Собор Cмоленских святых. Старец схим. Никита Рославльский

http://subscribe.ru - Добавил alexshm 4262 дня назад в категорию История

11 апреля 1793 года (29 (23?) марта по старому стилю) скончался глубоко почитаемый рославльский старец схим. Никита.



ПУСТЫHHОЖИТЕЛЬСТВО В РОСЛАВЛЬСКИХ ЛЕСАХ, одно из известнейших в России немонастырских монашеских поселений, существовавшего с середины ХVIII по середину ХIХ вв. на территории бывшего Рославльского уезда в районе сел Заболотье, Екимовичи и Луги. Возникло как следствие церковной реформы Петра I и его последователей, которая, среди прочих мер, предполагала резкое сокращение числа монастырей и монашествующих, введение т.н. "штатов" (монастыри, оказавшиеся "за штатом", не получали никакой поддержки от государства и нередко прекращали свое существование), жесткие ограничения для желающих стать монахами. В результате многие желавшие, но не имевшие возможности вести монашескую жизнь, бежали за границу в монастыри Молдавии и Греции, либо скрывались в глухих лесах Центральной и Северной России. Возникновение монашеских поселений именно в Рославльском уезде обусловлено уединенностью этих мест и в то же время наличием поблизости дорог, ведущих ко многим монастырям Смоленской, Московской, Орловской и Калужской епархий. Точная дата появления отшельников в рославльских лесах и их имена неизвестны. В конце ХVIII в. здесь жило около 30 монахов, среди них отец Никита (умер в 1793 г.), похоронен близ села Екимовичи и чтимый как местный святой; отец Зосима (в миру – Захарий Богданович Верховский, лейб-гвардии поручик Преображенского полка, 1767-1833 гг., основавший впоследствии 2 монастыря и являющийся по некоторым сведениям прототипом старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"). Расцвет пустынножительства в рославльских лесах пришелся на 1811-21 гг., когда в местечке Монахов Ров близ села Екимовичи проживали бывшие московские купцы отец Моисей и отец Антоний (в миру – Тимофей Иванович Путилов, 1782-1862 гг.; поселился здесь в 1811 г. и снискал себе широкую известность как опытный духовник). Его наставлениями пользовались многие местные жители, особенно помещики Броневские, владельцы земель, на которых проживали монахи. В 1816 г. к нему присоединился отец Антоний (в миру – Александр Тимофеевич Путилов, 1795-1865 г.). К этому времени рославльские отшельники были известны далеко за пределами Смоленской губ. В 1821 г. епископ Калужский Филарет направил отцу Моисею и отцу Антонию письмо, в котором просил их возглавить возрождающуюся Оптину Пустынь. Приглашение было принято. В июне 1821г. отцы Моисей иАнтоний и еще два монаха покинули рославльские леса и прибыли в Козельскую Введенскую Оптину Пустынь. Отец Моисей до свой кончины занимал должность управляющего Оптиной Пустынью. Он положил начало знаменитой монастырской библиотеке, большую часть которой составляли его личные книги и книги отца Антония; начал обширную издательскую и переводческую деятельность; ввел в Оптиной Пустыни отработанную во время пустынножительства в рославльских лесах практику старчества, т.е. руководство опытного духовника своими духовными детьми. Эти нововведения положили начало становлению Оптиной Пустыни как крупного духовного центра России ХIХ – начала ХХ гг. После ухода из рославльских лесов отцов Моисея и Антония пустынножительство в них не закончилось. Последний рославльский пустынник, монах Дорофей, умер 13.IХ.1866 г. Лит.: Житие архимандрита Моисея // Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1991; Дубовский С.А. Пустынники Рославльских лесов // Смоленские Епархиальные Ведомости, 1994. – N 4.



Ист.: http://roslavlskie.narod.ru/pustynnozhitelstvo.html
Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь