Смоленский гостиничный бизнес. Позади планеты всей?

http://www.gorodnews.ru - Добавил slava в категорию Бизнес и экономика

Местные туроператоры в один голос кричат: дайте нам хороших гостиниц побольше, а за туристами дело не станет. Власти признают, что городу просто необходима современная хорошая гостиница для массового среднего туриста. Тем не менее новые гостиницы в городе не торопятся открываться. За последние несколько лет количество отелей в Смоленске увеличилось весьма незначительно, и то в основном за счет мелких частных «постоялых дворов», рассчитанных в основном на единичных состоятельных клиентов. А поток прибывающих к нам туристов, как ни странно, растет с каждым годом. И их могло бы быть еще больше, если бы не одно «но». В нашем городе иногда просто негде остановиться. Почему гостиничный бизнес развивается у нас так медленно? И почему местные предприниматели не торопятся вкладывать в него деньги? Так ли все плохо в смоленских «номерах»?



Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен



Театр начинается с вешалки, а город с гостиницы. Первое, что видит турист, приезжая к нам, - это наши отели. Гостиничный бизнес в Смоленске находится в зачаточном состоянии, пока он не дорос еще даже до пеленок. Не то чтобы гостиниц не было вообще. Они есть. Только в том виде, в котором смоленские отели существуют сейчас, они не способны справляться с сегодняшним потоком туристов.

Специфика нашего города такова, что у нас развит в основном событийный туризм. Другими словами, то отбоя нет от желающих приехать, то совсем пусто. Это обстоятельство накладывает отпечаток на гостиничный бизнес Смоленска.

«Особенно большой наплыв туристов у нас на праздники, - говорит Ольга Корсак, начальник отдела внешних связей и туризма городского управления культуры, внешних связей и туризма. - К примеру, москвичи, да и питерцы, очень любят встречать у нас Новый год. На Масленицу у нас тоже много гостей».

Именно в те моменты, когда у нас с туристами густо, мест в гостиницах нет. Уже сейчас многие турфирмы вынуждены отказывать около 30 процентам желающих.

«Да, иногда приходится отказывать, - жалуется Максим Мохов, старший менеджер туристической компании «Евротур». - А бывает, что и сами туристы не хотят довольствоваться тем, что могут предложить наши гостиницы. Уровень обслуживания у нас в основном допотопный. А некоторые уже приучены, хотя бы той же Турцией, к нормальному человеческому сервису. У нас ведь нет ни одной большой гостиницы, которая бы соответствовала хотя бы трем звездам».

Условно наш гостиничный фонд можно разделить на две категории. Старые, оставшиеся еще с советских времен гостиницы, с приличным количеством номеров, и новые маленькие частные «гостинички». В первом случае количество часто идет в ущерб качеству. Во втором - с сервисом все нормально, а вот номеров маловато для массового туриста.

«Мы регулярно проводим анкетирование среди туристов, - рассказывает Ольга Корсак. - Есть вопросы, касающиеся размещения в нашем городе. Как вы можете догадаться, положительных откликов о гостиницах практически нет. Пишут, что в душе не было мыла или не было света, а в двухместном номере - одна кровать вместо двух. Все это говорит об одном - мы еще не научились организовывать пусть даже скромный и ненавязчивый, но хороший сервис, чтобы было хотя бы чисто, уютно и тепло. Слава богу, что впечатление, которое получают люди от самого города, скрашивает этот неприятный момент».

Может быть, именно поэтому число приезжающих к нам растет с каждым годом.

«Последние несколько лет мы наблюдаем постоянный прирост числа туристов на 15-25 тысяч человек в год. Это касается внутреннего туризма. Число туристов в основном увеличивается за счет наших соотечественников», - говорит Владимир Филимонов, начальник отдела культурного наследия и туризма областного департамента по культуре.

Это же подтверждает и независимое исследование рынка гостиничных услуг, проведенное в 2006 году Санкт-Петербургским маркетинговым агентством Promaco. Они выявили, что Смоленск занимает ключевые позиции по России в системе развития въездного туризма. По объему прибытий в Смоленск мы опережаем Владимир и Тулу.

«Тенденция роста въездного потока имеет хорошую динамику. К нашему городу есть интерес, - считает Ольга Ивановна. - Даже искушенные москвичи, которые объездили полмира, приезжают к нам и говорят, что Смоленск - это жемчужина, что ничего подобного они не видели, и это несмотря на нашу некоторую неустроенность и неухоженность».

Казалось бы, туристов хватает, можно еще открывать и открывать гостиницы или, по крайней мере, реконструировать и ремонтировать старые - и зарабатывать деньги. Статистика же говорит, что вкладывать в это деньги бизнесмены не торопятся. С 2003 до 2006 год количество средств размещения, иными словами, мест, в которых турист может остановиться, увеличилось всего с 18 до 21.



Чем богаты



Гостиницы города можно по пальцам пересчитать. Говоря языком туроператоров, основное средство размещения у нас - всем известная гостиница «Россия». Большего количества номеров (320 номеров), чем здесь, в городе не найдешь. Именно поэтому и пользуется она таким спросом.

«Представьте, принимаем автобус с туристами, это примерно 45 человек, - рассказывает заведующий кафедрой социальной географии и туризма Михаил Евдокимов. - Естественно, их надо поселить в примерно одинаковые номера, чтобы они оказались в равных условиях - за путевку же все заплатили одну цену».

Тут и начинаются проблемы. Есть хорошие маленькие мотели, но там не хватает мест (20-30 номеров), чтобы разместить сразу большую группу туристов. А самое главное - они не гомогенные, в них нет достаточного количества номеров одинакового уровня. Они рассчитаны на индивидуального туриста.

«Наши клиенты - это в основном бизнесмены и люди, которые приезжают к нам в командировку, - говорит Инна, директор гостиницы «Медлен». - На заполняемость мы не можем пожаловаться».

Более или менее гомогенными номерами обладает только «Россия», и то не в полной мере. Часть номеров сейчас заведомо не предназначены для туристов - сдаются под офисы. Оставшиеся устраивают далеко не всех. Есть у нас конечно, и большие гостиницы с приличными номерами, но они не рассчитаны на массового туриста. В них останавливаются в основном заезжие гастролеры и солидные бизнесмены.

«В «России» мы часто размещаем людей просто потому, что нет другого выбора, - жалуется один из смоленских туроператоров. - Многим не нравится, что сервис здесь не соответствует никаким стандартам. В «Центральной» очень хорошие люксовые номера, но цены там даже не всякому москвичу по карману».



Рифы и мели смоленских отелей



Не все в этом бизнесе так просто, как кажется на первый взгляд. Сезонный и событийный характер нашего туризма дает о себе знать местным отельерам. «В праздничные дни во многие гостиницы города не пробиться, - говорит Михаил Евдокимов. - Да и в выходные дни у них есть загрузка. У мотелей же, которые стоят вдоль трассы, все совсем наоборот. У них нет наполняемости в выходные дни. Их публика в основном транзитники, дальнобойщики. Дело в том, что большегрузные автомобили как раз идут по всем дням, кроме выходных. Кем заполнять в эти дни мотель? Им бы как раз тех самых туристов, которые приезжают на выходные дни и которым иногда не хватает мест в городских гостиницах».

Но тут возникает другая проблема: что делать туристу на трассе? И добираться до города далеко, и на месте обычно с развлечениями не густо - в лучшем случае бар при отеле.

«Есть, конечно, владельцы, которые понимают, что одним баром и сауной проблемы не решишь, - говорит Владимир Филимонов.- Мы регулярно объезжаем мотели, которые расположены на трассе Москва-Минск. Там, где развит целый комплекс услуг, стоянка забита, постояльцев полно. В одном из таких мотелей есть даже свой мини-музей, конная школа. Они смело могут у себя принять автобусную группу. Пока готовится завтрак, человек может душ принять, а может воспользоваться экскурсионными услугами. Они предлагают осмотреть ближайшие достопримечательности - Дорогобуж, Герасимо-Болдинский монастырь, у отеля свои сопровождающие, есть транспорт».

Чтобы выжить в этом бизнесе, некоторым гостиницам приходится иногда поработать и себе в убыток, а потом все окупится с лихвой. Так, к примеру, чтобы при отеле была своя хорошая кухня, хозяевам приходится содержать поваров, платить им зарплату, даже когда постояльцев совсем нет. Зато есть гарантия, что в самый разгар сезона повара не уйдут к конкурентам.

Есть еще одна, практически не замечаемая нами, довольно прозаичная проблема почти всех смоленских гостиниц, но именно она больше всего шокирует приезжающих к нам иностранцев.

«Для иностранца отсутствие в гостинице горячей воды в отеле это полная шизофрения, - говорит Михаил Евдокимов. - Автономное горячее отопление - не просто необходимость, это норма. Пока об этом никто не позаботится, глупо рассчитывать на то, что к нам толпами повалят гости из-за границы».



Реконструировать нельзя открыть



Среднее время окупаемости приличной, не дешевой гостиницы составляет 8-12 лет, а отеля среднего класса и того больше. Проще построить жилой дом или офисное здание, и хлопот меньше, и окупится намного быстрее. А что касается реконструкции, то тут вообще проблем не оберешься.

«У наших гостиниц уже есть собственник, как правило, оставшийся еще с советских времен, и он не заинтересован пускать в свои хоромы чужих, даже с деньгами, - делится владелец одной из частных гостиниц в Смоленске. - Поэтому у нас проще открыть свою гостиницу, чем вложить деньги в уже имеющиеся. Сами владельцы уже существующих гостиниц тоже почти не вкладывают в них деньги или вкладывают по минимуму. Их устраивает та прибыль, которая есть. Они как жили, так и живут по старинке, не думая о завтрашнем дне. И потом на этом рынке в Смоленске практически нет конкуренции, а значит, нет стимула развиваться. Если можно и так заработать, зачем вкладывать в это деньги. Может быть, появление новой гостиницы подстегнет как-то остальных игроков на этом рынке».

И все же процесс развития гостиничного бизнеса в Смоленске потихоньку идет.

«Уже появились неплохие маленькие частные гостиницы, - говорит Михаил Евдокимов. - Но я подчеркиваю, что они не рассчитаны на массового туриста. Пока у нас не будет большой муниципальной или частной современной трехзвездочной гостиницы, с автономной горячей водой, стоянкой, баней, охраной, со всем, что положено для 3 звезд, ни о каком развитии массового туризма и речи быть не может».

Правда, недавно у города появилась надежда, что в ближайшие годы будет наконец построена новая приличная гостиница.

В 2008 году в рамках муниципальной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в городе-герое Смоленске на 2008-2012 годы», принятой на одной из последних сессий городского Совета, будет выделена инвестиционная площадка для строительства гостиницы, а затем проведен конкурс по определению инвестиционного проекта ее строительства. Место, где она будет располагаться, и то, кто будет участвовать в этом конкурсе, пока еще точно не известны.
Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь