Дневник фестиваля "Золотой Феникс": Александр Миндадзе и Сергей Юрский
http://www.smolgazeta.ru - Добавил plaster 4621 день назад в категорию Культура
Фильм Миндадзе, выдающегося сценариста, взявшегося на склоне лет за режиссуру, не только демонстрировался на престижных европейских фестивалях, но даже показывался по телевизору – в «Закрытом показе» Александра Гордона, ставшего оазисом авторского кино на помертвевшем от масс-культуры «Первом» телеканале. Тем не менее, в зал пришло множество людей – нашумевшее кино «про Чернобыль» можно было посмотреть на большом экране.
Встречи режиссёра со зрителями не получилось – даже приветственное слово скомкали, ссылаясь на цейтнот, хотя, в общем-то, ради встречи со зрителями сценарист-режиссёр и приехал в наш город. Как оказалось потом, скомкали напрасно – времени хватило бы с избытком…
Сюжет: 1986 год, 26-27 апреля, Чернобыль. Главный герой, молодой человек, пошедший по «партийной линии», одним из первых узнаёт о взрыве реактора и о смертельной опасности, нависшей над ничего не подозревающим городом. Проклятые партократы запрещают говорить правду, как и было в действительности. Герой пытается поскорее вырваться, уехать, захватив с собой любимую женщину, однако череда случайностей сначала не даёт возможности сесть на поезд, затем сталкивает с бывшими друзьями, «калымящими» в местном ресторане. Ресторан оказывается братской могилой – все, кто в нём безудержно веселится, а также кормит и развлекает погибельную свадьбу в эту субботу, обречены. Пьяные гомо советикусы приступают к выяснениям личных отношений вместо того, чтобы бежать, спасаться. Пир во время чумы.
Единственный вопрос, который я хотел бы задать создателю «В субботу» – почему он снял сейчас именно такой фильм? Формальный повод есть – четверть века Чернобыльской катастрофе, но почему он выбрал таких героев и именно такую ситуацию – кабацкую свадьбу? Ведь помимо свадьбы в этот день много чего происходило. Люди рожали, лечили, строили, хоронили, наводили порядок, работали на дачах, занимались собственными детьми, пекли хлеб, доили коров, ловили преступников, сидели в тюрьме, наконец…
Видимо, чтобы не так критиковали, Миндадзе всё повторяет, что фильм не про аварию – про людей, но почему тогда выбраны именно эти люди – кучка недалёких юнцов, живущих квази-богемными интересами? Почему люди показаны такими приземлёнными – разве сейчас не время для героя? Неужели автор «В субботу» не чувствует нынешнее время и зрительский посыл – сейчас нужен герой спасающий, а не убегающий!..
В какой-то момент фильма мне показалось, что этот фильм – предупреждение, сигнал тревоги, призыв к мобилизации на давно давшем течь «Титанике», но – нет, только показалось: привычная антисоветская чернуха – и только. Казалось бы, сломанный каблук стоил главным героям жизни. На самом деле, по воле автора они давно мертвы, ибо они – не люди, а как бы пародии на людей, заготовки, буратины. (Скажите, кто в фильме «В субботу» нормальный, полноценный человек? Похоже, творческая интеллигенция испытывает чудовищный комплекс неполноценности, причём в отношении собственного народа, а не себя.)
Впрочем, возможно, я не прав – катарсис через захлёбывание возможен: когда закончился фильм, в зале прозвучали аплодисменты. Их было немного, но кому-то картина понравилась, и нельзя не уважать чужое мнение.
Однако в этот день аудитории «Золотого Феникса» был явлен и другой взгляд в прошлое. На мой взгляд, принципиально другой.
Выступление Сергея Юрского имело подзаголовок «Классика и современность», и первое слово оказалось в этой связке более значимым.
Мэтр не стал размениваться на рассказы о себе и ответы на наивные вопросы из записочек – это не передача «Линия жизни». Большой человек спешил рассказать публике о времени, о себе и о ней, публике. Рассказать о том, что любит, что важно, что думает о жизни, что открылось ему, но, возможно, сокрыто от многих…
«Все двигаются так быстро, что перестали замечать друг друга – это особенность сегодняшнего времени. А уж оборачиваться – тем более некогда! Надо смотреть вперёд и говорить: «Вот, это ещё не настоящее, вот, вот – будет, будет настоящее!» Но если бы мы обернулись, мы бы увидели, что позади нас перелом времени, страны, века, тысячелетия – его все пережили, это такая горка, за которую уже и не заглядываем. А там… там тоже была жизнь. И там были люди, очень похожие на нас, с очень похожими проблемами, ошибками, грехами, прозрениями… Мало того, там были вершины – такие вершины, которые сейчас трудно представить. Они были разными, но этими вершинами в частности была классика! То, что мы сейчас называем классикой – литературы, живописи, музыки… Я бы сказал, и классика мысли! Всё было там. И на этих вершинах были пророчества – те вещи, которые навсегда, – и на сейчас, на сегодня. Этот спектакль – поклон Классике. Я вам очень благодарен: на афише объявили, что будет концерт классики, и это вас не отпугнуло», - такими словами начал своё выступление Сергей Юрьевич.
Он читал своего любимого Пушкина, «Весёлых нищих» Роберта Бёрнса, читал собственное стихотворение о времени – превосходное, собственный рассказ об актёрских нравах, которые застал, «Лес» Островского – об актёрских нравах прошлого: пронзительно, с мастерским перевоплощением. Маэстро явно был настроен читать больше, в том числе и Зощенко, но организаторы заторопились открывать звезду. Если учесть, что концерт начался с получасовой задержкой, то у нас отняли полчаса общения с гением.
Боль за человека, любовь и сострадание к так называемому маленькому человеку – мне кажется, это кредо Юрского, его творческое и гражданское завещание той самой современности, упомянутой в афише. Его выступление в этот вечер – это гимн человечности.
В общем порыве зал встал, аплодируя, и это был прекрасный момент единения артиста и зрителей, художника – и толпы, которую он силой своего искусства превратил в сообщество людей. Такое не забывается… Спасибо, фестиваль!
Сергей МУХАНОВ
Смоленская газета
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте
Добавить комментарий