Журналист "Смоленской газеты" Оксана Сойко взяла интервью у Виктора Дятликовича

http://www.obcom.cc - Добавил v.v. в категорию Политика

Журналист "Смоленской газеты" Оксана Сойко взяла интервью у Виктора Дятликовича, автора статьи "Всё в семью" о деле "Медтехники" в журнале "Русский репортер". Читаем: http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/17/qa_maslov/.

ачем журналисту нужно было общаться с журналистом, из получившегося материала?



КАК СТОЛИЧНЫЙ ЖУРНАЛИСТ "КОПАЛ" ПОД СЕМЬЮ ЭКСГУБЕРНАТОРА







Корреспондент отдела политики популярного нынче журнала "Русский репортер" Виктор Дятликович сразу согласился на интервью для "Смоленской газеты". После выхода его статьи "Все в семью", опубликованной в майском номере "Репортера", у многих смолян, кому повезло ознакомиться с данным материалом (журналы из киосков исчезли мгновенно, а Интернет есть не у всех), возник ряд вопросов. Это интервью - попытка заполнить некий пробел.



- Виктор, как родилась идея этого материала? К вам кто-то специально обращался? Или вы сами узнали факты, которые вас привлекли в ситуации со Смоленской областью?



- Мы постоянно контактируем со многими российскими общественными организациями, с правоохранительными органами и постоянно ведем тему коррупции в органах власти. В один из моментов среди таких тем появилась и Смоленская область. Мы тогда готовили совместный материал с Антикоррупционным комитетом (НАК), и Кирилл Кабанов, когда я спросил, что их больше всего волнует, какие темы и российские регионы, он мне предложил посмотреть, что происходит в Смоленской области. Мы тогда заинтересовались этой темой и начали ее "копать". Редакция поддержала меня. Обычная практика: я заявляю тему, и если она нравится редакции - дерзай.



- Приехав в Смоленск, вы уже заочно знали людей, с которыми будете встречаться?



- Ну, конечно. Сначала я посмотрел все материалы в Интернете, потом какие-то документы я смотрел в Антикоррупционном комитете. Разумеется, я связался со всеми людьми, которые имеют отношение к этой теме. Со смоленской прокуратурой связался еще недели за полторы до командировки, затем с УФСБ. Прокуратура отказалась давать какие-либо комментарии, УФСБ ограничилось тем, что предоставило нам пресс-релиз, то есть у нас официальных комментариев было минимум. Несколько дней я настойчиво просил у руководителя Следственного комитета Маркова интервью, но он отказал, сославшись на то, что следствие еще не завершено.



- Пресс-релиз УФСБ о чем?



- По делу "Медтехники". Мы отталкивались именно от этого дела, и уже потом в процессе написания статьи все это обросло другими подробностями.



- Какое впечатление произвели на вас люди, с которыми вы общались в Смоленске, и сама ситуация в области? Что-то удивило?



- Я слишком долго занимаюсь журналистикой, чтобы меня что-то удивляло, а все впечатления о людях есть в статье. По Смоленской области что можно сказать? Бросилось в глаза, что есть большое недовольство людей прежней властью. Если сравнивать с подготовкой других каких-то материалов, то очень часто случается, что люди не готовы разговаривать на определенные темы. Либо они запуганы, либо другие причины. В Смоленске этого не было, и, как мне кажется, прежде всего потому, что недовольство достигло той степени, которая позволяет людям не бояться говорить - накипело. А некоторые представители силовых структур, отказываясь от официальных комментариев, неофициально все-таки встречались со мной, беседовали не под диктофон и пытались подсказать, в каком направлении лучше "копать". У меня было две командировки в Смоленск, в общей сумме я там был четыре или пять дней.



- А с Виктором Масловым где вы встречались?



- В Москве. Через пресс-службу Совета Федерации мы отправили ему вопросы. Он их почитал и пригласил нас к себе, я с ним довольно долго общался. То интервью, которое вышло в итоге, значительно меньше всей нашей беседы. Кстати, он достаточно оперативно отреагировал на нашу просьбу, очень быстро. И довольно подробно пытался объяснить свою позицию… Вы же понимаете, что ситуация в Смоленской области не единична. Когда мой коллега на днях летел во Владивосток в командировку, он дал почитать мою "смоленскую" статью человеку, который сидел с ним рядом, и этот бизнесмен сказал: "О! У нас то же самое, только еще круче!". Во Владивостоке сейчас расследуется дело, где проходят 50 объектов госсобственности, которые местные чиновники кому-то продали за сомнительные деньги. Та же ситуация на Алтае, где возбуждено несколько уголовных дел в отношении региональных чиновников, замов губернатора и т. д. То есть нельзя сказать, что Смоленск - это что-то особенное. Мне этот пример был интересен тем, что даже в такой небогатой области, где, казалось бы, трудно "развернуться", происходят сомнительные с точки зрения закона вещи, когда чиновники за смешные деньги продают госсобственность своим родственникам. Это характерно для большинства регионов, просто Смоленск мы выбрали как один из примеров.



- Ваши впечатления от встречи с Масловым?



- В чем-то у него есть своя логика. Когда я его слушал, я это четко понимал - логика есть. Его родственники занимаются бизнесом? Но не могут же они умирать с голоду! Но мы должны еще чего-то требовать от государства и в законодательном порядке, и в том, чтобы следить за исполнением этого законодательства. Если есть закон о том, что все нужно продавать по конкурсу, с аукционов и т. д., то государство должно четко требовать и добиваться исполнения этих законов. Чтобы не было такого - кто-то допускается до конкурса, а кто-то нет. И чтобы не было так: конкурс прошел, вроде бы все по закону, и губернатор это подтверждает, но у нас остается как минимум сомнение морального плана, если не юридического. Например, каким-то волшебным образом аукцион на квартиру прошел, а владельцем этого жилья стал заместитель губернатора. Даже если этот факт будет признан абсолютно законным, все равно останется червячок сомнения - почему именно зам губернатора? Что это был за аукцион? Если из Москвы последует все-таки какой-то ясный сигнал о том, что правоохранительные органы должны более жестко контролировать законность проведения таких аукционов и конкурсов, тогда мы сможем большего требовать с местной исполнительной власти.



- Вот пройдет суд по смоленской "Медтехнике"...



- И, думаю, не будет осужден ни один из родственников Маслова, они лишь косвенные персонажи. В статье я привожу пример: коррупция - не прямое принуждение, это может быть и звонок другу... Есть специальные статьи в международных Конвенциях по борьбе с коррупцией. Если в России кто-то чист в этом смысле с точки зрения российских законов, то с точки зрения Европейской Конвенции вроде бы не так уж и чист. Вот это несоответствие надо устранять, конечно.



- Некоторым смолянам показалось, что написанная вами статья могла бы быть смелее и сильнее, вы могли бы раскрыть эту тему "больнее", что ли.



- Получилось так, что мы во многих случаях пользовались не фактами, а мнениями. По тому же делу "Медтехники" еще нет приговора суда. У нас есть отчет счетной палаты, но до документов следствия нас не допустили. Будет приговор - можно будет делать иные выводы, говорить о том, что уже доказано. По тому же "Тасис-Агро": ситуация с сыркомбинатом и Гусевым по арбитражным судам спорная, поэтому мы особенно и не настаивали на комментариях.. Еще мы были ограничены объемом журнала, да и цель была немного иная - мы хотели описать не только конкретную смоленскую ситуацию, но через эту ситуацию показать проблему семейственности во власти. Может, мы копнули глубоко, но если всю эту ситуацию расписывать в статье, она была бы в пять раз больше и не настолько интересна читателям из других регионов. Впрочем, люди, которые эту статью читали, понимают, что за этим стоит, что это только верхний слой, верхушка глыбы.



- Будете дальше отслеживать смоленскую ситуацию?



- Когда пройдет суд, собираемся вернуться к этой теме.







Непонятно, но ясно, что что-то в этой затее редакции не срослось: публикация в "Смоленской газете" не появилась, а текст был передан Смоленскому Обкому. Не исключено, что предполагалось в какой-то степени обелить экс-губернатора Виктора Маслова, духовного отца и основателя издания, тем более, что в последнее время эти попытки, предпринимаемые разными людьми и в различной форме) все больше бросаются в глаза, а сам Маслов чувствует себя настолько уверенно, что публично критикует деятельность новой администрации.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь