Максим Щегленко: «Сначала я страшно не хотел идти работать в школу…»

http://smol.kp.ru - Добавил kenguru 4217 дней назад в категорию Наука

Интервью со смоленским педагогом - участником конкурса «Учитель года России - 2012»



Максим Щегленко - молодой учитель истории и обществознания из смоленской гимназии № 4 - в этом году стал участником Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012». Знаменитый конкурс проходил в Липецке. Это неслучайно, ведь именно там работает учитель математики и естествознания Алексей Овчинников, победитель предыдущего конкурса. Хотя в этом году Максиму не удалось стать победителем на общероссийском этапе, из Липецка он приехал вдохновленный и полный творческих планов. «КП-Смоленск» удалось побеседовать с Максимом Викторовичем в его первый рабочий день после его приезда из Липецка. Символично, что это был его профессиональный праздник – День учителя.



- С каким впечатлением о конкурсе вы вернулись в Смоленск?



- Я даже не могу передать, что чувствую: на самом деле, просто фонтан эмоций! Несмотря на то, что я не вошел в число 15 финалистов, все впечатления исключительно позитивные. В Липецке я познакомился с потрясающими, очень интересными людьми. Это учителя, но также среди нис оказались еще и директора, и работники департаментов. Правда, мы узнали мы об этом, когда все уже разъезжались. Между нами не было никаких рамок или границ в общении. Со многими я познакомился еще на установочном семинаре, в конце июня – начале июля. А сейчас мы жили в одном блоке и были так довольны! Каждый день собирались вместе и делились впечатлениями, помогали друг другу, несмотря на то, что в принципе были конкурентами. Когда все закончилось, до слез не хотелось расставаться. Это была такая маленькая особая жизнь, в стороне от работы, дома. Все заботы, которые раньше казались важными, там отступили на второй план, все как-то сгладилось. Очень много положительных эмоций подарила липецкая гимназия №12, в которой мы проводили конкурсные уроки: все досконально было продумано и учтено. Нас хорошо приняли и учителя, и дети - радушие было во всем.



- Вы знали или хотя бы предполагали заранее, какие уроки и классные часы вам придется вести?



- Школа работала в соответствии с ученым планом, поэтому, естественно, мы просто вели уроки по программе. Заранее, еще в Смоленске, можно было только прикинуть, какие темы могут прийтись на это время, но готовиться к конкретным занятиям было бессмысленно. Узнать, на какие темы нужно будет беседовать с родителями и детьми, было вообще невозможно. Это стало известно уже когда начался конкурс.



- Тяжело ли было проводить уроки и беседы с незнакомыми детьми?



- Конечно уроки с «чужими» детьми, в другом, совершенно незнакомом, городе - это сложно. Но дети нам помогали. Они даже говорили: «Ой, да вы не волнуйтесь, у вас все получается!» Город Липецк очень гостеприимный. У нас было и время для экскурсий, например, мы посетили Елец.



- Как было принято решение участвовать?



- Я бы не назвал это решением. Все было как-то спонтанно. Сначала я ни в чем не участвовал, не светился - набирался опыта. А потом два года назад в нашей школе проходила конференция, названия которой я уже и не вспомню. К нам пришли сотрудники управления образования, и директор выдвинул мою кандидатуру для участия в городском конкурсе «Учитель года». Я решил рискнуть. Правда, выступил тогда, на мой взгляд, не очень успешно – занял всего-то третье место. А победила тогда как раз Наталья Викторовна Сухая, а потом на всероссийском этапе она вошла в число пятнадцати лауреатов «Учителя года». Мне в это время предложили пойти на областной конкурс, где я занял первое и получил путевку на общероссийский этап.



- Кто помогал вам готовиться?



- Вы знаете, помогали все. Во всем наставляла и помогала финалистка прошлого года Наталья Викторовна Сухая. В нашем Смоленском областном институте развития образования (бывшем Институте усовершенствования учителей) меня все, абсолютно все поддерживали, каждый со своей стороны. Подключались и люди со стороны, которые случайно узнали о том, что я участвую.



- Подготовка к этому конкурсу, по крайней мере раньше, была связана с большой бумажной работой. Как вы ее одолели?



- Я практик, а не теоретик. Мне больше нравится работать с детьми, нежели заполнять отчеты об этом. На этом конкурсе некоторая теоретизированность есть всегда, но в этот раз меня оградили от нее. Выполнить самую сложную, с моей точки зрения, бумажную работу мне помог институт развития образования. Без помощи его специалистов мне было бы очень сложно.



- Традиционно участники всероссийского этапа конкурса «Учитель года России» встречаются с президентом России или премьер-министром. О чем шла речь на встрече с Владимиром Путиным, на которой побывали вы?



- О наших учительских проблемах. Я, вообще, верю, что если пытаться изменить ситуацию, бороться за то, чтобы наша школа стала лучше, то много можно добиться. В частности, мы пожаловались президенту на огромный документооборот, которым нам приходится заниматься иногда в ущерб детям. И Владимир Владимирович сказал, что понимает нас и что в министерстве образования уже занимаются тем, чтобы облегчить для учителей это бремя, мягко говоря, не совсем связанное с основной, настоящей работой ради наших учеников.



- Максим, а о научной карьере вы не задумывались?



- Еще раз повторю: я не теоретик. Считаю, что я на своем месте: я – учитель. Я работаю там, где мне комфортно, и где у меня что-то получается. Для меня занятия наукой могут быть интересны разве что с точки зрения улучшения своего материального положения, а это не совсем правильно, не думаю, что это выход. Каждый должен быть на своем месте, делать то, к чему у него есть способности. Например, если бы я вдруг оказался директором школы, не могу гарантировать, что работал бы хорошо - это совершенно другая сфера.



- Как вы оказались в школе? Готовились к этому целенаправленно?



- Это довольно сложный вопрос. Вообще, в нашей семье целая династия учителей: у меня и бабушка учитель, и мама учитель. Все историки, почему-то… Даже и в предыдущих поколениях кто-то тоже был учителем. Поэтому я страшно не хотел идти в школу, - улыбается Максим. - Я видел, как работала моя мама в эти «счастливые» 90-е годы. Когда закончил институт, хотел пойти в армию, а потом сделать военную карьеру. Но возьмут ли меня «родину защищать» сначала было непонятно, обследования затягивались. А работать-то было нужно. Поэтому я решил все-таки попробовать себя в учительстве и на время, как тогда думал, устроился в эту школу. Причем никаких смоленских школ я не знал (я сам из Гагаринского района), пришел сюда чисто случайно. Школа меня очень хорошо приняла, коллеги во всем помогали. Вот уже семь лет прошло с тех пор, как я стал учителем.



- Наверное, за это время у вас уже сформировалось своего рода профессиональное кредо…



- Пожалуй, да… Знаете, до конкурса «Учитель года» моим лозунгом была фраза, взятая из романа братьев Стругацких: «Мыслить – это не право, а обязанность». А теперь на другой план вышло нечто иное. И я думаю, что самое главное в школе - это дети.



- Какой вам видится школа будущего?



- Это школа, где хозяева – дети, и все делается ради них.



- Но ведь не все нынешние школьники к этому готовы. Они для этого они должны быть ответственными, целеустремленными…



- Здесь, по моему мнению, вы не правы. Дети – это не взрослые, они ничего никому не должны. Они могут хотеть или не хотеть. А моя задача сделать так, чтобы они захотели учиться. Однако на это нужно время…



- Что вы пожелаете коллегам в профессиональный праздник?



- Я думаю, что здоровья и долгих лет успешной работы им сегодня и так не один раз уже пожелали. Я же хочу, чтобы у них выдалась возможность оторваться от обыденности и суеты, чтобы им, как случилось со мной на этом конкурсе, удалось пообщаться с интересными людьми и вдохновиться для работы и жизни.



Ольга ЕФРЕМОВА

КП Смоленск

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь