Сигнал SOS от смоленских таксистов

http://www.rabochy-put.ru - Добавил lisa в категорию Общество

В редакцию обратились водители такси, организовавшие профсоюзную организацию. Как выяснилось, уже несколько лет они стараются изменить ситуацию, сложившуюся на рынке перевозок, но пока никаких сдвигов нет. Чтобы заработать, признаются сами водители, необходимо 24 часа не вылезать из-за руля. Корреспондент побывал на собрании новоиспеченного профсоюза и выслушал проблемы таксистов.
«Мы не рабы»

В самом начале встречи активисты рассказали, что в первых числах сентября они побывали в Москве на митинге таксистов. Выяснилось, что проблемы по всей стране примерно одинаковые: низкие тарифы, диктат информационных центров и отсутствие какой-либо законодательной базы в работе водителей.

Ухудшения таксисты почувствовали года три назад, когда в Смоленске появились сетевые такси - «информационщики», как называют их сами водители. Они и стали оказывать услуги в сфере перевозок, не имея в штате ни водителей, ни механиков, ни докторов. Как правило, в каком-нибудь городе снималась комната, в нее сажали несколько операторов, которые и «рулили» всеми таксистами Смоленска.

- Эти «информационщики» устроили настоящее соревнование: у кого будет больше заказов и самые низкие цены, - говорит таксист Андрей.

В итоге на сегодняшний день, по словам таксистов, для того чтобы заработать, надо ездить круглосуточно, тратя минимальное количество времени на отдых и ремонт машин.

- В фирмах такси сейчас не следят за тем, в каком состоянии водитель вышел на работу и что у него с машиной, - говорит Елена, еще одна активистка, работающая в такси. - Сейчас мы сами отвечаем за все, и никто ничего не контролирует. А вы думаете, почему участились аварии с нашими машинами? Потому что сейчас смолян зачастую перевозят водители, не имеющие никакого стажа.

«Что-то не нравится? Увольняйся...»

Зато во всех фирмах такси действуют системы штрафов.

- Нас штрафуют практически за все, - горячится Андрей. - Оставил клиент чаевые, а ты не сообщил фирме - штраф. Привез пассажира в кафе или клуб, а он захотел поехать в другое место, ты отвез его, но забыл отчитаться - штраф. Хотя, если по справедливости, это ты нашел заказ, а не фирма, так почему нужно отчислять за это проценты?

Несколько месяцев назад группа таксистов организовала сход. Собирались вечером на Колхозной площади.

- На следующий день меня уволили из одной фирмы такси за... «подстрекательство к бунту», - рассказывает Андрей. - И вообще, если ты высказываешь свое недовольство по какому-то поводу, тебя попросту блокируют на сутки, не дают заказы. Еще и могут написать сообщение: «Отдохни сутки без работы, завтра выйдешь».

После того как упростились условия приема на работу, стать таксистом может практически каждый. Ведь сетевым такси важно лишь одно - чтобы водители отчисляли проценты от заказов. Поэтому недостатка в рабочей силе нет.

- Зачастую берут на работу 18-, 19-летних мальчишек, - рассказывают активисты. – Это довольно выгодно, им семьи кормить не надо: заработал на пиво - и доволен.

Да и многие смоляне полюбили подрабатывать в такси после работы и по выходным.

- И получается, что в часы наплыва клиентов многие таксисты, вкалывающие на постоянной основе, оказываются без заказов, - продолжает Андрей. - Но мы сейчас, считайте, бесправные, поэтому любое высказывание недовольства заканчивается отстранением от работы.

- Да, прав у нас теперь нет никаких, - подхватывает Елена. - Мы даже не можем отказаться везти клиента, если он пьян и валялся на земле. Ведь, протрезвев, он может тут же сообщить об этом оператору, и нас штрафуют.

Да и в остальном таксисты оказались без элементарной защиты. Договоры, если они и есть, составлены так, что работодатель может вносить любые изменения, не спрашивая водителя.

- Это очень хитрая система. На экране компьютера появляется сообщение об очередных изменениях, а из вариантов ответа только «Принять», - рассказывают водители. – Если жмешь «Отказаться», то сообщение не исчезает. В общем, пока не согласишься, заказов не получишь.

В соревновании за клиента сетевые такси «срезали» тарифы. Сейчас, по словам таксистов, предприимчивые смоляне звонят в службу заказов и говорят: «У меня есть 70 рублей, я нахожусь на площади Победы, мне нужно доехать до Кловки».

- И такие заказы присылают нам, - продолжают рассказывать водители. - А отказаться ты имеешь право только два раза за смену, после третьего раза тебя отключают от системы на сутки.
«Мы готовы к бунту»

Я спрашиваю, сколько сейчас за смену зарабатывают таксисты.

- В лучшем случае, 500 – 600 рублей «грязными», - говорит Андрей. - Ночью бывает лучше - 400 - 600 рублей «чистыми» получается. Но с сегодняшними ценами это, конечно, смешные деньги. Я не могу с такими заработками кормить семью, содержать машину, платить кредит. Да и у многих ребят семьи рушатся. Жен можно понять, вроде бы муж постоянно работает, а дома его нет и денег не приносит.

- Наше терпение лопнуло, - продолжают водители. – Мы фактически в рабском положении. «Информационщики» делают с нами то, что захотят. Что остается? Взять вилы и идти громить офисы начальников?

- Близится зима - расход топлива в машинах увеличится, - говорит Андрей. - Мы вообще перестанем хоть что-то зарабатывать. И некоторые пойдут дворы подметать, а самые отчаянные могут и начать грабить. Жить-то на что-то надо.

- От деятельности этих информцентров страдает и бюджет Смоленска, - заявляет Елена. - Ведь все они зарегистрированы в других регионах и платят налоги туда. Да и с самих таксистов сейчас практически никто не требует работать по лицензии и платить налоги.
«Хотим жить и работать по закону»

Спрашиваю: что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась?

- Нужно, чтобы все такси работали по закону, - говорят водители. - Мы готовы платить налоги, покупать лицензии, но только в том случае, если рынок такси наконец-то войдет в правовое русло. Если власти возьмут все в свои руки, то можно сделать такси украшением Смоленска, как это было раньше. Чтобы машины были чистыми, красивыми.

Но тут же все вспоминают о тарифах.

- Мы считаем, что цены на проезд в такси должны устанавливать перевозчики, а не посредники, каковыми являются «информационщики», - таксисты развивают тему. – Должна быть единая тарифная сетка, чтобы мы не голодали. Да, тогда не каждый сможет воспользоваться нашими услугами, но нас это не пугает. А когда, извините меня, я за 50 рублей должен через весь город пассажира везти, то это не я, а он на мне зарабатывает.

- Что собираетесь делать, чтобы изменить ситуацию на рынке такси?

- Договариваться о сотрудничестве с ГИБДД, - рассказывают таксисты. - Хотим совместно с ними «убирать» незаконно работающие такси. В октябре к нам из Москвы приедет председатель профсоюза таксистов Ярослав Щербинин, чтобы помочь нам перейти в правовое поле. Все равно рано или поздно мы будем работать в рамках закона. Платить за лицензии, перечислять налоги, в общем – жить по правилам. И мы хотим именно этого. Сейчас самый простой путь - перейти на коллективный договор. Чтобы мы пришли к начальнику фирмы такси и подписали с ним соглашение, где указали условия работы, тарифы на перевозки, как-то застраховали себя. Только так можно работать в цивилизованном обществе.

- Волна протестов таксистов прошла ведь не только в Смоленске, - говорят мне на прощание активисты профсоюза. - Сейчас это уже всемирная проблема. И везде одни и те же требования: убирать с рынка такси нелегалов и «информационщиков», а также поднять тарифы.

Кирилл Степанов
Рабочий путь

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь