Профицит не предлагать

http://www.smolensk-i.ru - Добавил plaster в категорию Бизнес и экономика

По словам начальника департамента бюджета и финансов Смоленской области Игоря Скобелева, в следующем году степень дотационности Смоленской области возрастет незначительно (по сравнению с 2009-м).



Как отмечает председатель комитета областной Думы по социальной политике Евгений Каманин, в целом, депутатский корпус не совсем доволен таким бюджетом, однако никакой трагедии в этом нет: «Он [проект бюджета-2010 - авт.] ничуть не хуже, чем бюджет-2009. Полагаю, что из сложившейся кризисной ситуации мы выходим далеко не худшим образом. Я думал, что будет тяжелее».



Председатель комитета областной Думы по АПК Александр Игнатенков не припоминает в своей парламентской работе случаев принятия бюджета с таким уровнем дефицита. «Надеемся, что доходная часть бюджета будет увеличена, что экономика региона пойдет в гору, в том числе, и сельское хозяйство. Тогда дефицит будет снижен. Думаю, что катастрофы нет, но работать придется много», - констатирует он.



О плюсах и минусах дефицитного бюджета, а также о процессах, происходящих в финансовой системе - в интервью Игоря Скобелева «Говорит Смоленск».



- Игорь Викторович, какие неопределенности выявили кризисные явления при формировании доходной части бюджета-2010?

- Наибольшая неопределенность была связана с нестабильностью экономических показателей. Кстати говоря, до сих пор велики риски при прогнозировании темпов развития экономики Смоленской области в следующем году. Поэтому при расчетах мы опирались на общероссийские темпы роста основных параметров, таких как фонд оплаты труда, число прибыльных предприятий, рост валового внутреннего продукта. Составленная подобным образом доходная часть бюджета-2010 получилась примерно на десять процентов выше к уровню докризисного бюджета-2008.



Существовали также некоторые проблемы, связанные с объемом межбюджетных трансфертов на следующий год. В ходе августовской встречи с вице-премьером Александром Жуковым в Смоленске нам удалось отстоять собственную позицию по этому вопросу, после чего методики планирования межбюджетных трансфертов на 2010 год для Смоленской области были изменены. В результате их объем увеличился на 700 миллионов рублей.



Однако, с другой стороны, федеральный Центр перестал субсидировать нам ряд региональных полномочий, в результате чего мы недополучим около 400 миллионов рублей таких субсидий.



- Уже ясно, что бюджет 2010 года будет существенно дефицитным. Вообще, наблюдая за Вашей работой не первый год, «Говорит Смоленск» делает вывод, что Вам более по душе дефицитные финансовые документы, нежели профицитные. С чем это связано?

- Дефицитный бюджет неминуемо ориентирует его исполнителя к работе по мобилизации доходных источников, которые направляются на уменьшение этого самого дефицита. Применение дефицитного бюджета в 2009-2010 годах направлено исключительно на исполнение обещанных социальных обязательств. Без наличия дефицита бюджета-2010 администрация Смоленской области просто не смогла бы оставить объем социальных расходов на уровне 2009 года. Скорее всего, их пришлось бы урезать. Поэтому, для баланса доходов и расходов, и был написан дефицитный бюджет. При общем объеме доходов в сумме 16,3 миллиардов рублей мы предлагаем общий объем расходов на два с небольшим миллиарда больше 18,5 миллиардов рублей.



- Что можно отметить в структуре расходной части?

- В принципе, из года в год она примерно одинакова. Три четверти расходов бюджета-2010 это социальные обязательства (социальная и культурная сферы, а также межбюджетные трансферты). Собственно из областного бюджета на финансирование социальной и культурной сферы планируется направить около 6 миллиардов рублей (что на 900 миллионов больше по сравнению с текущим годом).



В 2010 году на 10 процентов (прогнозируемый правительством годовой рост инфляции) будут проиндексированы пособия, стипендии, а также иные выплаты, гарантированные гражданам рядом действующих областных законов.



К примеру, на финансирование денежных выплат ветеранам труда и труженикам тыла будет направлено почти 900 миллионов рублей. После индексации их размер составит от 370 до 470 рублей ежемесячно (первая цифра - для ветерана труда, вторая для труженика тыла).

Более 115 миллионов рублей планируется направить на субсидии жителям Смоленской области по оплате ЖКУ, столько же - на ежемесячные детские пособия. Еще 60 миллионов - это расходы на компенсации многодетным семьям.



Таким образом, еще раз подчеркну, что все социальные обязательства администрации Смоленской области в 2010 году будут проиндексированы на уровень инфляции. В общем и целом на эти цели предлагается направить 1,5 миллиарда рублей.



Более трети расходной части бюджета-2010 составляют межбюджетные трансферты (5,2 миллиарда рублей), то есть финансовая поддержка муниципалитетов Смоленщины по ряду важнейших обязательств, как-то: расходы на горячее питание школьников, капитальный ремонт жилого фонда и переселение из ветхого и аварийного жилья, полигоны ТБО и прочее.



Необходимо отметить, что в бюджете-2010 существенно возросла доля долгосрочных областных целевых (ДОЦП) и ведомственных целевых программ (ВЦП). Мы предусмотрели финансирование 32 ДОЦП и 12 ВЦП на общую сумму 2,2 миллиарда рублей (что почти на 40 процентов больше, чем в бюджете текущего года). 50 процентов от 2,2 миллиардов это объем финансирования социальной и культурной сферы, 26 процентов - объем финансирования АПК региона, а 14 процентов -объем экономической поддержки малого и среднего бизнеса.



- Коснулись ли бюджета-2010 многочисленные заявления первых лиц государства и региона об энергосбережении?

- В определенной степени, да. В следующем году продолжит свою работу областная целевая программа «Энергосбережение». Помимо этого, профильные департаменты предлагают муниципалитетам поддержку из областного бюджета при условии внедрения ими (муниципалитетами) энергосберегающих технологий. Полагаю, что это должно подстегнуть местные власти к активизации работ в данном направлении, поскольку с 2010 года областной бюджет прекращает софинансирование их расходов по оплате электроэнергии в организациях муниципальной бюджетной сферы. Надеюсь, главы воспримут такую норму как стимул для оптимизации финансов, получаемых ими в виде трансфертов. «Умное» энергосбережение даст им возможность использовать высвободившиеся излишки на иные важные цели.



- Как еще кризис повлиял на межбюджетные отношения с муниципалитетами?

- Местные власти входят в так называемый бюджетный цикл на месяц позже, чем органы госвласти Смоленской области: они должны внести проекты местных бюджетов на рассмотрение в представительный орган лишь в ноябре, когда мы уже готовим проект областного бюджета ко второму чтению. Естественно, что и нам, и им важно знать параметры бюджетов друг друга. В частности, для этого и работает трехсторонняя согласительная комиссия, занимающаяся вопросами межбюджетных отношений. Мы согласовали с главами районов основные параметры бюджета-2010 на этой комиссии. Надеюсь, что они понимают степень поддержки областного бюджета и долю собственной ответственности, и будут чувствовать себя уверенно при исполнении местных бюджетов.



- Премьер-министр Владимир Путин подчеркивал, что расходы на госуправление в 2010 году должны быть снижены на двадцать процентов. Вы учли пожелание премьера?

- Полагаю, что в первую очередь такие заявления Владимира Путина касались федеральных чиновников, уровень расходов на содержание которых в текущем году был достаточно высок. Хотя, безусловно, мы не меньше уважаемого премьер-министра заинтересованы в снижении собственных расходов на госуправление. Могу доложить, что уже в текущем году очень серьезно сокращены расходы на содержание аппарата чиновников администрации Смоленской области (по сравнению с докризисным 2008 годом). В 2010 году они практически не увеличатся.



- Игорь Викторович, первое чтение бюджета-2010 пройдено успешно. На чем заостряли свое внимание депутаты областной Думы?

- Вообще, проект областного бюджета никоим образом не являлся тайной за семью печатями. Любой желающий мог посетить публичные слушания и ознакомиться с нашими финансовыми планами.



Нами были проведены консультации еще до первого чтения. По их итогам мы постарались учесть в тексте финансового документа некоторые замечания, озвученные, в частности, фракцией «Единая Россия» (к примеру, они касались участия Смоленской области в онкологической части нацпроекта «Здоровье», а также других позиций).



Что же касается обсуждения проекта бюджета на заседании областной Думы, то отмечу, что наибольшее количество вопросов касалось увеличения заработной платы работникам бюджетной отрасли. Эта статья расходов областного бюджета составляет почти 5 миллиардов рублей. Повышение зарплаты бюджетникам неминуемо приведет к немалым дополнительным расходам, под которые у нас к настоящему моменту просто нет источников финансирования. Решение данного вопроса зависит не только от желаний региональной власти, но и от финансовой поддержки федерального бюджета. А правительство замерло в ожидании экономических перемен. Как только в федеральном бюджете будут запланированы дополнительные доходы, правительство обещает помощь в решении проблемы повышения зарплаты федеральным и региональным бюджетникам. В одиночку Смоленской области такое повышение не по силам - слишком уж велики дополнительные расходы.



- Как только будут запланированы дополнительные доходы... А будут? Есть ли у финансиста Скобелева уверенность, что с федеральным бюджетом-2010 все будет хорошо?

- С позиции корпоративной этики могу сказать, что Минфин работает профессионально. И это не просто мнение финансиста Скобелева, такая оценка неоднократно звучала из уст первых лиц государства. Иными словами, у президента и правительства нет больших нареканий по поводу того, как работала финансовая система России в 2009 году.



Если говорить о межбюджетных отношениях, то должен сказать, что Минфин услышал все наши просьбы. Да, объем антикризисной помощи на 2010 год снижается, но мы надеемся, что будут внесены соответствующие изменения в федеральный бюджет, и Смоленская область получит дополнительный объем помощи, не меньший, нежели в 2009 году.



- С каким проектом бюджета лучше переступать порог Минфина, и от чего зависит политика министерства в отношении отдельно взятого субъекта РФ?

- Минфин очень консервативная структура. Финансовая политика федерального Центра, на мой взгляд, состоит в том, чтобы перевести распределение финансовой помощи на формализованную основу, исключив принятие субъективных решений по выделению дополнительной помощи тому или иному региону. Считаю, что Минфин серьезно продвинулся на пути к достижению этой цели, поскольку в настоящее время финансовая помощь субъектам определяется по различным методикам, многие из которых опираются сугубо на параметры регионального бюджета.



К примеру, Смоленской области пошло на пользу активное снижение просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета. В кризисный период такой положительный темп был отмечен далеко не во всех регионах, он и помог нам при распределении дотаций на сбалансированность бюджетов в текущем году.



Вообще, в последние годы Минфин проводит мониторинг качества управления финансами в субъектах РФ. Чем качественное такое управление, тем больше возможностей для получения дополнительных средств.



- Получит ли город Смоленск в 2010 году четверть миллиарда рублей, положенных ему соответствующим областным законом?

- По данному вопросу администрация Смоленской области поддержала решение фракции «Единая Россия», состоящее в том, что денежные средства будут направляться из областного бюджета напрямую подрядчикам, без перечисления на расчетный счет администрации города Смоленска. Искомые 250 миллионов рублей по согласованию с городскими властями пойдут на строительство объектов социальной и иной сферы, необходимых Смоленску. Как я полагаю, впоследствии они будут переданы на муниципальный уровень, став городской собственностью.



- Вы неоднократно ссылаетесь на неопределенности развития экономики в следующем году. А какие трудности экономике и финансовой системе принес год текущий?

- Снижение экономического развития, в первую очередь, отразилось на исполнении доходной части областного бюджета-2009. Более чем на 70 процентов она формируется двумя налогами - подоходным (НДФЛ) и налогом на прибыль (НП). Но если фактический сбор НДФЛ в текущем году почти равен плановой величине, то налог на прибыль дает «проседание» в доходной части бюджета. Даже по итогам следующего года мы планируем, что его сбор составит около 93 процентов к уровню 2008 года.



Вместе с тем, мы не видим серьезных причин тому, что смоленский работодатель в массовом порядке переходит на «серые» зарплаты и минимизацию прибыли, пытаясь смягчить «удар» кризиса. Спад динамики налоговых поступлений примерно равен спаду падения производства.



В целом доходная часть бюджета-2009 выполняется в плановом режиме, с небольшими корректировками. Например, к ноябрьскому заседанию областной Думы мы готовим поправку по корректировке плана доходов от упрощенной системы налогообложения предпринимателей. Принятые ранее Смоленской областной Думой решения по снижению ставки этого налога с 15 до 5 процентов привели к его недобору на 80 миллионов рублей. Соответственно, данную цифру необходимо скорректировать в доходной части бюджета-2009.



В этом году нам удалось получить бюджетный кредит в размере двух миллиардов рублей, что помогает, во-первых, экономить расходы по его обслуживанию (ставка бюджетного кредита в шесть-семь раз меньше среднебанковской), а во-вторых - уменьшить саму потребность в дорогих банковских заимствованиях.



Совокупность вышеперечисленных обстоятельств позволяет исполнять обязательства по расходной части бюджета-2009 в плановом режиме, без каких-либо опасений.



- Каковы общие кредитные обязательства администрации Смоленской области?

- Активное кредитование началось в конце прошлого года, и к настоящему времени портфель наших кредитных обязательств достаточно небольшой. Как я уже сказал, в этом году мы получили два миллиарда рублей бюджетного кредита. Скорее всего, до конца года придется заимствовать еще столько же. Прогнозный объем кредитования на 2010 год составляет 4,4 миллиарда рублей.



- Губернатор Сергей Антуфьев убежден, что Смоленская область может и должна стать регионом-донором. Какие шаги делаются в направлении ухода от дотационности, и насколько это вообще возможно, учитывая специфику формирования доходной части бюджета?

- Вообще, Смоленская область не является высокодотационным регионом (по крайней мере, Минфин таковой ее не считает). Объем межбюджетных трансфертов, которые мы получаем, достаточно велик, но в отношении Смоленской области не распространяются ограничения, предусмотренные Бюджетным кодексом для высокодотационных регионов.



Все направления по совершенствованию финансовой системы отражены в бюджетной и налоговой политике Смоленской области.



В бюджетной политике одним из главных приоритетов является работа с задолженностью предприятий областному и муниципальным бюджетам по налогам. К настоящему моменту по консолидированному бюджету области она составляет порядка 700 миллионов рублей, и, к сожалению, продолжает расти.



Как орган государственной власти, мы помогаем налоговой службе в борьбе с такими неплательщиками, а также просим заняться аналогичной работой муниципальные власти. Более того, с целью их стимулирования к занятию по погашению задолженности администрация Смоленской области уменьшает объем межбюджетных трансфертов ровно на ту долю прироста недоимки, которую допускает глава района на подконтрольной территории.



Один из приоритетов налоговой политики - переориентация региональной экономики в сторону малого и среднего бизнеса. В отличие от многих европейских государств (!), бюджеты которых в значительной степени формируются налогами малого и среднего бизнеса, в Смоленской области ВРП создается крупными промышленными предприятиями. Они же и перечисляют львиную долю налогов. К примеру, половину всего налога на прибыль формируют так называемые вертикально-интегрированные компании - энергетической отрасли, мобильной связи, железнодорожных перевозок - входящие в состав тех или иных российских холдингов.



Для поддержки малого и среднего бизнеса Смоленской области выделяются достаточно большие средства, как из федерального, так и из регионального бюджета; отлажена система микрокредитования, работают залоговые фонды; создан специальный фонд поддержки малого предпринимательства.



Еще один путь максимизации доходных источников инвестиционная политика. В 2010 году мы сохраняем пакет инвестиционной поддержки, включающий в себя налоговые льготы и субсидирование процентных ставок (если речь ведется об инвестпроекте, имеющем статус «одобренный»). Совместно с федеральным центром прорабатываются крупные проекты. Один из последних - проект реконструкции Игоревского деревообрабатывающего комбината, который оценивается в 5,3 миллиарда рублей. Федеральный бюджет выделит в рамках проекта реконструкции 766 миллионов рублей на развитие инфраструктуры Холм-Жирковского района: реконструкцию автодорог, систем водо-, тепло- и газоснабжения.



Также следует отметить масштабный проект ближайшего будущего, связанный со строительством балтийской трубопроводной системы, который по предварительным оценкам привлечет на Смоленщину около 15 миллиардов рублей.



- Игорь Викторович, о том, что Смоленск открыт для инвесторов, Вы говорили еще в 2004 году. В чем главное преимущество Смоленской области?

- Действительно, и тогда и сейчас я не вижу большой разницы между Смоленской областью и, допустим, Калужской с точки зрения привлекательности строительства сборочных заводов.



В целом, с позиций логистики и маркетинговых связей Смоленщина занимает крайне выгодное стратегическое положение для инвесторов. Помимо этого, региональной властью созданы все возможные условия для прихода внешних капиталов: областные законы дают инвестору льготное налогообложение и предоставляют земельные участки, администрация оказывает содействие в инвестпроекте путем создания группы сопровождения. Поэтому власти всех уровней просто должны быть максимально активны в процессе привлечения инвесторов, а федеральный центр (без участия которого, как известно, не обходится при распределении крупных инвестпроектов) уделять больше внимания инвестиционной политике Смоленской области.



- Насколько задействован механизм привлечения бюджетных средств по линии федеральных целевых программ?

- Что касается поддержки в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), то по этому вопросу позиция администрации Смоленской области и лично губернатора Сергея Антуфьева заключается в активизации работы региональных чиновников для получения федеральных средств по максимальному количеству ФЦП.



Такой подход даже выделен как критерий оценки эффективности регионального чиновника соответствующего департамента: чем больше привлечено средств по ФЦП, тем эффективнее он работает.



В 2009 году Смоленская область участвовала практически во всех ФЦП (за редким исключением, когда ФЦП очень специфичные, например, связанные с космическими технологиями). Полагаю, что и в 2010 году наше участие в ФЦП останется на том же уровне.



- Почему Вы отказались от принятия в 2010 году трехлетнего бюджета?

- Бюджетный кодекс позволяет нам иметь трехлетний бюджет, либо годовой бюджет и перспективу трехлетнего финансового плана. Мы отказались от принятия в 2010 году трехлетнего бюджета в основном из-за нестабильной экономической перспективы. Неясность не позволила качественно подойти к проектировкам такого бюджета, поэтому мы решили принять бюджет на один год, но иметь трехлетний финансовый план (который, кстати, во многом аналогичен трехлетнему бюджету).



Согласно этому финансовому плану максимальный дефицит областного бюджета предполагается и в 2011 году, уменьшаясь лишь с 2012 года. При проектировке бюджета-2011 мы сможем более предметно скорректировать трехлетний финансовый план. В принципе, федеральный Центр стимулирует регионы к принятию трехлетних бюджетов, которые, безусловно, имеют ряд преимуществ. Поэтому не исключено, что в 2011 году мы сверстаем такой трехлетний бюджет.



- Если правы те, кто говорит: «кризис - это время новых возможностей», то что он дает финансовой системе Смоленской области?

- На фоне кризиса начинаешь задумываться о том, насколько эффективно мы тратим расходы (это заметно и по федеральному бюджету, и по региональному). С точки зрения оптимизации расходов в 2009-2010 годах финансистам открылось огромное поле для работы. Как найти наиболее эффективные каналы помощи? Для этого администрация Смоленской области планирует увеличивать долю областных целевых программ (как наиболее эффективного инструмента расходования средств областного бюджета) до уровня 30 и более процентов от общей суммы расходов. Для сравнения: в бюджете-2010 эта доля -12 процентов, в бюджете-2009 - около 8 процентов. Кризис позволяет более жестко, более прагматично оценивать собственные возможности.



ЕВГЕНИЙ ВАНИФАТОВ

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь