Как школьники Смоленска боролись со словами - «перевертышами» и коварными метаграммами

http://www.rabochy-put.ru - Добавил smol 4544 дня назад в категорию Наука

Знаете ли вы, что из слова «простокваша» можно составить свыше… 200 новых слов – имен существительных? «Аорта», «штопор», «каста», «корова», «сатрап», «росток» - «простоквашный» список можно продолжить! Увлекательным словообразованием (и не только!) занимались участники познавательно-игровой программы «Остров бесценных сокровищ». В отборочном этапе конкурса, стартовавшего в зале «Молодость» на прошлой неделе, приняли участие команды 32 школ Смоленска.

Программа «Остров бесценных сокровищ» проводится в рамках Международного проекта ООН, посвященного десятилетию грамотности. Главные цели лингвистического соревнования – повысить интерес учащихся пятых-седьмых классов к русской культуре и ее основному носителю – языку; любить, беречь и сохранять родную речь, гордиться ее многообразием, гармонией и красотой.

В полуфинал вышли пять самых «подкованных» в плане знания русского языка школьных команд. Экзамен на знание «великого и могучего» успешно выдержали учащиеся 30, 38, 6, 40-й школ и гимназии им. Н.М. Пржевальского, а также пять средних учебных заведений, набравших максимум баллов по результатам пяти состязаний. Ребятам пришлось «сражаться» с коварными метаграммами (это слова, которые отличаются друг от друга одной буквой – например, «луг» и «лук»), а также проявить находчивость в подборе омонимов. Попробуйте-ка с ходу найти слово-омоним в задании «лиса мягко двигалась по выпавшему за ночь первому снегу и наткнулась на еловую ветку». Правильный ответ - «лапа». А «бомбардировка» фразеологизмами даже отличников порой загоняла в тупик!

Многим школьникам «не по зубам» оказалось творческое задание с литературным уклоном – озвучить автора и название стихотворения. Желающим попасть на «Бесценный остров сокровищ» предложили «опознать» несколько слов, вырванных из контекста, и прочесть наизусть поэтические строки из произведений, которые входят в школьную программу. Проблемы возникли с Некрасовым (об отрывок из главы «Крестьянские дети» - поэма «Кому на Руси жить хорошо» - «споткнулись» несколько участников конкурса). А кое-кто даже стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, опираясь на хрестоматийные «кроет», «крутя», «завоет», «дитя», не смог назвать! Видимо, очень сильно испугался аудитории. К счастью, знатоки литературного наследия оказались в большинстве, да и русский язык ребята знают на крепкую «четверку» с плюсом. По крайней мере, так решило строгое жюри под председательством преподавателя русского языка и литературы средней школы №9 Татьяны Максименковой. В состав судейской комиссии вошли сотрудники библиотек и журналисты - обозреватель «Рабочего пути» Анастасия Петракова. Участникам конкурса помогли преодолеть трудности болельщики, которые хором читали слова-перевертыши, склоняли имена существительные и отгадывали загадки.

Полуфинал конкурса «Остров бесценных сокровищ» пройдет в феврале следующего года, в апреле Смоленск узнает имена победителей-учеников, блестяще владеющих русским языком и не понаслышке знающих, что этот предмет ничуть не легче математики. Преподавателей, подготовивших лучшие команды, ждут награды от организаторов конкурса - управления образования и молодежной политики г. Смоленска и МУК «Центр культуры».



автор: Анастасия Петракова

Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь