Рецепт от смоленского фермера: Как спасти сельское хозяйство

http://www.rabochy-put.ru - Добавил student 5874 дня назад в категорию Pазное

По самым скептическим прогнозам, которые то и дело раздаются из Минсельхоза, через десять лет хлеб в России придется распределять по карточкам. Продолжающие зарастать березняком смоленские поля - тому убедительное подтверждение. Даже если нынче область осилит все 139 тысяч гектаров, запланированных под весенний сев, это продовольственную проблему региона не решит. Похоже, что никакие национальные проекты не могут сделать сельхозпроизводство привлекательным для инвестиций. Крестьяне, которые непосредственно работают на земле, единодушны в том, что, пока цены на топливно-энергетические ресурсы будут диктовать монополии, рассчитывать на то, что Россия накормит хотя бы саму себя, не приходится. При ежегодном повышении цен на бензин, дизтопливо и электричество даже миллиардные вложения денег в сельское хозяйство окажутся в очередной «черной дыре». А виноваты в этом останутся, как всегда, крестьяне.

Ввести спецналог и организовать МТС?



В редакцию «Рабочего пути» пришло «Открытое письмо» от фермера из Смоленского района Николая Макаренкова. Вот его основные предложения по спасению сельского хозяйства области.



Предлагаю партии «Единая Россия» выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о возвращении специального налога сельскому хозяйству.



В каждом районе необходимо создать мобильные мини -МТС (машинно-тракторные станции). МТС надо укомплектовать складами для минеральных удобрений, ремонтно-механическими мастерскими. Из технического вооружения необходимо на каждую МТС выделить не менее трех автомобилей «Урал» с длинномерными прицепами и манипуляторами для погрузки и выгрузки сельхозмашин, зерноуборочные комбайны, колесные трактора с полными комплектами навесного оборудования, диски легкие и тяжелые, 32-рядные сеялки.



Прекратить продажу и скупку паевых земель. Это катастрофа для страны.



Срочно восстановить лесхозы, снабдить их современной техникой. На базе этих предприятий можно изготавливать недорогие деревянные дома для тех, кто захочет работать на селе. (Проект предлагаю.)



В животноводстве установить вахтовый метод работы: подвозить людей к месту работы из окрестных деревень на микроавтобусах.



Отпускать ГСМ для сельхозпроизводителей в ближайшие 2 - 3 года по себестоимости.



Перевести российское хозяйство на госкорпорацию.



Снег вперемешку с дождем - для апреля обычное дело. Залитый лужами проселок - центральная улица деревни Дачная-2. Вот он, тот самый колодец, у которого мы договорились встретиться с местным фермером Николаем Александровичем Макаренковым - автором «Открытого письма». Любое крестьянско-фермерское хозяйство - маленькая вселенная со своим центром и окраинами, солнцем и «черными дырами». Вопрос, чего в нем окажется больше: несущего жизнь света или беспросветного мрака? А вот это уже зависит только от ХОЗЯИНА этой микровселенной. Именно такой человек и ждал нас у колодца, чтобы указать кратчайший путь в свои владения.



Николай Александрович - инвалид первой группы. Потерял зрение еще в партизанском отряде в Демидовском районе. Но на этом беды партизанского разведчика не закончились: через некоторое время он отморозил и потерял руки. Казалось бы, какой из него фермер? Но, закончив школу для слепых, научившись читать по азбуке Брайля, отработав много лет на заводе, он решил стать... фермером. Было это в середине девяностых годов прошлого века, когда фермерское движение набирало силу и казалось достойной заменой доведенным до нищеты колхозам и совхозам. Под лозунгом «Фермер накормит страну!», а то и просто без лозунгов начался грабеж еще державшегося на ногах сельского хозяйства. Эйфория прошла довольно быстро: большинство «фермеров» выгодно продали технику и уехали в города. Из числящихся сегодня на бумаге 1700 КФХ «в живых» осталось не более 280. Среди них и хозяйство Макаренкова. Правда, оно уже не числится как фермерское, а переведено в личное подсобное... Суть этой «смены вывески» в том, что с ЛПХ берут меньше налогов, чем с КФХ, значит, больше денег остается на развитие своего дела.

«Есть всё, кроме работы»



Странно слышать такие слова от фермера, у которого в собственности шесть гектаров земли, почти новый МТЗ-82, добротное навесное оборудование... А главное, есть интерес к делу.



Вместе с Николаем Александровичем обходим его владения. Невдалеке прошумел поезд по той самой железной дороге, под которой Макаренков на свои средства провел газопровод, снабдивший газом весь поселок. Власти обещали человеку возместить его расходы, да, видно, подзабыли, бывает...



Теплицы, где растет рассада огородных культур, знают все местные жители. Отсюда у всей округи урожайные сорта помидоров и перцев... Тридцатидвухрядная сеялка, плуги, диски, почти новый трактор, емкости для дизтоплива... Есть все, но придется ли нынче выезжать Николаю Александровичу на свои шесть гектаров?



- Как выезжать, - горько махнул рукой хозяин,- когда солярка по 21 рублю за литр? Какое хозяйство такие цены выдержит? Да и посею я зерновые, а чем убирать? Ни одного зерноуборочного комбайна в округе! Была бы в районе МТС, сделал бы я заявку на уборку своих шести гектаров, они бы приехали и за полдня все смолотили...



Задумал Николай Александрович заняться разведением гусей. Выгодная птица! Среда обитания - теплый птичник, луг, сажалка с водой. Еще нужен инкубатор для получения молодняка. Помещение для гусиной фермы уже есть. Но инкубатор за 40 тысяч рублей Макаренков сам купить не может. Душат прежние кредиты за технику. А свою идею о гусиной ферме не оставляет. Считает, что есть в ней рациональное зерно. Тем более что пробовал он заниматься традиционным фермерским промыслом - разводить свиней, держать коров. Но как только начали дорожать комбикорма, свиней пришлось пустить под нож. Содержание коров, при сегодняшних дотациях на молоко, тоже не оправдывает себя.



- Главная проблема - большинство фермеров или владельцев личных подсобных хозяйств не в состоянии сами убрать выращенные зерновые. Посеять можно. Урожаи овса и ячменя на нашей земле можно получать хорошие. И рожь нормально родится, но не под силу частнику купить зерноуборочный комбайн. А будь в районах небольшие МТС, то все проблемы бы разрешились автоматически. Мы бы сами смогли для свиней, коров, птицы делать комбикорм. У меня даже мельница для этого есть. Стоит в полностью рабочем состоянии. Я готов обеспечить качественной посыпкой свое хозяйство и, по приемлемой для людей цене, все население деревни. Будь у меня возможность убрать зерновые, то во многих подворьях вокруг хозяева завели бы по паре поросят. Конечно, такой подход не решит кормовую проблему крупных птицефабрик, но для маленьких хозяйств это выход из положения.

«Дома и фермы в деревне должны быть недорогими»



Николай Александрович раскладывает на своем рабочем столе чертежи. На одном - симпатичный одноэтажный сельский дом, на другом - животноводческая ферма. И одна, и другая постройки выполнены из дерева. Но «фишка» в том, что по сметной стоимости возведение таких домов и ферм стоит не более 500 - 600 тысяч рублей. Производство легко поставить на поток, тогда себестоимость и конечная цена строений снизятся еще больше. Предоставлять такие дома можно на условиях кредита. Лучше всего беспроцентного для заемщика. Одним из обязательных пунктов договора должно быть согласие человека на то, что он отработает в хозяйстве не менее пяти лет. При этом часть зарплаты будет идти на погашение кредита. Если за пять лет работник не рассчитается с долгом, то может продлить договор с хозяйством на новый срок.



Животноводческие помещения - для тех, кто решил стать фермером. Строиться и окупаться они должны быстро. Макаренков готов в любое время предоставить чертежи всем, кто ими заинтересуется.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска на нашей странице в Вконтакте

Читайте также

Добавить комментарий

Войдите, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь