Платный побег от реальности

http://www.gorodnews.ru - Добавил student в категорию Pазное

Кино, театр, ночной клуб... Стандарт! Современным горожанам подавай нештампованный отдых. Экстрим с танцами и песнями под открытым небом, вдали от цивилизации, вблизи от мест силы; праны и нирваны - это по-нашему. Есть спрос - есть предложение. Только в июне в разных уголках Смоленщины прошло два крупных фестиваля на открытом воздухе. Популярность поездок в искусственный рай для взрослых растет.



Журналисты "Портфеля" взглянули на тенденцию с разных сторон: социокультурной, психологической и экономической



Они приходят летом



В этом году волна open-air-бизнеса накрыла Смоленскую глубинку.

"Пять дней мира и музыки". Беспрецедентный проект "Пустые холмы" в июне этого года собрал свыше 35 тысяч (!) зрителей в скромном в Темкинском районе. Пять сцен, названных по именам планет Солнечной системы, музыка разных стилей: от фолка и этно-рока до экспериментальной электроники, театрализованные постановки, кинопоказы редких короткометражек и инсталляции современных художников под открытым небом - вот далеко не полный список всех мероприятий фестиваля. Несмотря на то что дожди размыли все подъезды к концертным площадкам и "Пустые холмы" буквально утопли в вязком болоте, с каждым днем на open-air приезжало зрителей со всей России едва ли не в два-три раза больше, чем население всего Темкина. Ехали и стар и млад, студент и бизнесмен. Подавляющее большинство - москвичи. Возможно, столичные меломаны решили тряхнуть стариной и вспомнить времена хипповской юности. Возможно, такой ажиотаж был связан с абсолютно свободным и бесплатным входом.

С разницей в один день открылась менее массовая тусовка. Экологический танцевальный транс-фестиваль "Тримурти", названный в честь божества индийского пантеона, который проходит в регионе уже второй раз. Пока одни свободно месили грязь под звуки рока-фолка-джаза, другие отправились "поддерживать духовный баланс планеты"... Правильно, надо же хоть что-то делать, когда бушует финансовый кризис и свиной грипп. Добьем эту реальность танцем!

Помните, наши родители в нашем возрасте в свободное время ходили в кино...

"Круг интересов современного человека, количество групп по интересам, в которые может быть вписана отдельная личность, конечно, шире, чем это было даже 20 лет назад, - говорит культуролог, кандидат филологических наук, преподаватель ССХА Алексей Соловьев. - Конечно, тенденция свойственна не только Смоленской области. Наоборот, в провинцию это веяние пришло несколько позже, чем в обе наши столицы. Собственно, здесь мы можем говорить о большом стиле эпохи - стиле не только в искусстве, литературе, кинематографе, а в обычной жизни наших современников. Постмодернизм, с одной стороны, подразумевает высокую степень индивидуализации внутри социума. С другой стороны, мы вправе упомянуть о мультикультурализме как одной из важнейших черт современного урбанистического общества. Человек сейчас может принадлежать одновременно к нескольким группам, выполняя внутри каждой из них множество функций. В советское время было всего две основных социальных роли - общественная и частная. При этом первая роль доминирует. Сейчас человек может принадлежать к неограниченно большому количеству групп по интересам, групп, которые не являются взаимоисключающими".

В общем, с тех пор, как мы перестали быть винтиками системы, диапазон хобби, непрофессиональных, "игровых" интересов начал расширяться в геометрической прогрессии. Образ конкретной страны, города в сознании размывается, смешиваясь с другими культурными традициями, которые ранее были неизвестными или казались чуждыми, отмечают культурологи и социологи. И теперь мы можем обожать японскую кухню, спать на "смоленском льне" и носить из него одежду, впадать в транс на фестивалях имени индийских божеств и работать менеджером в российском филиале немецкой фирмы, с подачи босса овладевая на краткосрочных курсах языком Шиллера и Гете...



Деньги на открытом воздухе



...и ездить на "open-air". Так называют концерты, театральные представления или другие массовые мероприятия под открытым небом. Электронные дискотеки, многодневные фестивали и даже "походные" концерты бардов на природе - все это попадает под категорию "open-air".

Специалисты, работающие в шоу-бизнесе, обычно утверждают, что организация таких массовых мероприятий дело трудоемкое и неблагодарное. Выбрать удобную площадку вдали от цивилизации и индустриальных застроек, договориться с местной властью о разрешении проведения фестиваля, собрать все необходимые "разрешительные" документы. Прибавьте к этому расходы на транспорт, аппаратуру, персонал и гонорары для приглашенных музыкантов. Все, мягко говоря, непросто. Именно поэтому в России проходит не так много open-air-фестивалей: знаменитые "Нашествие", "Крылья", "Пустые холмы" и еще с десяток менее массовых "дискотек"...

Организаторы твердят на каждой странице Сети: мероприятие не окупилось, мы в долгах... Так произошло, например, с последними "Пустыми холмами". Возникает логичный вопрос: почему тогда с каждым годом подобных фестивалей проходит все больше и больше? Может, специальные люди безвозмездно заботятся о судьбе нашей музыкальной культуры, духовной жизни и приподнятом настроении соотечественников? Увы, в такой альтруизм поверить сложно.

Оpen-air - это все-таки сфера музыкального бизнеса. Весьма "нестандартного", где, в отличие, к примеру, от гастрольной деятельности, выручка поступает не напрямую (сколько билетов продал), а по более сложным каналам.

Как начинается подготовка к фестивалю? Как правило, шаблонной рекламой и анонсным пи-аром в местных СМИ устроители open-air не пользуются. Оно и понятно: по статистике, 80-90% процентов потенциальных потребителей этого блюда для гурманов - столичные жители, уставшие от электронной цивилизации и рвущиеся в пампасы. Интернет - неотъемлемая часть их жизни. Поэтому рекламу оpen-air встретишь в блогах, ЖЖ и в "Контакте" чаще, чем на уличном билборде. При этом Всемирная сеть - огромная рекламная площадь, не требующая совершенно никаких затрат.

Еще один плюс open-air - организаторам не нужно платить за аренду места проведения концерта. Договориться с властями в регионе обычно несложно. И вот уже необъятные гектары Смоленщины, поросшие березами и лопухами, отданы во власть фестивалю. А ведь на такой площади могут разместиться сотни, а то и тысячи желающих отдохнуть и сплясать буги-вуги.

Впрочем, на этом бесплатные мероприятия заканчиваются. А потому ни один крупномасштабный фестиваль не обходится без спонсорской поддержки. Обычно спонсорами выступают те же звукозаписывающие компании, которые предоставляют фестивалю свою продукцию, привлекают музыкантов, ну и если повезет, выпускают сборник по следам концертов (подобно "Нашествию" или "Крыльям)". Немаловажна финансовая поддержка столичных концертных площадок, на которых выступают в течение года эти же группы. Между прочим, зачастую они становятся известны зрителю именно благодаря open-air. Добавить в вышеперечисленный список СМИ, освещающие многодневный музыкальный марафон, компании, предоставляющие светотехническое и музыкальное оборудование, и магазины музыки и этнической одежды...

Кстати, большая часть бюджета "Пустых Холмов - 2009" складывалась из спонсорской поддержки различных столичных фирм. Главное, чтобы фестиваль завоевал статус масштабного культурного события и перед зрителями (как потенциальными покупателями), и перед спонсорами.

Организаторы признают: большая часть средств, вырученных с open-air, уходит на то, чтобы рассчитаться с музыкантами, арендовать транспорт и оплатить работу рабочим, делающим сцену и оборудование для концертов. К примеру, на фестивале "Пустые Холмы" было задействовано с десяток больших трейлеров, примерно с сотню рабочих и персонала и масса строителей и плотников. Что касается музыкальной составляющей, то на фестиваль приехало порядка полутора сотен групп. Среди них множество тех, кого называют российским неформальным андеграундом. Подобные группы на заоблачные гонорары не рассчитывают. Для них сам факт участия в open-air - уже большой почет, высокий рейтинг и признание публики, как минимум десятой части населения ЦФО. Как правило, малоизвестные и талантливые коллективы приглашают, чтобы их раскрутить. Как следствие, это и большая удача для самих музыкантов, и прибыль звукозаписывающему лейблу, на котором они записываются.

Далеко не на все open-air-фестивали бесплатный вход. Все зависит от уровня исполнителей, выступающих на открытом концерте, и уровня самого мероприятия. Так, билеты на знаменитое "Нашествие" в прошлом году стоили от 600 до 1200 рублей. Учитывая, что на этот двухдневный open-air съезжается неформальная молодежь из всех уголков России - около 200 тысяч человек, - весьма неплохой заработок для организаторов.

Возьмем для сравнения еще один open-air, на этот раз подмосковный джазовый фестиваль, проходящий в музее-усадьбе "Архангельское" (3 километра от МКАД). Один день на фестивале стоил для зрителей от 800 до 24000 рублей (VIP-место на четырех человек со столиком). В Смоленской области цены намного скромнее. Билет на "Тримурти", прошедший в начале июня недалеко от Вязьмы, обходился в сумму около 1500 рублей (включая проезд из Москвы), а "Пустые Холмы" были и вовсе бесплатны.

Конечно, проведение масштабных фестивалей под открытым небом - это только верхушка айсберга музыкально-развлекательной индустрии. На любом сайте, посвященном какому-либо open-air-фестивалю, вы сможете найти дистрибуцию альбомов музыкальных групп, афишу концертов в московских и питерских клубах, связанных с этой же музыкальной тематикой. А также - предложение приобрести одежду с символикой коллективов и многое другое. Получается интересное явление. Почти все масштабные фестивали под открытым небом на дикой природе, собирающие десятки тысяч поклонников, по сути дела развернутая пиар-акция и реклама продукции музыкального бизнеса. Конечно, такого рода индустрия ориентирована на своего индивидуального покупателя. В таком случае, даже если собственно open-air не окупается, фирмы-организаторы приобретут лишнего покупателя.

Впрочем, наши земляки, судя по всему, сомневаются, стоит ли овчинка выделки. Так что смоленские open-air в большинстве случаев - инициатива московских бизнесменов. А что же Смоленщина, где есть масса интересных музыкальных коллективов, и бескрайние луга - пляши-не-хочу? Остается собрать деньги и созвать публику по Интернету. К сожалению, в Смоленске этим попросту некому заниматься, да и незачем... Ведь организовать концерт, скажем, в том же Доме офицеров куда проще и надежнее, чем в чистом поле с палатками.



Бегство из матрицы



С другой стороны, любителям неформатного отдыха все равно, кто создаст веселье на лесной полянке - столичный или свой провинциальный организатор. Главное - найден экологичный способ погрузиться в иную реальность, отличную от будней.

"С одной стороны, мы все "открыты миру", с другой - открыты стрессу. Это оборотная сторона медали, - говорит врач-психотерапевт высшей категории Константин Якунин, кандидат медицинских наук, доцент СГМА. - Сейчас специалист может одновременно руководить каким-то проектом, обучать стажеров и быть исполнителем в рамках другого проекта. Темп жизни нарастает, современный мир достаточно нервный. Отсюда - всевозможные "взрослые игры", хобби. В игре, в отличие от того, что мы считаем работой, нет обязательной ориентации на успех, нет невротизирующего фактора. Но есть интерес, кураж... А стремление к радости в человеке заложено природой. Это нормальная черта психически здоровой личности".

"Если бы в 50-х годах прошлого века вы решили одеться в костюм Леголаса, дабы доблестно сразиться с неприятелем, тоже облаченным в кольчугу из проволоки, вами могли бы заинтересоваться соответствующие службы, - продолжает культуролог Алексей Соловьев. - В лучшем случае человека, уходящего с головой в хобби, тогда обвинили бы в эскапизме - бегстве от реальности".

"В жизни современного человека слишком много того, что необходимо и дОлжно. И слишком мало того, что приносит радость, удовольствие, - добавляет Константин Якунин. - Тем не менее последнее всем нам необходимо. От "скучной" реальности человек бежит в свой внутренний мир. Одним из его проявлений и представляется игра в широком смысле этого слова. "Когда-то боги играли в игры, потом забыли об этом и стали людьми", - пошутил кто-то из великих. На самом деле, играя - не важно, в спортивную игру или ролевую - человек находится в состоянии более или менее глубокого транса, а в организме вырабатываются гормоны удовольствия".

Аддикция - нехимическая зависимость - так называют психотерапевты наши "игры" и увлечения. Они только на первый взгляд оторваны от действительности. Связь с нынешними проблемами, отражение их - в таких играх на лицо. И это особенно заметно, если вновь провести параллель с временами не столь отдаленными. "Сейчас в обществе много "идеологий", они все разные, а раньше была единая, советская. И это была оптимистичная идеология, - отмечает Алексей Соловьев. - Зато теперь нам открыты все "проблемные зоны": экология, экономика, политика... А взрослые "игры", фестивали так или иначе отражают проблему, стараются привлечь к ней внимание общества".

"Есть немало современных психологических направлений, в рамках которых людей специально обучают не всегда относиться к жизни слишком серьезно, вносить в повседневность те самые игровые нотки, дабы снизить уровень стресса, - говорит Константин Якунин. - И я не знаю ни одного человека, который в определенные моменты не мчался бы от реальности во все лопатки. Но есть экологичные и неэкологичные способы сделать это. Ефремовское лезвие бритвы... Мы всю жизнь бежим по нему, и нужно не сорваться".

При этом, естественно, всегда есть люди, готовые продать нам возможность этого бега. "Покупать" марафон или сэкономить на стометровке - каждый выбирает сам.





НАПРИМЕР



"Пустые Холмы": насколько опустел карман



- вход бесплатный

- парковка машины на стоянке в 5 км от фестиваля - 600 руб. в сутки

- доехать по полю до места фестиваля: на "Урале" - 100 руб. за место, на тракторе "Беларусь" - от 200 рублей (как договоришься с трактористом), на машине "Бигфут" - 1000 рублей за место

- прокат палатки - 300 руб. в сутки

- полет на параплане и катание на вездеходе - 1000 руб.

- миска супа в "полевой кухне" - от 60 руб.

- бутылка водки - от 200 руб.

- музыкальные диски участников фестиваля - от 250 руб.

- футболка с этнической символикой фестиваля - 750 руб., железные браслеты - 200 руб.

Итог: в среднем один участник тратит не менее 6000 руб.



Автор: Екатерина Дмитракова, Дмитрий Ратников

Журнал "Портфель"

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь