Вернутся ли на родную землю потомки смоленских дворян?
http://www.rabochy-put.ru - Добавил student в категорию История

«Английская королева» родом из смоленской деревни
Итак, расклад событий несколько лет назад выглядел так: Хелен Миррен со всей своей британской скрупулезностью прочувствовала вкус деревенской жизни Курьянова - покаталась на веревочных качелях, испугалась лая местной Жучки, а потом вместе с сестрой Кейт приступила к обследованию имения своего деда. Тут их и встретил нынешний обладатель бывших дворянских земель со всей своей широкой русской душой – столичный бизнесмен даже угостил английских леди настоящим шашлыком. Довольные сестры посадили розы на месте дома своего деда, встретились с московскими родственниками и улетели восвояси – в далекий Лос-Анджелес. Однако два года спустя звездный визит оброс новыми неожиданными подробностями. Пикантность ситуации прибавила сама актриса, рассказавшая на днях о посещении смоленской деревни журналистам «The Daily Telegraph»: «Невероятно оказаться там, где родился мой отец и где жил мой дед. Но недавно усадьбу приобрел молодой российский олигарх «гангстерского типа», который установил там вооруженную охрану». «Он сказал: «Добро пожаловать в мои владения», я ответила: «Добро пожаловать в МОИ владения». Вероятно, он посчитал, что мы хотим устроить вторую российскую революцию и вернуть нашу собственность. Возможно, так и случится», - бесхитростно заявила Хелен Миррен. Расставим точки над «i»: весь сыр-бор разгорелся из-за участка земли – никакого шикарного усадебного комплекса с пейзажным парком и зеркальными прудами сейчас там нет. В «наследство» достались только следы фундамента главного дома.
- В советское время эта земля принадлежала колхозу «Майский», а потом ее разделили на паи, - рассказал журналисту «РП» глава Акатовского сельского поселения Анатолий Новожилов. – Сейчас земля, на которой располагалась усадьба Мироновых, принадлежит московскому бизнесмену – он купил ее всего несколько лет назад. Участки были в то время недорогими, но недешево обходилось их межевание. В настоящее время земля не используется, хотя изначально продавалась под сельскохозяйственные угодья. Вопреки слухам, никакого коттеджного поселка здесь нет – здесь построил себе всего лишь один дом полковник из Москвы. Бывшая усадьба Мироновых находится в Екатериновке (место называют по-разному – Екатерининкой в т.ч. – прим. автора) – это совсем недалеко от Курьянова - приезжайте, покажу. Правда, боюсь, что мы с вами даже фундамента дома не найдем…
А был ли мальчик?
Сколько же земли принадлежало Мироновым сто лет назад? За ответом на этот вопрос я отправилась в ГАСО – государственный архив Смоленской области. Мироновы были обладателями 800 десятин в Гжатском уезде. Крепостных крестьян в одном только Курьянове было 260 человек. Но в старинных бумагах обнаружилась и другая любопытная вещь. В документах Смоленского губернского статического комитета читаем: в 1909 году имением Екатеринино владел Василий Петрович Миронов. Однако, по словам актрисы, ее отец – Василий Миронов – покинул Россию навсегда в 1917 году… двухлетним малышом. Получается, что его в 1909 году еще и на свете-то не было. А был ли мальчик, или Хелен Миррен что-то путает в биографии отца, или актриса вообще не имеет никакого отношения к Курьянову, а владельцы смоленских имений всего лишь однофамильцы голливудской звезды?
Кстати, инициатором приезда Миррен был тот самый столичный бизнесмен. Он с удивлением обнаружил, что на его земле некогда располагалось имение. А потом ему удалось установить, что оно якобы принадлежало родственникам небезызвестной актрисы.
Из князей в грязи и обратно
Ветер перемен, принесший на смоленскую землю дворянских потомков, подул сравнительно недавно – в перестроечные времена. Наконец-то возникла возможность приподнять завесу над давними тайнами. В Россию началось массовое «паломничество» наследников дореволюционной собственности. Объявлялись и потомки незаконных дворянских отпрысков. Законные носители дворянских фамилий чаще появлялись из-за бугра: Франции, Англии, США… В бывшей усадьбе Печковских Манькове под Красным мне доводилось слышать, что в 90-е годы там обнаружились потомки дворян из… Африки.
Но – пародокс! - в бывших усадьбах бывших крепостников и заядлых «врагов советской власти» ждали, затаив дыхание. Когда стало ясно, что государство отныне деревне не поможет, в страну вернулась большая русская мечта - «вот приедет барин, и заживем по-новому». Почему-то все были уверены в прежнем всемогуществе, богатстве и достатке носителей дворянских фамилий. Но и этой соломинке было суждено сломаться.
- У нас в Холм-Жирках было дворянское гнездо знаменитого рода Уваровых. Из этой династии, кстати, вышел и первый министр просвещения, и герой Бородинского сражения, - рассказал на презентации каталога «Смоленские усадьбы» глава муниципального образования «Холм-Жирковского городского поселения» Валерий Шашков. - Как только открылись врата на Запад и возникла возможность соприкоснуться с людьми за кордоном, мы тут же связались с потомками Уваровых во Франции и Англии. К большому сожалению, оказалось, что интерес к своим усадьбам у них совсем пропал. А мы-то хотели, чтобы они нам помогли в их восстановлении…
- К счастью, есть и другие примеры, - подхватила заместитель начальника Департамента Смоленской области по культуре Надежда Деверилина. - Совсем недавно на Смоленщину приезжал Вадим Васильевич Пассек – это потомок знаменитого рода Пассеков, ведущих свою историю еще с XIV века. Среди них был и руководитель ополчения в войну 1812 года, и декабрист… Сам Вадим Васильевич – доктор технических наук, заслуженный строитель России, крупнейший мостостроитель. Его корни уходят в Глинковский район, в деревню Яковлевичи, где некогда была прекрасная усадьба. И хотя от нее ничего не осталось, Вадим Васильевич — частый гость на глинковской земле...
Желающим же вернуть лакомый кусок земли своих предков, остается только кусать локти. Закона о реституции, к счастью (или к несчастью?), у нас пока нет.
Мария Дёмочкина
Иллюстрация к статье:
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках
Добавить комментарий