Безопасность LADA: работа не останавливается

http://lada.ru - Добавил Ione в категорию Pазное

На АВТОВАЗе работает лучший в стране современный комплекс ударных испытаний. Каждую неделю здесь проводят краш-тесты – испытывают серийные автомобили в целях проверки на соответствие сертифицированному образцу, тестируют перспективные модели и модификации. Копилка знаний об уровне пассивной безопасности LADA пополняется, и как результат – машины лучше защищают своих пассажиров и пешеходов от травм в ДТП.



Комплекс ударных испытаний: лучший в России



Посередине испытательного трека АВТОВАЗа, по которому колесят только что выпущенные машины, стоит неприметное серое здание. Если бы новенькие «Лады», проносящиеся мимо, знали бы, что там, они бы пришли в ужас. Здесь вдоль стен стоят разбитые автомобили. А сердцем неказистого здания является плаха и гильотина в одном лице – лаборатория для проведения краш-тестов. Ежегодно сотня автомобилей отправляется сюда, чтобы никогда уже не выкатиться на дорогу… Но смерть этих машин не напрасна: здесь не только отрабатывается конструкция перспективных моделей, но и ежегодно проверяется качество серийных машин.

Европейские стандарты предписывают производителю проводить инспекционные ударные испытания с целью контроля производственной технологии и качества комплектующих. Руководитель проекта «Пассивная безопасность» дирекции по исследованиям и разработкам АВТОВАЗа Александр Суненков:



– Периодичность определяется из расчета 1 автомобиль, кузов или узел по каждому требованию один раз в год. Серийные автомобили, кузова, и узлы проходят инспекционные испытания на соответствие Правилам ЕЭК ООН № 12-03, 34-02, 94, 95-02, российским ГОСТ28691-90, ГОСТ Р 41.34-2001, ГОСТ Р 41.94-99, ГОСТ Р 41.95-2005 91/662, а также директивам 96/79ЕС, 96/27ЕС. Европейские стандарты предписывают производителю проводить инспекционные ударные испытания с целью контроля производственной технологии и качества комплектующих. Результаты испытаний показывают, что все наши машины соответствуют российским нормам пассивной безопасности, а те модели, которые поставляются в Европу, выполняют европейские требования.



Помимо испытаний автомобилей LADA, на вазовскую «катапульту» иногда отправляются и модели других марок. Это выполняются заказы для автозаводов и автомобильных СМИ. На бетонном кубе, к которому крепятся сминаемые барьеры, висит символическая дощечка, покрытая россыпью фирменных шильдиков со всего мира… После краш-теста автомобиль тщательно осматривают, фотографируют, при необходимости разбирают. И утилизируют – а катапульта и многоразовый манекен ждут следующую машину.

Однако ударные испытания – это не единственный способ проверки безопасности перспективной машины. Учитывая мировые тенденции, АВТОВАЗ активно внедряет математическое моделирование ударных испытаний. Цифровые технологии позволяют с высокой точностью спрогнозировать результаты краш-теста. Применение этой технологии удешевляет и ускоряет создание и доводку новых конструкций.



Расскажем немного о работе, проведенной в комплексе ударных испытаний за последнее время.



LADA Largus



В процессе сертификации для продажи на российском рынке, а также в исследовательских целях автомобиль LADA Largus прошел несколько ударных испытаний. Это обязательный краш-тест на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №94-01 – фронтальный удар на скорости 56 км/час о деформируемый барьер с 40-процентным перекрытием. Также проведен боковой удар на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №95-02 и наезд сзади подвижным барьером на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН №34-02.

При боковом краш-тесте в автомобиль бьет специальная тележка на скорости 50 км/час. Largus с честью вынес это испытание. Двери от удара не открылись. Нагрузка на голову манекена оказалась в 8 раз ниже предельно допустимой. А по критерию травмирования таза Largus выполняет евронормы с троекратным запасом.

Что касается удара сзади, то 7-местный LADA Largus способен защитить своих седоков: после столкновения на скорости 36 км/час сохранена целостность салона, фиксация сидений не нарушена. Стекла боковых дверей и дверей багажного отделения не повреждены. В неприкосновенности остался и топливный бак: он надежно защищен элементами подвески и запасным колесом.



Общий итог испытаний: результаты не просто положительные – автомобиль с запасом выполняет законные требования по безопасности. Largus был допущен к продаже на территории России.



Европейские нормы безопасности – это жизненно необходимый закон для всех автомобилей LADA. Однако АВТОВАЗ проводит немало работ вне рамок действующих требований. Как и другие модели LADA, Largus в экспериментальных целях был разбит и по более жестким, чем Правила ЕЭК ООН, условиям программы EuroNCAP – фронтальное столкновение производится на скорости не 56 км/час, а 64 км/час. В итоге получена оценка 8,32 балла, что практически повторяет результат зарубежного прототипа – Dacia Logan MCV (фронтальный краш-тест румынского автомобиля по условиям EuroNCAP в 2005 году показал также 8 баллов).



LADA Priora



LADA Priora стала первой моделью АВТОВАЗа, на которой водительская подушка безопасности устанавливается вне зависимости от комплектации. Сегодня АВТОВАЗ продолжает работу над повышением пассивной безопасности этого семейства. В последнее время LADA Priora получила крепления детских сидений ISOFIX, передний бампер и капот были доработаны под европейские требования по защите пешехода. LADA Priora стала первым российским автомобилем, который омологирован на соответствие Правилам ЕС по защите пешеходов (№ 78/2009EC).

Во втором полугодии 2013 года АВТОВАЗ произведет фейслифтинг автомобилей LADA Priora. В рамках обновления головные фары получат такую полезную вещь, как дневные ходовые огни. Это позволяет водителю избавиться от ежедневной операции контроля – включены ли фары во время движения. Стоит ли говорить, что в современных условиях плотного движения дневные огни существенно снижают риск аварии! Автомобиль с яркими огнями гораздо боле заметен не только в сумерках или пасмурную погоду, но и днем.

Задние фонари LADA Priora получат светодиодные секции – как известно, они светят ярче, чем лампы накаливания. Внедрение светодиодов улучшает и общий энергетический баланс автомобиля.



LADA Granta



Недавно в продажу вышла LADA Granta в комплектации «люкс». Эта наиболее безопасная версия в семействе оснащается подушками безопасности водителя и переднего пассажира; передние ремни безопасности снабжены механизмом предварительного натяжения, который позволяет избежать травм грудной клетки от удара резко заблокировавшимся ремнем.

Автомобиль оснащен креплением детских сидений ISOFIX, так же как и Приора омологирован на соответствие Правилам ЕС по защите пешеходов (№ 78/2009EC).



Насколько «люкс» безопаснее «стандарта» или «нормы»? Автомобиль в комплектации «стандарт», как известно, получил по методике ARCAP 2 «звезды», прогноз относительно комплектации «люкс» – 3 «звезды». Прогноз основан на итогах краш-тестов, проведённых в лаборатории АВТОВАЗа по условиям EuroNCAP.

Кстати, выход «люкса» – не последний шаг по повышению безопасности LADA Granta. В рамках развития проекта внедряются боковые подушки безопасности – с этой опцией автомобиль получил 11,8 балла при экспериментальном ударе по условиям EuroNCAP.



Боковые эйрбеги: новый уровень безопасности LADA



Важная система безопасности, определенная к внедрению на автомобилях LADA (Granta, Kalina, Priora), – это боковые подушки, встроенные в спинки передних сидений. Боковые подушки предлагаются в качестве опции к комплектации «люкс». Принцип работы бокового эйрбега такой же, как у фронтальных подушек. В автомобиле имеется блок управления, содержащий датчик замедления, в случае опасного замедления (читай – столкновения) блок анализирует сигнал и по специальному алгоритму мгновенно определяет, требуется ли раскрытие эйрбега. В случае положительного ответа воспламеняется пиропатрон, в результате образуется газ, который и надувает боковую подушку. Однако расстояние между боковой поверхностью автомобиля и водителем (или пассажиром) сравнительно невелико, поэтому необходимо более быстро принимать решение о необходимости срабатывания подушки. Для этого в районе центральной стойки кузова размещен специальный боковой датчик замедления.

– В ходе разработки новой системы безопасности автомобиль проверялся по двум стандартам, – рассказывает Александр Суненков. – Это требования EuroNCAP: боковой удар тележкой на скорости 50 км/ч, – и, естественно, законодательные требования ЕЭК ООН, а именно Правила № 95-02 (50 км/час). Согласно правилу ЕЭК ООН, в автомобиль со снаряженной массой помещается инструментированный манекен EuroSIDII. На скорости 50 км/час в автомобиль врезается тележка массой 950 кг с деформируемым барьером (состоящим из алюминиевых сотоблоков). Результаты всех испытаний – положительные. В среднем по наиболее травмоопасным зонам (голова, грудь) с использованием боковых подушек безопасности нагрузка снижается в 1,5-2 раза»



В связи с объединением с Альянсом Renault-Nissan АВТОВАЗ выводит работу над пассивной безопасностью на новый уровень. Александр Суненков: "В ходе реорганизации структуры службы вице-президента по техническому развитию изменились и функции испытательных подразделений, и в частности отдела пассивной безопасности. Если раньше нашей задачей было проведение испытаний и выдача рекомендаций, то теперь стоит задача обеспечить выполнение потребительских свойств. Иными словами, пассивная безопасность закладывается как важнейшее качество автомобиля - еще на этапе проработки концепции. Поэтому на самых ранних стадиях развития проектов специалисты по безопасности участвуют в работе проекта: изучают маркетинговый заказ, транслируют требования потребителя в технические параметры, составляют технические требования, предлагают технические решения для выполнения заданных параметров, мониторят процесс проектирования, участвуют в решениях спорных вопросов. Кроме того ведется большая научно исследовательская работа. Изучаются новые методы испытаний автомобилей, исследуются перспективные технические решения. Уровень компетенции наших специалистов достаточно высокий, поэтому ведется много совместных работ с инофирмами. Отдел пассивной безопасности участвует в разработке удерживающих систем с различными инофирмами".



Комплекс ударных испытаний АВТОВАЗа – самый современный в России. Здесь было проведено более тысячи различных краш-тестов. Через эту лабораторию прошли все вазовские модели, также здесь выполнялись заказы других российских и зарубежных автозаводов. Сегодня здесь действует два разгонных стенда – катапульты. Так называемая большая катапульта предназначена для испытаний автомобилей методом фронтального, бокового удара и наезда сзади. На малой катапульте ведется отработка узлов автомобиля при инерционных нагружениях замков дверей, сидений. Кроме того, в лаборатории есть комплект «детских» и «взрослых» манекенов с калибровочными стендами, скоростные видеокамеры со специальным освещением, аппаратура для регистрации, накопления и обработки электронных сигналов, многочисленные стенды для испытаний кузова и узлов автомобиля (ремней безопасности, интерьера, сидений, рулевых колес, замков, зеркал, бамперов и другое). Вазовская лаборатория сертифицирована и протоколы испытаний, проведенных здесь, являются документами международного значения.



С ростом автопарка России количество ДТП ежегодно растет. Так, в 2012 году оно увеличилось на 1,9%. При этом количество погибших в ДТП практически не изменилось – увеличение составило всего 0,1%. Однако снизилась тяжесть последствий ДТП. Если в 2011 году на 100 пострадавших приходилось в среднем 10 погибших, то в 2012 этот показатель составил 9,2. Снижение тяжести последствий ДТП во многом связано с растущей безопасностью автомобилей. Учитывая доминирующую долю автомобилей LADA, заслуга новых систем безопасности в вазовских автомобилях несомненна. Принципиальное решение руководства компании оснащать все новые модели как минимум водительской подушкой безопасности спасло уже не одну жизнь.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь