1 сентября: вперед в прошлое

http://www.gorodnews.ru - Добавил plaster в категорию Наука

День знаний настолько привычно вписался во внутренний счетчик времени каждого, что кажется - он был всегда. Однако начало учебного года в смоленских школах век-полтора назад выглядело совсем по-другому.



КОГДА

До революции во многих заведениях народного образования (начальных, земских и церковно-приходских школах) занятия велись с октября по май. В крестьянских хозяйствах дети с малого возраста начинали помогать родителям, так что сентябрь из учебного графика выпадал: не до науки!

А вот в смоленской гимназии, одном из старейших учебных заведений города, в XIX веке учебный год длился 11 месяцев - с 1 августа по 1 июля. Ученики отдыхали на летних "вакациях" всего месяц. Год делился на два "учебных течения", каждое из которых начиналось и заканчивалось "испытаниями" - экзаменами. Испытания были двух видов: "частные", внутри гимназии, и "открытые", на которых могла присутствовать самая разнообразная публика.



КАК

Как выглядело начало учебного года в гимназии век назад? Первого августа никаких торжеств не было. Три недели отводилось для того, чтобы учителя составили "годичные отчеты" об успехах своих учеников и подготовили "диссертации" - праздничные речи. Гимназисты в это время зубрили стихи на разных языках, ставили "опыты в рисовании". Испытания начинались в последнюю неделю августа и продолжались несколько дней. Торжества приурочивались к "окончательным испытаниям". На них приглашались губернатор, предводитель дворянства, архиерей, "почетнейшее духовенство", военные и статские чиновники. Остальные горожане извещались о "дне знаний" через полицию.

Праздник начинался с речей учителей. Темы их "диссертаций" были одной направленности: "о важности и необходимости просвещения", "о добром направлении сердца" или о том, что "воспитание, основанное на христианском благочестии, есть наилучшее". Затем ученики на русском, латинском, греческом, немецком и французском языках зачитывали выученные стихотворения, свои сочинения. В присутствии гостей гимназисты показывали свои успехи в рисовании и чистописании, ставили физические эксперименты "с объяснениями". В заключение зачитывались имена самых прилежных учеников с вручением им "похвальных листов" и книг.



В ЧЕМ

Каждодневная форма смоленских гимназистов состояла из серой суконной рубашки с ремнём и брюк. Парадная форма была тёмно-синего цвета - однобортный сюртук со стоячим воротником и такого же цвета брюки. В холодное время года носили двубортную серую шинель. В Смоленской гимназии обязательным атрибутом была тёмно-синяя фуражка с белым кантом и кокардой из двух крест-накрест сложенных лавровых веток с буками "СКГ" (Смоленская классическая гимназия).



ГДЕ

Из ныне действующих учебных заведений Смоленска старейшее - духовная семинария. В начале XVIII века Петр I двумя своими указами запретил посвящать в попы и дьяконы людей, не окончивших церковные школы. С этого времени при архиерейских домах стали создаваться учебные заведения для подготовки священнослужителей. В Смоленске архиерейская школа была открыта митрополитом Сильвестром Крайским в 1711 году, а 17 лет спустя она была преобразована в духовную семинарию. В середине XVIII столетия в Смоленске открылась гарнизонная школа, предназначенная для обучения детей солдат. В 1779 году появилась и первая городская школа для детей купцов и мещан, где их учили "российской грамоте, правописанию, катехизису и арифметике".

А в 1786 году, в годовщину коронации императрицы (22 сентября), в Смоленске и ещё в 24 российских губернских центрах были открыты Главные народные училища. На базе такого училища в 1804 году было образовано второе по возрасту из ныне существующих учебных заведений города - Смоленская гимназия. Первое женское училище - Мариинское - в Смоленске открылось в 1861 году, еще одно, которое так и называлось - вторая женская гимназия, - в 1886-ом. Третье училище для девочек - городское начальное - появилось в 1912 году. Это было заведение, рассчитанное на детей из небогатых семей, специально для тех, кто ранее поступал в гимназии "без надежды ее окончить" и уйти из нее, научившись грамоте. Но даже облегченная программа обучения включала в себя Закон Божий, пение, гимнастику, письмо и чтение, арифметику, геометрию, географию и историю Отечества с "необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии", основы физики и рисование.

Помимо гимназий, до революции состоятельные дамы и господа могли дать образование своим чадам в частных пансионах, которые ещё назывались "домашними училищами". Почти все они содержались иностранцами. На рубеже XVIII-XIX веков в Смоленске действовали пансионы ирландца Амболевского, француза Пине, немца Эллерта. Один из представителей известного дворянского рода Энгельгардтов, обучавшийся в смоленском заведении Эллерта, так отзывался о своём воспитателе: "Касательно наук он был малосведущ, но зато строгостью содержал пансион в порядке на совершенно военной дисциплине, бил без всякой пощады за малейшие вины ферулами из подошвенной кожи и деревянными лопатками по рукам, секал розгами и плетью и ставил на колени на 3-4 часа". Для поддержания дисциплины во многих частных пансионах ученики делились на старших и младших. Старшие имели знаки отличия (например, особые банты в петлицах) и надзирали за остальными, чтобы те не шалили, "учили наизусть уроки, заданные для другого дня" и не говорили по-русски, когда учили иностранные языки.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь