказать, что место для торговли белоруски выбрали прямо у магазинчика с отечественными молочными и мясными продуктами. 40-летнюю Надежду, продавца этого магазина, такое соседство, разумеется, не очень радует, ведь они отбирают ее потенциальных покупателей. Получается, что одна и та же банка тушенки у магазина стоит на 14 рублей дешевле, чем в магазине. И смоляне, привыкшие считать каждую копейку, конечно же идут к ним.



— Белорусы у нас в городе и раньше приторговывали, но этой весной их стало гораздо больше, — замечает она. — По сегодняшнему дню не судите — по четвергам продавцов немного, наибольший наплыв по средам, пятницам и субботам.

Разумеется, как и в Минске, в Смоленске запрещена торговля с земли, тем более в неустановленном для этого месте. Везде висят призванные вселять страх в нарушителей предупреждения о неминуемом штрафе в размере 1000 российских рублей (200 тысяч белорусских). Только вот милиции, вернее, полиции (в России милицию уже переименовали), которая следила бы за соблюдением этого запрета, за те несколько часов, которые я провела на рынке, так и не заметила. Хотя местные жители и сами торговцы рассказывают, что периодически стражи порядка их гоняют. Если не оштрафуют, то колбасу забирают...



Приезжают сюда белорусы из близлежащих населенных пунктов, а также из Орши, Витебска, Борисова и даже из Минска. Одни по дороге на отдых в Анапу решили через колбасы “конвертировать” белорусские деньги в российские. Другие на вырученную “россию” покупают сигареты и везут их домой. Для третьих это просто способ перевести свои белорусские сбережения в валюту. Поэтому и сам “навар” для них не так важен.



Замороженные сардельки



Вдоль забора у Смоленского рынка выстроилась целая шеренга нелегальных “предпринимателей”. Кто ягодами и грибами, кто помидорами и огурцами приторговывает, а нашего человека среди них можно вычислить по сумкам и коробкам, из которых торчат палки колбасы и свисают гирлянды сарделек. Жара стоит такая, что со всех пот льется градом, а тут продают “с земли” фарш и кусковое мясо.



— Женщина, неужели вы не боитесь в такую жару покупать мясную продукцию? — не выдерживаю я и пристаю с не дающим мне покоя вопросом к пенсионерке, отсчитывающей деньги за сардельки.



— А чего бояться? — совершенно искренне недоумевает умудренная жизнью жительница Смоленска. — Не было такого случая, чтобы я отравилась. Они же их замораживают, потрогайте!



И действительно, сардельки как будто только что достали из холодильника. Оказывается, чтобы довести их до покупателя в целости и сохранности, перед дорогой продавец продукт замораживает, а на жаре он постепенно оттаивает и долго остается холодным.



Смоляне признаются, что их продовольствие кроме того, что стоит дороже, так и по вкусу уступает белорусскому. Поэтому в городе очень часто встречаются магазины с вывесками “Белорусские деликатесы”, “Белорусские колбасы и молоко”. Еще есть сеть магазинов белорусской косметики и трикотажа, фирменные обувные магазины “Марко”, “Белвест”, наши производители сюда приезжают и на ярмарки.



“Только белорусскими товарами и спасаемся”, — часто слышала от смоленских пенсионеров. К примеру, если заглянуть в обычный супермаркет, то в линейке аналогичных товаров самые дешевые непременно окажутся импортированными из Беларуси — будь то сметана, молоко, творог, куры либо колбасы. Даже хлеб там лежит витебский.



— Хорошо идут молоко, кефир, сливки, сметана. А вот йогурты ваши или творог зерненый берут хуже, — констатируют продавцы.



Конкуренцию по цене нашему молоку может составить разве что российский “Юнимилк”, да и то благодаря продукции своих белорусских заводов.



Уж лучше мы к вам



Однако многие смоляне уже сообразили, что им куда выгодней ездить в Беларусь самим.



— Вот смотрите: у вас самая дорогая вареная колбаса высшего сорта стоит 20 тысяч рублей. А здесь я за ваши 26—28 тысяч куплю неизвестно какую и неизвестно как хранившуюся. В магазине она будет 33 тысячи, — раскладывает мне все по полочкам Ольга Григорьевна, работающая медсестрой в поликлинике. — Мы раньше у ваших покупали, а потом сообразили, что можно и самим в Оршу ездить — до нее ведь чуть больше сотни километров.



Как белорусы ездят на шопинг в украинский Хмельницкий, так смоляне ездят тратить деньги к нам. Собираются по нескольку человек в одну машину, распределяют затраты на бензин — и прямиком до Орши или Витебска.



— Но ради одних продуктов мало кто ездит, ведь у вас еще можно купить косметику “Белита”, трикотаж, кожаные сумки, ремни, портмоне просто по смешным ценам, не говоря уже о белье от “Милавицы”. А за швейной продукцией некоторые у нас ездят даже в Брест и Гродно, — рассказывала собеседница, а у меня создавалось впечатление, что смоляне лучше ориентируются в наших товарах, чем мы сами.



Что и говорить, изделия “Милавицы” здесь стоят действительно заоблачных денег, от которых наш потребитель выпал бы в осадок: бюстгальтер, который я еще пару дней назад видела в столичном ГУМе за 50 тысяч белорусских рублей с небольшим, там уходит за 200 тысяч. По другим моделям разница может составлять 2—3 раза. Однако в этом белье ходят даже смоленские пенсионеры.



Белорусскую одежду ищите на рынке



На тамошнем рынке случайно обнаружила несколько палаток, торгующих детским ассортиментом, в которых выбору одежды от наших “Світанка” и “Любавы” позавидовал бы любой минский универмаг. На этикетках еще сохранились стикеры белорусских магазинов, в которых их и купили смоленские предприниматели. Вернее, скупили. Нельзя сказать, что размерная шкала была полной, но ассортимента хватило, чтобы заполнить платьями, пижамами, шортами, футболками, майками, бельем разных расцветок всю палатку.



На одной такой девичьей майке рядом с магазинным стикером с белорусской ценой “8500” уже стоит от руки выведенная российская — 140 рублей (28 тысяч белорусских рублей). За бело-розовое платье от “Любавы”, купленное у нас за 21 тысячу, у меня уже попросили 350 рублей (70 тысяч “наших”), за платье за 41 тысячу — 400 (около 80 тысяч).



А вот в смоленском фирменном магазине от “Белвеста” цены могут показаться привлекательными даже для белорусов. Стоимость обуви лишь немногим выше, чем в аналогичном минском фирменном магазине на проспекте Независимости, однако скидки куда интереснее. Если у нас сейчас на летнюю обувь цены снижают всего на 30—70 тысяч рублей, то там — на 20—60 процентов. На летнюю коллекцию распродажа уже началась. К примеру, белые женские босоножки у нас еще стоят 346 тысяч, а в Смоленске они уже дешевле как минимум на сотню.



— Сегодня от нескольких покупателей слышала, что они только что из Минска, но ассортимент и стоимость обуви у нас им понравились больше, чем там, — признается продавец магазина Елена.



Кстати, этой весной здесь на 25 процентов выросли продажи. Чем объяснить такую возросшую любовь к белорусской натуральной обуви, в магазине не знают. Однако в сезон — весной, а особенно осенью — здесь уже 18 лет (именно столько работает эта торговая точка в Смоленске) не протолкнуться.



— В магазин просто не зайти. В такие моменты складывается впечатление, что у нас единственный обувной магазин во всем городе, — смеются продавцы.



На обратном пути домой в поезде ехала вместе с пожилой семейной парой из Смоленска. Они собрались в автобусный тур по Европе, организованный через брестскую фирму. Супруги признались, что однажды, купив с земли белорусские сосиски, получили такое сильное отравление, что с тех пор обходят и наших торговцев и их продукцию стороной. Даже в магазинах. За весь день это был первый камешек в наш огород...

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь