Сигналы в пустоту

http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster в категорию Общество

«Все чаще будете вы встречать людей,

которые глаза имеют, да не видят,

уши имеют, да не слышат»

Ванга



В театре, когда требуется создать гул толпы, актеры массовки, как правило, тихим голосом повторяют одну фразу: «А что говорить, когда нечего говорить?» В аналогичном положении оказался и «Говорит Смоленск», поставивший перед собой задачу проанализировать итоги двух недавних высоких визитов в наш регион (президента РФ Дмитрия Медведева и министра транспорта Игоря Левитина).



Под знаком «сигналов»

Каждый подобный визит для Смоленской области, не особо избалованной посещением персон подобного ранга - большое событие. А учитывая, что Смоленщина в самом ближайшем будущем ожидает в гости также главу МЧС Сергея Шойгу и, по некоторым сведениям, министра регионального развития Дмитрия Козака, этот «высокопоставленный косяк руководящих мужей», потянувшийся к смоленским землям, мог бы стать поводом к написанию чрезвычайно оптимистичного материала о совершенно новых горизонтах, открывающихся перед регионом. Ведь визит президента, не смотря на заявленную «узкую специализацию» (выездное совещание по малому бизнесу), принес определенные бонусы Смоленской области и в вопросах, связанных с празднованием 50-летия полета в космос нашего земляка Юрия Гагарина, и в налаживании деловых контактов с министром экономразвития Эльвирой Набиуллиной (пообещавшей вскоре вновь посетить Гагарин). Итогом визита министра транспорта, возможно, станут дополнительные субсидии на развитие дорожной отрасли региона.

Можно было бы написать материал, полный оптимизма, если предположить, что основное условие, при котором федеральный центр готов увеличить финансовые потоки в регион, будет выполнено «на все сто». Это основное условие губернатор Антуфьев озвучил в ходе визита Левитина: «Министерство любит помогать тем регионам, которые сами хотят работать». И, по словам Сергея Антуфьева, «Игорь Левитин получил сигналы, что Смоленская область хочет»...

Вообще, август ознаменовался массой «сигналов». Но весь оптимизм уже готового было материала относительно повышенного интереса федеральных органов власти к Смоленской области и новыми горизонтами уперся в реакцию на посланные «сигналы». Поэтому, прежде чем заряжать себя и других оптимизмом (дабы не выступать в роли статиста, создающего гул толпы в массовке), для начала отследим судьбу нескольких «сигналов». К примеру, многие ли уловили президентский «сигнал» из Гагарина?



Каждый «при своих»

«К сожалению, проблемы у предпринимателей остаются все те же: их замучили проверки и наезды по коммерческим наводкам». По документам, имеющимся в распоряжении «Говорит Смоленск», эту фразу, сказанную президентом почти месяц назад на совещании по проблемам малого и среднего бизнеса в Гагарине, он мог бы не менее уверенно произнести и сегодня. «Как же так, - удивляются предприниматели, - президент говорит: «Так быть не должно», и премьер то же самое говорит, а нам отвечают: «Президент приехал и уехал, а вы здесь остаетесь».

Самое примечательное в данной ситуации то, что отдельные представители власти, которые по-прежнему продолжают «кошмарить» бизнес, даже не «напрягаются» по поводу того, что оставляют документальные следы, выводящие на авторство «заказчика» проверок.

Поэтому, если обратиться к реальности, картинка выглядит так: президент приехал в Гагарин, провел совещание, в итоге произнес известную фразу: «Надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес! Считайте, что сигнал дан». Фраза обошла все СМИ и... все. Похоже, отреагировал на «сигнал» только бизнес. То есть, те, кто хотел его услышать.

Вот только отреагировали предприниматели не совсем так, как изначально задумывалось. Во всяком случае, не продемонстрировали они обретенное чувство защищенности от «наездов по коммерческим наводкам». Отметим, спустя всего пару-тройку дней после «сигнала» президента, автор этих строк (совершенно случайно, а вовсе не в поиске сенсации) стал свидетелем ситуации, о непозволительности которой и «сигналил» Дмитрий Медведев. Очень сомнительно, что ситуация эта явилась каким-то единичным и уникальным случаем.

Наверное, именно потому, что чиновники в отношениях с малым и средним бизнесом никак не отреагировали на «сигнал», реакция предпринимателей вылилась в акцию протеста под окнами Минэкономразвития. Участников первой акции было около 100 человек, но «закошмаренные» представители малого бизнеса пообещали, что осенью их ряды пополнят предприниматели из регионов. Вот и вся реакция на сегодняшний день.



Как «сигналить», чтобы быть услышанным?

Возможно, дело в том, что в нынешней России просто отсутствует схема реализации таких «сигналов» первого лица государства (к примеру, на подобный «сигнал» Сталина реакция наверняка была бы незамедлительная).

Возможно, причина в том, что формулировка адресатов «сигнала», посланного президентом, была слишком уж общей – «органы власти и правоохранительные органы». Кстати, если вспомнить «сигнал» премьера Владимира Путина, посланный конкретному человеку - главе группы компаний «Мечел» - реакция была моментальной и очень мощной. А обобщения при предъявлении претензий, как известно, никакой ответственности не предполагают. Обобщать - все равно, что «сигналить» в пустоту. Нет конкретного адресата – нет и схемы «приема».

Примерно такая же история «поломанного приемника» случилась еще с одним «сигналом». Посетивший Смоленскую область министр транспорта Игорь Левитин, говоря о состоянии дорог областного центра, заявил: «Такое ощущение, что по сравнению с другими регионами, нет хозяина у дорог в городе». Скажете, не сигнал? Сигнал. Только вопрос – кому? На всякий случай, его никто и не услышал. Да и кто должен был услышать? Смоляне? Они и так прекрасно осведомлены о хозяйских способностях своего мэра. Мэр? Зачем ему «сигналы»? Он дорожную тему «держит под контролем»: мол, осенью все изменится. Губернатор? А губернатор в дела муниципальные не вмешивается: как говорят депутаты горсовета, «не его это компетенция».

Причем, Сергей Антуфьев до последнего времени не «сигнализировал» мэрии Смоленска даже понимая, что от результатов деятельности городских управленцев зависит оценка его губернаторской деятельности. И лишь совсем недавно после того, как все смоленские СМИ единым голосом сообщили о том, что отопительный сезон в Смоленске под угрозой срыва (то есть, не заметить ситуацию форс-мажора стало уже невозможно), губернатор «просигнализировал»: «Ситуация критическая. Мне придется принимать жесткие меры». Судьбу этого сигнала предугадать нетрудно – ее определяет все та же размытость формулировки.

И эта безадресность выглядит тем более странно на фоне того, что чуть раньше, на заседании президиума правительства, премьер Владимир Путин дал еще один (опять-таки адресный) сигнал главам регионов - «о серьезном ужесточении ответственности» за срыв готовности к отопительному сезону. И если кризис «Смоленсктеплосети» действительно повлечет отопительный срыв, думается, вряд ли премьера удовлетворит объяснение о разграничении полномочий или о том, что региональная власть «доверилась» менеджменту мэрии областного центра и «посчитала возможным не координировать их работу». Правда, в самой мэрии подобное объяснение почему-то посчитали логичным:

- Мы доверились менеджменту, который сложился в коммунальных службах, - заявил вице-мэр Владимир Колпаков, - мы считали возможным не координировать их работу. Это привело к форс-мажорным обстоятельствам.

Правда, Владимир Владимирович Колпаков, в отличие от всех остальных представителей городской власти, такую риторику может себе позволить. Более того, в его фразе вполне органично смотрелось бы не «мы», а «администрация города». Впрочем, с момента прихода Колпакова в команду Халецкого, вице-мэр вынужден постоянно объяснять причины чужих проколов по различным направлениям и пытаться разгребать образовавшиеся завалы городских проблем, с ловкостью жонглера реагируя на сигналы «сверху» и «снизу». Вообще, наблюдая деятельность вице-мэра Колпакова, невольно приходишь к весьма обнадеживающему выводу: по крайней мере, в мэрии есть хотя бы один высокопоставленный чиновник с «исправным передатчиком», способным ловить «сигналы». Что само по себе не может не вселять оптимизм.



Абонент вне зоны действия сети

Совсем иная ситуация со Смоленским городским Советом. То есть, отдельные депутаты вполне способны воспринимать сигналы, идущие с федерального и регионального уровня. Но в целом орган представительной власти Смоленска, судя по результатам голосования, имеет абсолютно неисправный локатор. Взять хотя бы зашедшую уже за грань абсурда историю с использованием денег федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ. И председатель Фонда Константин Цицин, посетив Смоленск, «просигналил» областному центру, выразив крайнее недоумение сложившейся ситуацией. И обладминистрация в лице первого вице-губернатора Александра Логутова «сигналила» прямым текстом: господа, область собирается подавать заявку на выделение федеральных средств на участие в программе ремонта жилого фонда, примите решение, которое позволит войти в программу городу Смоленску.... В итоге область вошла в федеральную программу, представив готовность восьми муниципалитетов, которые теперь смогут приступить к ремонту объектов коммунальной сферы. Город-герой Смоленск оказался за бортом. И если раньше у депутатов, противившихся приватизации 75% акций «Жилищника» было вполне убедительное объяснение, мол, когда мэрия выполнит остальные 11 пунктов требований для вхождения в программу, тогда и рассмотрим вопрос приватизации, то последний отказ, случившийся на августовской внеочередной сессии Горсовета, объяснить вообще невозможно. Мэрия сделала все. Тем не менее, город получил решительное депутатское «нет» относительно одного единственного условия вхождения в программу – приватизации части акций «Жилищника». Призыв депутата Елены Клебановой к коллегам быть последовательными в своих решениях заглушили волны, транслирующие приближение мэрских, а затем и депутатских выборов. Поэтому самыми мощными в эфирном пространстве споров оказались доводы: «Этих федеральных миллионов хватит на капитальный ремонт только 20-ти домов, а остальные все равно останутся без ремонта» (почти по Булгакову), «А вдруг мы акции продадим, а денег из Фонда город не получит?» (из серии – «А зачем пшеницу сеять, если завтра на Землю может упасть гигантский метеорит?»), а также ряд мотиваций, продиктованных попаданием некоторых депутатов «на коммунистическую волну». Чтобы совсем уж не обидеть народных избранников, эти цитаты приводить не станем.

Конечно, в том, что происходит, виноваты не только депутаты. Быть может, и не столько депутаты. Именно администрация города за эти годы не единожды давала повод депутатам сомневаться в целесообразности ее предложений и некоторых деяний. И, извините за прямоту, именно эта администрация имеет непосредственное отношение к качеству нынешнего представительного органа городской власти, которым она так недовольна сегодня.

Впрочем, вряд ли анализ причин «поломки связи» в органах власти города Смоленска поспособствует их устранению. Скорее всего, будем по-прежнему наступать на одни и те же грабли.



Опасения «малышей»



Евгений Ванифатов



Какие последствия «грозят» Смоленской области по итогам визита Дмитрия Медведева. Взгляд со стороны малого бизнеса.



Председатель смоленского регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ Елена Слободскова, владелец кафе, продовольственного и ювелирного магазинов – один из очень немногих (если не первый) предпринимателей, согласившийся публично обозначить в местной прессе проблемы и трудности смоленского бизнеса. Ее июньское интервью «Говорит Смоленск» получило резонанс как в мэрии Смоленска, так и в областной администрации. После визита Дмитрия Медведева в Гагарин, посвященного именно проблемам развития малого и среднего бизнеса, г-жу Слободскову пригласил на личную встречу вице-губернатор Олег Драганов, начальник департамента экономического развития Смоленской области.



- Елена Николаевна, о чем Вы говорили с вице-губернатором?

- На момент нашей с Вами беседы [22 августа – авт.] встреча не состоялась ввиду плотного рабочего графика Олега Драганова. Тем не менее, я нахожусь «на связи» с его приемной и надеюсь, что в ближайшее время наш диалог все-таки произойдет. В связи с тем, что инициатором встречи выступил вице-губернатор, думаю, у него есть как вопросы к смоленским предпринимателям, так и предложения.

- Насколько нам известно, после президентского визита Вам звонили из областной прокуратуры...

- Действительно, такой звонок был, и связан он с процессом организации Общественного совета при областной прокуратуре: мне предложили войти в его состав. Кстати, аналогичные советы должны создаваться при каждом из силовых ведомств, а также при судах. Что будет представлять собой работа таких советов, я смогу сказать лишь после того, как приму участие хотя бы в одном его заседании. Общественные советы нужны для того, чтобы обеспечивать гласность и прозрачность при принятии решений. При Общественной палате Смоленской области организован совет по поддержке малого бизнеса. Что же касается аналогичного совета при областной администрации, о его существовании мне ничего неизвестно.

- Считаете ли Вы подписание Дмитрием Медведевым федерального закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного или муниципального имущества» революционным шагом помощи «малышам»?

- Шаг помощи, без преувеличения, огромный. Вместе с тем, есть опасения, что этот закон будет трактоваться и исполняться в угоду чиновникам, поскольку некоторые из них отныне теряют весомый кусок хлеба в качестве прибавки к чиновьему жалованию. Совсем недавно, после очередного заседания суда, юрист из мэрии Смоленска сказал мне открытым текстом: «Да что вы все обрадовались? Неужели думаете, что выкупите свои помещения? Размечтались...»

В связи с этим, немало будет зависеть от того, как прореагирует Смоленская областная Дума в части создания механизма реализации федерального закона. Подчеркну, что предприниматели хотели бы участвовать в этом процессе в качестве общественных наблюдателей (и не только), чтобы минимизировать возможные коррупционные проявления. Кстати, этот вопрос – один из нескольких, прописанных в нашем обращении на имя губернатора Сергея Антуфьева, которое при возможности мы вручим ему лично в руки.

Смоленское региональное отделение ОПОРЫ РОССИИ обсудило проект областного закона, разработанного департаментом экономического развития и торговли Смоленской области, и передало выработанные предложения обратно в департамент. Мы предлагаем увеличить срок выкупа производственных помещений до десяти лет, а помещений, используемых в сфере услуг, общественного питания и торговли – до пяти лет. Также мы предлагаем увеличить максимальную площадь выкупаемых помещений в сфере малого бизнеса до тысячи, а в производстве – до двух тысяч квадратных метров

- Подскажите, в соответствии с федзаконом предприниматель-арендатор имеет преимущественное право выкупа?

- Формально преимущественное право выкупа было и ранее, однако не следует забывать, что до принятия федзакона муниципальные помещения продавались с торгов. В такой ситуации, как правило, выигрывали крупные предприниматели, а не арендатор.

По новому закону арендуемое помещение не должно выставляться на торги, оно оценивается по рыночной стоимости. После этого арендатор получает право его выкупа, по желанию – в рассрочку в течение нескольких лет.

Еще в начале лета я встречалась с председателем Смоленского горсовета Сергеем Лебедевым, который заверил меня, что депутаты сделают все возможное для того, чтобы городское имущество не было распродано. Благодаря позиции горсовета мэрия не смогла продать в июне с аукциона 24 муниципальных объекта, которые сегодня арендуются смоленскими предпринимателями. Видимо, мэрия находилась в ожидании принятия федзакона, поэтому стремилась продать как можно больше объектов одним махом.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь