В гостях у смоленского Джеймса Бонда

http://www.rabochy-put.ru - Добавил skull 5379 дней назад в категорию Pазное

Хорошо известно, что «раскрутить» чекиста на откровенный разговор о событиях, в которых он принимал участие, задача непростая и в большинстве случаев безуспешная. И даже сегодня лишь малая толика «легенд» (один из способов зашифровки секретных данных) спецоперации в Афганистане, виртуозно проведенной 27 декабря 1979 года, свободно "гуляет» по страницам российских журналов и газет. Уж не потому ли в ряде «юбилейных» телепередач «забыли» упомянуть о подвиге Героя Советского Союза, уроженца Ершичской деревни Сукромля Григория Бояринова, который возглавил две группы спецназа КГБ СССР, взявшие штурмом неприступную крепость Тадж-Бек? Того самого Бояринова, что стоял у истоков создания элитного спецподразделения КГБ СССР «Альфа»?

«Вряд ли эта забывчивость продиктована засекреченностью имени 57-летнего героя, для которого первый день афганской войны оказался последним, - считают смоленские чекисты. – Об этом человеке, совершившем невозможное, нужно говорить в первую очередь!»

Руководители Смоленского городского общественного фонда ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецвойск «Вымпел-Гарант». Александр Гурский и вице-президент Игорь Королев решили восстановить историческую справедливость и отдали долг памяти герою, пригласив в деревеньку Сукромлю своих московских коллег, легендарного участника локальных войн, президента «Вымпел-Гарант» Валерия Киселева (г. Москва) и его заместителя Юрия Климова, который участвовал во взятии Министерства обороны Афганистана.

Ветераны «Вымпела» подарили Сукромлянской школе, которая носит имя Григория Бояринова, телевизор и DVD-плеер. А еще порадовали каждого из 15 учеников этой трогательно маленькой по столичным меркам школы по тысяче рублей. Не остались в долгу и смоленские чекисты, вручив своим подшефным учебники.

Родину знаменитого разведчика навестили и его друзья, штурмовавшие вместе с Бояриновым Тадж-Бек: полковник Яков Семенов и подполковник Владимир Рязанцев, тяжело раненный в этом бою. Но, несмотря на раны, прошел его до конца. Владимир Михайлович вместе с товарищами вынес Бояринова из-под огня. В тот момент ему показалось, что «наш Гриша» был еще жив… За проявленное в бою мужество смолянин Владимир Рязанцев награжден Орденом Красной Звезды.

Особенно обрадовались ребята визиту сыновей героя – бывшим разведчикам Игорю и Андрею Бояринову. Те едва не прослезились, увидев в доме тетки отца даты и свои имена, написанные рукой Григория Ивановича в дни их появления на свет…

Участники штурма Тадж-Бека не смогли не поделиться своими воспоминаниями с юными сукромлянцами, которым посчастливилось родиться на одной земле с настоящим героем.

…От исхода штурма резиденции Амина зависела судьба операции "Шторм-333". Под началом Бояринова к беспрецедентной операции готовились 60 бойцов двух групп - «Гром» под руководством майора Михаила Романова и «Зенит» во главе с майором Яковом Семеновым. Кстати, спецотряд "Зенит" был лично создан Бояриновым из выпускников Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС). Именно поэтому он не остался в штабе и пошел в атаку, как рядовой боец.

Отлично вооруженная и блестяще вымуштрованная охрана резиденции Амина почти в четыре раза превышала численность бойцов «Зенит» и «Гром». По всем воинским наукам атака граничила с безумием и была обречена на провал. Разведчик Бояринов смог опрокинуть выстраданную кровью воинскую теорию.

- Наша колонна — четыре БТР, - рассказывает - Яков Семенов, командир группы "Зенит". - Когда заговорила «Шилка" и её поддержали пулемёты, стало ясно: игры закончились, началась война. Я шел на первой машине. Мы успели проскочить. Второй бронетранспортер подожгли, остальные уцелели. Десантировались. А тут ад кромешный. Наша «Шилка" бьет по дворцу, снаряды скачут от стен, как резиновые. Из окон поливают... В общем, прижали нас, пришлось залечь. И поднялись лишь тогда, когда "Шилка" подавила пулемет в одном из окон дворца. Продолжалось это недолго - минут пять... Факт остается фактом: когда атака на дворец могла захлебнуться, Григорий Иванович встал и со словами "Ребята, вперед!" смело преодолел площадь перед дворцом. За ним рванули его ученики. Спецназовцам помогли мощный напор и… безысходность. Некому их было выручать.

«Как уцелели в эти первые минуты – представить трудно, - вспоминал Сергей Кувылин. - Если глядеть с верхних этажей мы — просто идеальные мишени. Приподнялся — меня как стеганет по лицу осколками. Один потом вышел из подбородка, маленький, как патефонная иголка. Такое чувство: был бы кротом — бетон бы прогрыз и закопался...»

…Брать втроем второй этаж было чистым безумием. Так же, как очистить от противника первый этаж, помочь товарищам ворваться в здание и, самое главное, взорвать узел связи. Гвардейцы дрались отчаянно: его уничтожение вело к коллапсу в управлении Амином афганской армией.

«Однажды в журнале прочёл, что этажная площадка, по которой мы поднимались, была залита кровью, - говорит командир группы «Гром" Михаил Романов. - Не знаю, каким образом это стало известно. Возможно, фантазия автора, но это было именно так».

Последняя команда полковника Бояринова, которую слышали бойцы, перед тем как ворваться на второй этаж, была: "Гранаты под дверь!" Узел связи превратился в огненный котел.

Разгорелся жестокий бой за третий этаж. Даже сам Амин взял в руки автомат, но напор спецназовцев был настолько силен, что противнику оставалось либо погибнуть, либо сдаться в плен. Амин был убит, а его личная охрана практически полностью уничтожена.

Практически все спецназовцы - участники штурма дворца были ранены, 17 из них тяжело. Всего при штурме погибли 5 спецназовцев: Борис Суворов и Александр Якушев (группа "Зенит"), Геннадий Зудин и Дмитрий Волков (группа "Гром") и их командир, полковник Бояринов…



Анастасия Петракова

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь