Сергей Антуфьев: «Высокая планка заставляет брать большую высоту»

http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster в категорию Бизнес и экономика

Начало нового года ознаменовалось принятием целого ряда региональных законов социальной направленности. Начало нового политического сезона будет не менее активным и не менее новаторским. Только теперь речь пойдет о придании совершенно нового импульса развитию экономики региона.

Если ознакомиться с новыми долгосрочными целевыми программами, подготовленными департаментом экономического развития и торговли администрации Смоленской области, напрашивается вывод, что команда Антуфьева настроена на решительные перемены. Имеются в виду и беспрецедентные для Смоленской области меры по поддержке малого и среднего предпринимательства, и разработка концепции программы развития точек экономического роста, и детальная проработка мер по повышению инвестиционной привлекательности региона. Понятно, что для решения поставленных задач от администрации потребуется совершенно иной темп работы. Смогут ли чиновники перестроиться под новые требования? О перестройке работы в структурах власти, о новых задачах и путях их решения мы поговорили с губернатором Смоленской области Сергеем Антуфьевым.



Выбора у нас нет

- Сергей Владимирович, трудно ли Вам ломать устоявшийся в коридорах власти разного уровня настрой на неспешную работу?

- Конечно, «ломка» происходит не так просто и не так быстро, как хотелось бы. Но здесь очень важен психологический момент. Дело в том, что после обнародования «Стратегии 2020», после выхода Указа Президента об оценке эффективности деятельности региональной власти, все чиновники должны уяснить простую истину – если хочешь быть востребованным, работай эффективно. Нынешняя ситуация не оставляет никаких шансов работать «по старинке», она диктует нацеленность на результат. И если кто-то думает, что достаточно просто «приходить на работу» и совершать какой-то бумагооборот, такие чиновники завтра окажутся за бортом, я об этом предупредил сразу. Не скажу, что у всех управленцев моментально произошел перелом в сознании. Но постепенно понимание того, что спрос и личная ответственность напрямую увязываются с результатами работы, все-таки появляется. Причем речь сегодня идет не о каком-то размытом позитивном результате (мол, здесь мы немного добавили, и это хорошо), речь идет о конкретных установленных планках по каждому из направлений. Это не общие установочные критерии, а цифровые показатели, определяющие качество жизни населения. И для того, чтобы нам выдержать темп, заданный руководством страны, поддержанный партией «Единая Россия», каждый на своем месте должен понять и принять, что нынешние темпы развития, заданные в «Стратегии 2020», должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. В этом смысле выбора у нас нет. Сегодня есть требование, что к 2012 году регионы должны строить не менее квадратного метра жилья на одного жителя, сегодня есть требование об обеспечении всех районов газом (в этом году данный показатель должен быть не менее 74%), есть ряд других требований, и мы должны выдерживать эту планку. Конечно, есть определенные сложности, связанные с тем, что приходится стремиться к заданным показателям, перекрывая низкие темпы прежних лет. Скажу, что по определенным направлениям деятельности мы отстали на 3-4 года.

- Какую из заданных планок будет взять сложнее всего?

- Самым сложным для региона будет обеспечение норматива по вводу жилья. Это потребует оперативного решения комплекса задач: не только увеличения строительных мощностей, но и выделения земельных участков, и обеспечения площадок под застройку инженерными коммуникациями. Пока эти вопросы системно не решались, поэтому у региона весьма слабый показатель по данной позиции – мы строим лишь треть от требуемых нормативов. Непросто нам будет выходить и на общероссийский показатель газификации, потому что на сегодняшний день в Смоленской области три района вообще не имеют газа. Будем работать «вдогонку», выполняя требования по производству молока и мяса. В животноводстве придется много наверстывать по восстановлению продуктивности и поголовья. Прежде всего, мы поставили перед собой задачу компенсировать тот спад, который образовался в прошлом году. Но в целом эти показатели будут смотреться достаточно скромно. Безусловно, у меня есть понимание, что очень сложно объяснить свое старание, если поставленная планка не достигнута, пусть даже по причинам, от тебя не зависящим. Есть понимание, что будет непросто. Но есть и нацеленность на результат. Поэтому очень важно, чтобы все главы муниципальных образований осознали, что время разговоров и уговоров прошло. Надо заниматься конкретным делом. Будем соответствовать среднероссийским показателям по качеству жизни в регионе – сработали эффективно. Нет – надо отвечать.

- Есть ли это понимание у всех членов Вашей команды? И есть ли такое понимание у муниципальных глав, которые, в общем-то, никоим образом не зависят от показателей, которые выдает район – их народ избрал. Их судьба зависит исключительно от того, насколько успешно они проведут очередную избирательную кампанию.

- Сегодня, к сожалению, даже с некоторыми членами команды мне приходится по нескольку раз обсуждать свои требования относительно решения поставленных перед ними задач. Пока еще существует тяга к тому, чтобы оперировать таким общим показателем, как прирост к уровню прошлого года. Но что такое этот «прирост», если в прошлом году был провал?! В чем тогда эффективность? К примеру, пришлось жестко корректировать планку, которую поставили управленцы нашего строительного комплекса: дать прирост 10%. То есть, если мы раньше строили 0,3 метра на человека, теперь будем стремиться к тому, чтобы выйти на показатель 0,33? Такие «стремления» не выдерживают никакой критики! Если говорить о главах муниципальных образований – к сожалению, есть еще целый ряд руководителей (и их немало), которые пока вообще не поняли, что пришло совсем другое время. Что от них требуется не просто прилежание в работе, а умение достигать определенных результатов.



Крупных инвестиций не боимся

- В долгосрочной программе по формированию и развитию точек экономического роста Смоленской области заложено интенсивное развитие промышленного комплекса на территории региона. В то же время у нас всегда были проблемы с лимитами газа. Выдержат ли выделяемые области объемы бурный рост предприятий промышленности?

- Встреча с Алексеем Борисовичем Миллером вселила в меня определенный оптимизм. Реальный запрос Смоленской области на сегодняшний день будет удовлетворен в полном объеме. Что касается появления новых предприятий, думаю, что если мы будем продолжать сотрудничать с Газпромом в том режиме, как это происходит в этом году – то есть в режиме постоянного контакта с департаментом регионального развития «Газпрома», с другими его структурными подразделениями – поверьте, мы сможем решать вопросы по дополнительным лимитам газа. Скажу, что мы не боимся активного притока инвестиций в промышленный комплекс. К тому же, Смоленская область располагается не так далеко от магистральных газопроводов, чтобы требовались большие капитальные вложения на строительство новых отводов газопроводов. Поэтому, в отличие от удаленных регионов, в нашей области проблем с доставкой газа не существует. В то же время, разрабатывая инвестиционные площадки на территории области, мы уже проводим работу, чтобы никаких вопросов с подведением туда газа не существовало.



Конкурентные преимущества - в инвестиции

- Какой объем инвестиций в экономику Смоленской области предполагает программа развития «точек роста»?

- Эта программа рассчитана на три года. Общий рост объемов инвестиций, которые мы планируем привлечь в экономику региона через формирование и развитие точек экономического роста (а на их базе планируется создание индустриальных парков и соответственно, организация подготовленных площадок для промышленной застройки), должен составить порядка 27 миллиардов рублей. В этом направлении ведется очень активная работа, и я надеюсь, что Смоленская область в конечном итоге сможет эффективно воспользоваться имеющимися конкурентными преимуществами. Говоря о конкурентных преимуществах, я имею в виду энергообеспеченность, насыщенность квалифицированными кадрами, близость к Москве, наличие транспортных коридоров Москва-Минск и «Смоленск – Рославль – Брянск». Кроме того, с целью развития транспортной инфраструктуры мы планируем реконструкцию аэропорта «Южный» для пассажирских перевозок. Есть еще одно направление, которому мы уделяем внимание, учитывая предстоящее интенсивное развитие промышленного комплекса. Мы уже сейчас озабочены проблемой подготовки кадров для новых предприятий, поэтому систему профобразования приводим в соответствие с запросами рынка труда. Надеюсь, еще одним нашим конкурентным преимуществом станет также эффективная система государственного управления на территории Смоленской области.



Структурная перестройка

- Помимо развития промышленного комплекса, делалась ли ставка на иные направления?

- Безусловно. Мы учли, что в связи с удорожанием ресурсов в столице, из Москвы будут последовательно выноситься обработка крупногабаритных грузов и транзитных перевозок. Отсюда вытекает целесообразность создания мультимодального транспортно-логистического центра в Вяземском районе. Как известно, Вязьма – это крупный пятилучевой узел автомобильных и железных дорог с развитой инфраструктурой. И открытие такого центра позволит оптимизировать территориальное развитие объектов транспортно-логистического обслуживания международных и межрегиональных грузоперевозок и интегрировать Смоленскую область в единую транспортно-логистическую систему России. Кроме того, развитие логистического центра будет иметь большое значение и для наших предприятий промышленности. Это позволит существенно оптимизировать их издержки по доставке продукции на соседние рынки, расширить объем рынка сбыта, поможет наладить связи с потребителями в соседних регионах. Это большой, многоуровневый проект. Объем инвестиций для строительства и запуска центра в эксплуатацию составит около 900 миллионов долларов (с учетом того, что 400 миллионов долларов потребует создание индустриального парка).

Еще одно важнейшее направление – это реализация туристического потенциала в рамках стратегии развития области на период до 2020 года. Учитывая, что наша область обладает значительным потенциалом, мы планируем развитие туристско-рекреационных зон. При этом ставка делается на то, что капитализация туристического потенциала может стать одним из важных направлений развития области. Мы наметили создание нескольких участков для развития рекреационного и природно-экологического туризма.

- Если ознакомиться с разработанными концепциями, проектами долгосрочных программ развития экономики по самым разным направлениям, смоленскую экономику ожидает кардинальная структурная перестройка.

- Вы совершенно правильно заметили - структурная. И реализация структурной перестройки предопределяет целенаправленную политику инвестиционного роста. У нас есть понимание, что рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих подъему промышленного производства, решению проблем обновления технической и технологической базы, изношенности основных фондов в промышленности. Без инвестиций модернизацию экономики провести невозможно. То есть, мы опять возвращаемся к задачам, обозначенным в «Стратегии 2020».



Не пустые декларации

- Когда внутри команды шло формирование и постановка таких амбициозных задач, не было опасения: а вдруг не справимся, может, «сбавить обороты»? Инвестиции только в один из целого ряда разработанных проектов – 900 миллионов долларов. Без опасений оперируете такими цифрами?

- Я вообще придерживаюсь того, чтобы изначально ставить высокую планку и стремиться ее преодолеть. Кроме того, все цифры не с потолка взяты. Мы ставим перед собой задачу, а затем в процессе детальной проработки определяем пути решения и необходимые ресурсы. Высокая планка – это стимул к взятию высоты.

- Сергей Владимирович, из того, что сделано Вашей командой за этот неполный год, что бы Вы выделили прежде всего? О чем можете сказать: а вот это мы неплохо придумали? Если можно, назовите три «крепких позиции» губернатора Антуфьева.

- В первую очередь – это блок принятых нами социальных законов. Прежде всего, я имею в виду закон о региональном материнском капитале и закон поддержке ветеранов, инвалидов и участников войны (в части оплаты расходов за электроэнергию). Во-вторых, меня радует, что люди поверили в наше намерение серьезно заниматься сельским хозяйством. Не просто поверили, но и увидели, что озвученное мною решение возродить село – не пустая декларация, а реальные дела. Увидели, что намерение по возрождению АПК Смоленской области подкреплено значительным увеличением бюджетной поддержки. Третья позиция – разработка программы реальной поддержки малого и среднего предпринимательства. И еще: тот факт, что к нам сейчас идут инвесторы, говорит о том, что власть в Смоленской области стала более открытой и более понятной.



Александр Логутов, первый заместитель губернатора Смоленской области:

- Губернатор ставит конкретные задачи, которые вытекают из «Стратегии 2020». Кроме того, есть 43 критерия, по которым будет оцениваться работа Администрации области. И это не просто критерии, это наглядные показатели самочувствия региона: активности бизнеса, уровня жизни и комфортности проживания в нем. За каждым показателем стоит конкретная работа, вернее, конкретный результат работы всех структурных подразделений Администрации. Поэтому в первую очередь мы занялись организацией работы Департаментов и Главных Управлений, которые и должны вырабатывать пути решений тех задач, которые ставятся губернатором на повестку дня. Хочу сказать, что с появлением критериев оценки деятельности региональной власти работа приобрела более системный характер. И главное, возросла ответственность каждого члена команды. Потому что спрос теперь идет не просто за работу, а за ее результативность. Кроме того, скажу, что определенная Указом Президента методика определения эффективности работы региональной власти выводит на поверхность эффективность работы не только губернатора, но и каждого члена его команды. Эта методика диктует более активную работу в регионах. Ведь сегодня нет проблем с финансированием на федеральном уровне. Но, чтобы рассчитывать на федеральные средства, нужно иметь свои наработки и готовность финансировать их из бюджета на паритетных условиях. И в этом смысле важна эффективная работа каждого управленческого звена на региональном уровне. Если кто-то не может результативно действовать, значит, он, видимо, занимается не своим делом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь