Успенский собор строили сто лет

http://www.province.ru - Добавил student в категорию История

Создателей храма подвела "экономность". За время возведения строение дважды рушилось



Девятьсот лет назад...



Первый камень будущего храма на Соборной горе был заложен по велению Владимира Мономаха в 1101 году. Причем выражение "первый камень" стоит понимать буквально, ведь новый храм стал единственным каменным строением в Смоленске того времени. Церковь - прародительница нынешнего Успенского собора - не была такой большой и величественной, как современное строение. По размерам она была раза в два меньше. Когда в 1404 году Смоленск перешел во власть княжества Литовского, Соборный храм не тронули, в нем по-прежнему велись службы. В 1514 году московский царь Василий III вернул наш город Российскому государству и в честь этого события слушал в храме обедню. Пятьсот лет стоял нетронутым храм на Соборной горе. Роковым для него стал 1609 год, когда польский король Сигизмунд повел свои войска на Смоленск.



Легенда о гибели храма



1611 год навсегда вписал скромную смоленскую церковь в историю Государства Российского. Польское войско взяло город штурмом. Во время сражения храм был взорван. Российский историк Николай Карамзин так описал это событие: "Россияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением и славой... оставшиеся бросали в огонь все, что имели - драгоценности, и сами с женами бросались, чтобы оставить неприятелю только пепел, а любезному отечеству пример добродетели... И не Польша, но Россия могла торжествовать сей день великий в ея летописях". Впрочем, это всего лишь легенда, хотя никто у смолян их славы не отнимет. Они два года обороняли город, когда вся остальная Россия уже перешла в подданство Польского княжества. И во время последнего решающего боя дети, женщины и старики действительно укрылись в соборе. Вот только храм они не взрывали. Пороховые погреба, находившиеся в склоне Соборной горы, загорелись из-за пожара, вспыхнувшего от пушечных снарядов. В результате взрыва рухнули стены Успенского собора.



Царь обвинил смолян в "гигантомании"



В 1676 году царь Алексей Михайлович издал указ о постройке нового храма на месте уничтоженного и выделил на строительство две тысячи рублей и 700 тысяч кирпичей. Уже через год стало ясно, что полученных средств не хватает. Тогда смоленский архиепископ Симеон обратился к новому царю, Федору Михайловичу, с просьбой о выделении недостающей суммы. Царь рассердился на смолян, которые задумали такое грандиозное строительство (площадь нынешнего собора 43х52 метра). Еще бы - смоленский Успенский собор выше московского Успенского собора почти в два раза. Но так как проект здания уже был утвержден прежним царем, то Федор Михайлович не захотел прослыть скаредным правителем и денег дал. Но было поздно! Мастер Алексей Корольков, строивший собор, решил сэкономить на стройматериалах и отступить от проекта. Он не стал возводить четвертую стену при иконостасе, в результате чего края алтаря не были сомкнуты с капитальными стенами. Алтарь отделился от фундамента, возникла угроза его обрушения. По этой причине стройку заморозили аж до 1712 года.



Прихожане дважды "скидывались" на собор



Новое строительство растянулось на шестнадцать лет, но конца-края ему не было видно. И только в 1728 году, когда в Смоленск прибыл епископ Гедеон Вишневский, дело пошло на лад. Активный церковный деятель, пользуясь своим авторитетом, собрал у прихожан 30 тысяч рублей, а еще три тысячи попросил у царя. Собор начали достраивать, на его крыше засияли семь золотых куполов. Храм наконец освятили, в нем начались службы. Прошло двадцать лет, и Смоленск снова остался без Успенского собора. Рухнул его центральный барабан, повредив остальные главы, а в сводах храма появились трещины. Тогда за дело взялся новый епископ, Парфений Сопковский. Он снова собрал со смолян средства на строительство, теперь уже 45 тысяч рублей, а императрица Екатерина II пожертвовала будущему храму 12 тысяч рублей. На этот раз Успенский собор перестроили, вместо семи куполов у него появилось пять глав. Центральный барабан сделали декоративным - из дерева. В 1772 году смоленский собор освятили второй раз.



Сапожники поклонялись сандалиям Меркурия



Еще одна известная святыня Успенского собора - сандалии Меркурия Смоленского. Предание гласит, что этот храбрый воин со своей дружиной победил полчища татарского хана Батыя и сам погиб в сече. Ему отрубили голову, но он отыскал ее на поле сражения и вернулся в город с вестью о победе, неся голову в руках. За доблестный подвиг Меркурия причислили к лику святых. В Успенском соборе хранились шлем, копье и сандалии воина. На протяжении многих веков смоляне отмечали в конце ноября праздник Меркурия. Смоленские сапожники считали этот день своим профессиональным праздником и даже не выходили на работу. Они собирались в правой части собора, там, где хранились сандалии, и усердно молились. А после праздник продолжался дома у кого-то из изготовителей обуви. Тосты за столом произносились лишь в честь святого Меркурия. Кстати, сейчас в храме остались как раз только эти самые сандалии.



В войну 1812 года французы украли копье, решив, что оно золотое. В 1940-х годах немцы по той же причине унесли из собора шлем Меркурия.



Одигитрия принесла победу России



Славен наш собор не только своим внешним видом, но и внутренним убранством. Здесь хранятся реликвии, известные по всей России. Например, икона Божией Матери Одигитрии, которая украшала еще старый собор в 1101 году. Ее пожертвовал основатель храма князь Владимир Мономах. Четыре века икона находилась в соборе. Затем Смоленск был захвачен Литвой, и чудотворную икону увезли в Благовещенский собор в Москву. Жители города полвека просили московских правителей вернуть святыню и добились своего. В 1455 году по повелению московского князя Василия Темного икону вернули в наш город. В 1609 году Одигитрии снова пришлось отправиться в столицу, это произошло перед осадой города польскими войсками. В Смоленск икона вернулась через сорок лет, поместили ее в Одигитриевскую церковь, так как собор тогда лежал в руинах после взрыва. К сожалению, к тому времени это была уже не первоначальная икона, а список. Его в 1535 году изготовил художник-иконописец Постник Ростовцев. Этот вариант иконы впоследствии стал святыней всей России. Произошло это в 1812 году. К тому времени Одигитрия уже славилась своими чудесными свойствами. Например, первый смоленский историк Никита Мурзакевич в "Истории губернского города Смоленска" рассказывает о чудесном исцелении Одигитрией ельнинского помещика Пассека. Поэтому русские войска, покидая Смоленск в 1812 году, вывезли из горящего города и икону. Накануне Бородинского сражения Одигитрию торжественно проносили по всем войскам и служили молебны, благословляя на бой. После окончания войны она торжественно вернулась в Успенский собор.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь